СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Климатообразующие факторы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить, расширить и систематизировать знания учащихся про особенности типов климата Земли; продолжить формировать умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать и объяснять главные географические закономерности.

Просмотр содержимого документа
«Климатообразующие факторы.»

Урок 6.

Тема: Климатообразующие факторы. Распределение солнечной энергии и температуры воздуха. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Климатические пояса и типы климата Земли. Практическая работа 3 «Определение климатических поясов и областей».

Цель: повторить, расширить и систематизировать знания учащихся про особенности типов климата Земли; продолжить формировать умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать и объяснять главные географические закономерности.

Оборудование: климатическая карта мира, карта климатических поясов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Блицопрос.

1) Что такое атмосфера?

2) Что называют погодой?

3) Дайте определение понятия «климат».

4) От чего зависит разнообразие климата Земли?

5) Какие основные Климатообразующий факторов вам известны?

6) Какие карты используют при изучении климата Земли?

  Прием «Пять предложений».

С помощью пяти предложений ответьте на вопрос, в чем заключается значение атмосферы для жизни на Земле.

III. Мотивация учебной деятельности.

Безусловно, атмосфера и процессы, которые в ней происходят, имеют огромное значение для всего живого на Земле. Люди, животные, растения живут на дне воздушного океана - атмосферы. Без воздуха они не могли бы существовать. Изменения в атмосфере влияют на здоровье людей, их хозяйственную деятельность, а иногда и на ход исторических событий. Так, например, тайфун, который внезапно возник в 1281, потопил десятки тысяч монгольских судов, направлявшихся к берегам Японии, тем самым встав на пути захвату страны. И таких примеров можно привести очень много.

Исследования атмосферы и климата Земли позволяет не только предсказывать погоду, но и предотвращать неблагоприятным явлениям. Сегодня на уроке вы сможете сделать еще одно открытие - по тематическим картам атласа установить закономерности распределения температур, осадков, атмосферного давления. Для выполнения этой работы вам пригодятся знания и умения, приобретенные в 6 классе (тема «Атмосфера»).

IV. Изучение нового материала.

1. Атмосфера - «фабрика» погоды и климата.

Вы знаете, что атмосфера - легкая и наиболее подвижная воздушная оболочка нашей планеты. Она образовалась из газов, которые вырывались из ее недр при вулканических извержений. Появление океанов и живых организмов на Земле изменили состав атмосферы.

- Вспомните, какие газы входят в состав атмосферного воздуха.

В наше время газовый состав нижних слоев атмосферы, особенно тропосферы, почти постоянный: 78% азота, 21% кислорода, около 14% - другие газы (в том числе углекислый - 0,035% - и инертные).

В отличие от геологических явлений, которые мы почти не замечаем, в атмосфере постоянно происходит превращение. Продолжительность таких процессов иногда измеряется минутами. Эти изменения касаются нас непосредственно, влияя на самочувствие, здоровье, хозяйственную деятельность. Атмосферные процессы изучают две науки - метеорология и климатология.

Метеорология - наука об атмосфере Земли и явления, которые в ней происходят. Объектом изучения метеорологии является метеорологические компоненты: температура, влажность воздуха, облачность, осадки, атмосферное давление и т.д.

Климатология изучает климат и его изменения в течение длительного времени. Климатология, как и метеорология, изучает те же компоненты, но отличается от нее тем, что анализирует процессы, которые происходят в течение длительного времени.

- Из каких слоев состоит атмосфера? Каждый из них имеет наибольшее значение для живых организмов?

Наибольшее значение для жизни на Земле тропосфера. Здесь сосредоточено 80% всей массы воздуха. В тропосфере происходят интенсивные горизонтальные и вертикальные движения воздуха - ветры, образуются туманы, облака, осадки.

Современные наблюдения за атмосферными процессами связаны с работой метеорологических спутников, позволяющие исследовать атмосферу, изучать климат и составлять синоптические и климатические карты и пр.

2. Климатообразующие факторы.

Из всего многообразия причин, влияющих на формирование климата данной местности, можно выделить основные Климатообразующий факторов: солнечная радиация, циркуляция воздушных масс и характер подстилающей поверхности.

Энергия Солнца, или солнечная радиация, является не только основным источником жизни на Земле. Она приводит в движение «механизмам» погоды. Радиация бывает прямая и рассеянная. Совокупность прямой и рассеянной радиации, поступающей на Землю, называют суммарной радиацией.

- От каких факторов зависит количество солнечной радиации, которую получает определенная местность в течение года?

Годовое количество суммарной радиации прежде всего зависит от угла падения солнечных лучей, прозрачности атмосферы, абсолютной высоты местности, продолжительности светового дня и других причин.

Угол падения солнечных лучей Прозрачность атмосферы Абсолютная высота местности

Факторы, от которых зависит количество солнечной радиации, поступающей к поверхности Земли

Продолжительность светового дня Характер земной поверхности Расстояние от Земли до Солнца

Размещение поясов высокого и низкого давления не только вызывает движение воздуха, но и обусловливает неравномерное распределение осадков на земной поверхности. В областях повышенного давления, как правило, летом и зимой стоит сухая погода. В областях пониженного давления облачно и выпадают осадки. Фактически, одни территории на Земле страдают от избытка влаги, другие - от ее недостатка.

- Как влияет на климат характер подстилающей поверхности?

Большое влияние на формирование климата имеет характер подстилающей поверхности. Поскольку сушу и вода по-разному прогреваются и остывают, различают материковые и океанические типы климатов. На материках значительное влияние на климат имеет характер рельефа. Горы, особенно высокие, служат климатическими барьерами. На климат прибрежных территорий существенное влияние оказывают океанические течения. Побережья, которые омываются теплыми течениями, более теплые и влажные, и наоборот - холодными - холодные и сухие. Различные поверхности - почва, вода, растительность, лед - по-разному поглощают тепло и нагреваются. Отражательная способность земной поверхности характеризуется показателем альбедо, которое измеряется в процентах. Чем больше способность поверхности отражать солнечную радиацию, тем больше этот показатель. Так, альбедо чистого снега, свежевыпавший, составляет 95%, а чернозема - лишь 15%.

3. Климатические пояса.

- Что такое климатический пояс? Какие основные и переходные климатические пояса вы знаете?

Климатические пояса - это большие широтные участки земной поверхности с относительно однородным признакам климата. Их границы определяют две главные характеристики: количество солнечной радиации, поступающей на земную поверхность, и преобладающие воздушные массы. Согласно теории Б. Алисова, в обоих полушариях выделяют 13 климатических поясов. Среди них различают основные и переходные. Для основных климатических поясов характерно преобладание в течение года одного типа воздушных масс. К ним относится экваториальный, два тропических, два умеренные, арктический и антарктический пояса. В рамках переходных климатических поясов воздушные массы меняются по сезонам, передвигаясь вслед за Солнцем из соседних поясов. Переходным климатических поясов принадлежат два субэкваториальные, два субтропические, субарктический и субантарктический.

Внутри климатических поясов выделяют климатические области с различными типами климатов: материковые и океанические; типы климатов западных и восточных побережий материков, связанные с неодинаковыми условиями циркуляции атмосферы и с морскими течениями; области высокогорного климата.

Распределение солнечного тепла на Земле обусловливает одну из самых важных географических закономерностей - зависимость температуры воздуха от географической широты местности и высоты над уровнем моря.

Задача.

За «Климатические картой мира» определите, как изменяется температура воздуха в зависимости от широты местности и высоты над уровнем моря.

Чем ближе к экватору, тем больше угол падения солнечных лучей, тем сильнее нагревается земная поверхность и выше является температура приземного слоя атмосферы. Наиболее низкие среднегодовые температуры воздуха наблюдаются в полярных широтах.

Неравномерный прогрев земной поверхности вызывает образование областей высокого (над охлажденными участками) и низкого (над прогретыми участками) давления. Таким образом, зональное распределение тепла обусловливает зональное распределение атмосферного давления. Если двигаться от экватора к полюсам, можно проследить, как перемещение воздуха из областей высокого давления в области низкого давления образует сплошную систему горизонтальных и вертикальных воздушных течений в тропосфере, которые называют циркуляцией атмосферы. При этом под воздействием вращения Земли вокруг оси воздушные потоки отклоняются в Северном полушарии вправо, а в Южном - влево.

- Какие основные типы воздушных масс формируются над поверхностью Земли?

- Вспомните признаки и механизмы образования главных видов циркуляции атмосферы.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа 3.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!