План – конспект урока.
Тема: «Климат Северной Америки».
Цель: Изучить влияние географических факторов на формирование и изменение климата.
Задачи: Обучающие: расширить и систематизировать знания учащихся о климатообразующих факторах, формировать знания об особенностях климата Северной Америки, климатических поясах и типах климата.
Развивающие: совершенствовать практические умения и навыки характеризовать типов климата материка, навыки работы с книгой и картографическим материалом; продолжить формирование умений анализировать картографические, справочные данные и делать выводы по изучаемому материалу; развивать умения создавать образ объект; развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные: Продолжить формирование географического мировоззрения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью; воспитание бережного отношения к природе и умений рационального природопользования Тип урока: комбинированный
Используемое оборудование: климатическая карта Северной Америки, физическая карта Северной Америки, мультимедийный комплекс, атласы, учебники и контурные карты.
Ход урока:
I. Организационный момент, проверка знаний:
1) Выбрать правильный ответ:
Древний материк, от которого образовалась С. Америка
С. Америку омывает океана
С. Америку не пересекает
2) Заполнить таблицу:
Тектонические структуры | Древняя платформа | ………………… | Герцинская складчатость | ……………….. |
Формы рельефа | ………………… | Береговые хребты | ………………… | Скалистые горы |
3) Покажите на карте:
-самую высокую точку С. Америки;
-крайние точки С. Америки;
-«ледяной мешок» С. Америки, «горячий горн», «цветущий» полуостров, «новонайденная земля», полуостров народа майя.
4) В каких широтах находится С Америка и как это сказывается на природе материка?
2. Изучение нового материала:
Актуализация учебной деятельности:
Зная черты географического положения материка и особенности его поверхности, можно сделать предположение о разнообразии климатических условий Северной Америки. Но наши предположения требуют доказательств. Давайте, найдем факты, подтверждающие наши предположения.
Ребята, вспомните уже известные вам климатообразующие факторы.
Работа по атласу с.35
1)Определить t ян. и t июл. на п-ове Юкатан и о-ве Баффинова Земля. На какой широте они находятся? Определяем тип климата. ------- какой климатообразующий фактор ? - Географическая широта
2) Сравниваем климатические условия на п-овах Калифорния и Флорида:
- на каких широтах лежат полуострова; какому типу климата соответствует?
- по атласу определяем главные отличия в климате (кол-во осадков); объяснить эти отличия -------------- какие климатообразующие факторы? - Подстилающая поверхность (течения), Общая циркуляция атмосферы
3) Самая широкая часть С. Америки располагается в умеренном климатическом поясе. Рассмотрим какие факторы влияют на формирование климатических областей:
- различное нагревание земной поверхности по временам года
- в умеренных широтах западный перенос воздушных масс
- меридиональная протяжённость горных систем (препятствует проникновению вглубь материка Западных ветров)
Заполняем таблицу:
Климат. области | Местоположение | Температура января | Температура июля | Осадки |
морской | | | | |
умеренно-континентальный | | | | |
Делаем совместно с классом вывод: Морской климат находится на западе материка, он более влажный и более тёплый зимой – это влияние западных ветров. Большую часть умеренного пояса занимает умеренно-континентальный климат, потому что горы расположены на западной окраине С. Америки; меньше влияние морских воздушных масс (меньше осадков, теплее летом и холоднее зимой).
4) При изучении каждого материка мы находили «климатические рекорды» (давайте вместе вспомним):
Африка – самый тёплый, самая высокая t;
Австралия - самый засушливый;
Южная Америка – самый влажный, самое сухое место на Земле;
Антарктида – самый холодный, полюс холода
Чем известна С. Америка – это самые мощные воздушные вихри торнадо. Как же они возникают?
Просмотр слайдов
Положение материка между Северным полярным кругом и Северным тропиком влияет на амплитуду угла падения солнечных лучей и формирования различных воздушных масс, которые благодаря наличию широких равнин, расположенным в центре материка, могут свободно передвигаться по направлениям с севера на юг и с юга на север. Вследствие этого, между воздушными массами возникает большая разница в температуре и давлении. В результате часто наблюдаются ураганы, которые здесь называют испанским словом «Торнадо», что значит «крутит». Движения воздуха во время ураганов достигает большой скорости. Торнадо разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сбрасывают с рельс железнодорожные составы.
3. Итог урока, выставление оценок учащимся
В целом класс работал - (хорошо, недостаточно и т.д.)
Особенно активно работа -…..Справились с …. Выявили основные закономерности в ….+ оценки за тесты. Что самое интересное узнали?
Д\з стр. 62-64 , выполнить задания 6 и7 (стр. 165); на к\к нанести природные объекты (стр.164); дополн. – рассказ или презентацию об озере или реке С. Америки.