СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клиника интеллектуальных нарушений

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИМПТОМЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Просмотр содержимого документа
«Клиника интеллектуальных нарушений»











Клиника интеллектуальных нарушений















Москва 2023 г.



СИМПТОМЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Группа

Диагноз

Симптомы

Умственная отсталость

Основными причинами развития различных форм интеллектуальной недостаточности являются биологические и психосоциальные факторы.

1. Биологические факторы

1.1. Наследственные факторы:

  • генетические расстройства;

  • хромосомные нарушения.


1.2. Экзогенные факторы:

  • предшествующая инфекция и интоксикация;

  • предшествующая травма или физический агент (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного и др.).


2. Психосоциальные (социально-стрессовые) факторы.

  • Тяжелый стресс (смерть близкого человека, изнасилование, распад семьи, природные катастрофы, несчастные случаи и др.).

  • Нарушение адаптации (расстройство приспособительных реакций).

  • Неблагополучная микросоциальная среда (причастность к асоциальным контактам – бытовое пьянство, употребление наркотических препаратов и токсических веществ, асоциальный образ жизни и др.).


При умственной отсталости часто наблюдаются разнообразные неспецифические неврологические расстройства:

  • нарушения черепно-мозговой иннервации (перекос лица, поперхивание при глотании, осиплость голоса, двоение перед глазами, косоглазие);

  • нарушения функции пирамидной системы (парезы, нарушения мышечного тонуса);

  • проявления различных расстройств лимбической системы и, прежде всего, гипоталамической области, гипокампа, гипофиза (гигантизм, акромегалия, цереброэндокринная недостаточность, несахарный диабет).

Изменения в соматическом статусе, связанные с нарушениями внутриутробного развития, как правило, характеризуются разнообразными аномалиями развития ребенка.

К ним относятся:

  • деформация и изменение размеров черепа, ушных раковин, глаз, челюстей, зубов, укорочение фаланг пальцев;

  • дизрафические симптомы в виде заячьей губы, расщепления неба, сращения пальцев - синдактилия;

  • пороки развития внутренних органов: сердца, легких, мочеполовых органов, а также желудочно-кишечного тракта.

Нередко отмечается отставание в физическом развитии, нарушение пропорций тела, искривление позвоночника, недоразвитие половых органов.

1. Умственная отсталость - это группа различных по причинам возникновения, развития и клинике патологических состояний, обусловленных органическим поражением головного мозга, возникших на ранних этапах онтогенеза (от внутриутробного состояния до 3-х лет).

Легкая степень (Дебильность)

Этиология

наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.

+ Основные причины см. выше

Общие признаки клинической картины для всех УО:

  • тотальное недоразвитие психики, включая познавательные процессы и личность в целом.

  • В основе структуры психического дефекта лежит недостаточность высших форм познавательной деятельности и, прежде всего, абстрактного мышления.

недостаточность познавательной деятельности характеризуется :

  • отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности;

  • искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов;

  • запаздывание сроков появления эмоциональных реакций на окружающее на первом году жизни с последующей их недостаточностью;

  • отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» характер игры;

  • длительное отсутствие навыков самообслуживания;

  • слабо выраженный познавательный интерес к окружающему;

  • недифференцированность или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и др.) как результат недоразвития психических функций, относящихся к начальному этапу развития абстрактного мышления.

  • Из-за недостаточности мыслительной деятельности развивается недостаточность и других психических функций (восприятие, память, речь и др.), а также незрелость личности.

  • Недоразвитие психики часто сопровождается разнообразными неврологическими расстройствами и соматическими нарушениями.

  • В развитии положительной динамики важная роль принадлежит степени созревания центральной нервной системы и своевременному включению в процесс восстановления и коррекции всех направлений комплексной реабилитации.

Особенности клинической картины:

1.негрубые нарушения познавательной деятельности в виде:

  • конкретности мышления;

  • снижения аналитической способности;

  • ухудшения памяти, внимания;

  • речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостью эмоциональных расстройств;

3) изменением адаптивного поведения (двигательная расторможенность,

дурашливость, многогранность невербального общения и др.)

Основными признаками дебильности являются недоразвитие абстрактного мышления, неспособность к полноценному отвлечению и обобщению предметов и явлений действительности, недостаточность критических способностей, преобладание конкретно-образного мышления. Больные неспособны понимать усложненные отношения, неполноценна их перспективная оценка происходящего и возможных последствий своих действий. Фразовая речь развита, но словарный запас бедный, речь косноязычная, часто в виде речевых штампов.

Эмоциональная и волевая сфера отличается недоразвитием высших эмоций, малой дифференцированностью и недостаточной коррекцией аффективных реакций, упрямством, повышенной внушаемостью, отсутствием самостоятельности и инициативы, недостаточностью тонкой моторики и координации. Дебилы могут обладать хорошей механической памятью, осваивать профессии, не требующие творчества, успешно работать по шаблону и приспосабливаться к жизни. Для них характерны также дефекты физического развития и телосложения, мелкие уродства: неправильная форма ушных раковин, эпикант, колобома, гипертелоризм, гипоплазия верхней и нижней челюсти, син- и полидактилия, врожденные пороки сердца и других внутренних органов.

Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50-70.


Умеренная степень


(малоумие, мягкая олигофрения, дебильность)

Этиология

причины и симптомы кроются в наследственных факторах микроцефалия синдром дауна внутриутробное поражение плода перенесенные инфекционные заболевания матерью краснуха токсоплазмоз сифилис иммунологической несовместимости крови плода и матери разных вредных воздействиях на плод .+ Основные причины см. выше

См. Общие признаки УО:

Особенности клинической картины:

характеризуется более стойкими и выраженными органическими неврологическими проявлениями, а нарушениями когнитивной и личностной сфер

четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

  • недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием.

- одни больные принимают участие в простых беседах,

- другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях,

-пациенты никогда не овладевают использованием речи, могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;

  • не резко выраженной моторной недостаточностью (дети способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);

  • эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

  • разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

  • замедленным темпом психического развития;

  • общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

  • отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки.

Коэффициент умственного развития (IQ) обычно находится в пределах от 35 до 49.

Тяжелая степень


выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)

Этиология: вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями. +Основные причины см. выше

См. Общие признаки УО:

Особенности клинической картины:

  • выраженные интеллектуальные нарушения,

неполноценности представлений о числах,

времени и пространстве;

интеллекту больных недоступно понимание причинно-следственных отношений, отвлеченных представлений, ценностей;

  • речевые нарушения (больные располагают скудным запасом слов и понятий).

постоянное медицинское наблюдение, специальное обучение и коррекционная работа зачастую приводят к положительной динамике в виде возможного ограниченного речевого и невербального общения.

Характеризуется рудиментарностью мышления, возможностью выработки несложных условных рефлексов - навыков опрятности и самообслуживания. Запас слов у больных небольшой, процессы отвлечения и обобщения им недоступны, вследствие чего они могут определить лишь конкретные различия и сходства в предметах, при отвлечении от конкретной ситуации становятся беспомощными; склонны к механическому подражанию, работу выполняют по шаблону и под контролем. У больных отмечается эмоциональная реакция на отношение окружающих: одни робки, нерешительны и легко тормозимы, другие - драчливы, агрессивны, требуют к себе внимания, эгоцентричны. В некоторых случаях наблюдается расторможенность влечений - гиперсексуальность, прожорливость.

Имбецильность можно диагностировать с первых лет жизни. К году дети не узнают близких, не реагируют на речь, не проявляют должного интереса к игрушкам, мимика у таких детей не дифференцирована. В возрасте 2-4 лет дети невнимательны, не понимают обращенной к ним речи, реагируют на интонации голоса, а не на смысл речи, не проявляют любознательности, игровая деятельность у них стереотипна или в виде манипулирования игрушками. В дошкольном и младшем школьном возрасте больные не могут овладеть количественными временными понятиями.

Коэффициент умственного развития (IQ) находится в пределах от 20 до 34.


Глубокая степень

(идиотия, глубокая олигофрения)

Этиология

  • наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток;

  • внутриутробные, действующие на зародыш и плод;

  • перинатальные и первых 3 лет внеутробной жизни

вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса; Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера, детские инфекции, родовая травма, резус-конфликт. . +Основные причины см. выше

См. Общие признаки УО:

Особенности клиническая картина характеризуется:

  • многочисленными физическими дефектами (заячья губа, волчья пасть, неправильный рост зубов и др.);

  • выраженной неврологической симптоматикой (параличи, парезы конечностей, нарушение различных видов чувствительности, поражение черепно-мозговых нервов, выпадение корковых центров различных анализаторных систем);

  • проявлениями простейших рефлекторных актов (например, чувство голода вызывает у них злобные крики, аутоагрессию, при этом они могут хватать ртом все, что находится в поле их зрения);

  • неспособностью к вербальному, а в ряде случаев и невербальному общению.

Данный контингент нуждается в постоянной помощи и надзоре.

Отсутствуют мышление и речь; больные произносят нечленораздельные звуки, речь не понимают, не узнают близких. Отсутствуют простейшие навыки самообслуживания; эмоции элементарны и связаны с удовлетворением или неудовлетворением пищевого инстинкта; вкус, обоняние, кожная чувствительность снижены, чем объясняется отсутствие реакций на повреждение, которое больной может наносить сам себе (кусает, царапает, бъет себя). Целенаправленная деятельность отсутствует. Больные лежат в эмбриональной позе или делают стереотипные движения. Идиотия нередко сочетается с грубыми дефектами физического развития и реактивности. Жизнеспособность больных низкая.

Коэффициент умственного развития (IQ) ниже 20,

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания в развитии психической деятельности ребенка вследствие замедления темпа развития психики, которое проявляется в виде недостаточности общего запаса знаний, органических представлений, незрелостью мышления, преобладания игровых интересов, низкого уровня познавательной активности, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.


конституциональный,


Этиология ЗПР

Биологические факторы возникновения ЗПР




  • Нарушение конституционального развития ребенка (гармоничный инфантилизм).


Социально-психологические факторы возникновения ЗПР

  • Ранний отрыв ребенка от матери с последующим воспитанием в условиях социальной депривации.

  • Дефицит игровой и предметной деятельности, а также общения с взрослыми и сверстниками.

  • Искаженные и неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека или авторитарный тип воспитания).


Социально-психологические факторы способствуют патологическому развитию личности по невротическому типу, а зачастую и психогенной инфантилизации

Клиническая картина характеризуется:

проявляется в виде гармоничного или дисгармонического инфантилизма. Инфантилизм — нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых структур. Дисгармонический инфантилизм обусловлен явлениями органического поражения нервной системы.

Клиника гармонического инфантилизма проявляется

  • задержкой в росте,

  • грациальным телосложением, свойственный детям более младшего возраста,

  • психической незрелостью, с преобладанием эмоционально-волевой незрелости (без дополнительных осложняющих психопатологических синдромов) над интеллектуальной и другими сферами деятельности ребенка.

Основными признаками незрелости эмоционально-волевой сферы при этом являются:

  • эмоциональная живость воображения,

  • фантазия, жизнерадостность и яркость эмоций,

  • детскость, непосредственность поведения, наивность, повышенная внушаемость,

  • преобладание игровых интересов,

  • неспособность к занятиям, требующим волевого усилия, что создает феномен «школьной незрелости», выявляющийся с началом школьного обучения.

Интеллектуальная недостаточность у данного контингента детей имеет в большинстве случаев вторичный характер, вследствие отставания в созревании компонентов формирующейся личности. Особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих умственной отсталостью, а именно:

  • преобладание конктретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим (по Выготскому Л.С. 1956);

  • склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий ;

  • слабость логической памяти, недостаточная целенаправленность психической деятельности.

Вместе с тем структура и динамика интеллектуальной недостаточности отличаются от таковых при ядерной умственной отсталости.

При дисгармоническом (органическом) инфантилизме клинические проявления гармонического инфантилизма, как правило, сочетаются с психоорганическим синдромом, приобретая при этом «органическое окрашивание» в виде:



  • отсутствия эмоциональной живости и яркости эмоций;

  • бедность и однообразность игровой деятельности с отсутствием в ней воображения и творчества;

  • низкого уровня притязаний, безразличия в оценке их действий;

  • слабовыраженной способности к использованию помощи взрослых.

Помимо «органически окрашенной» недостаточности эмоционально-волевой сферы при ограниченном инфантилизме отличаются также и нарушения так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности), в то время как собственно интеллектуальная недостаточность (инертность, тугоподвижность, плохая переключаемость, нередко персеверативность мыслительных процессов) у них хотя и имеется, но не является ведущей в клинической картине.

Данные нейропсихологического исследования [Марковская И.Ф., 1982] показывают, что при органическом инфантилизме нарушения высших корковых функций имеют динамический характер у обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истошаемостъю.


соматогенный,

Этиология

  • Соматогенно - обусловленные факторы (различные соматогенные заболевания - тяжелые острые и хронические заболевания внутренних органов и систем организма), приводящие к соматической астении и соматический инфантилизации.

Клиническая картина характеризуется:

соматогенного генеза характеризуется развитием у ребенка стойкой соматической астении и соматической инфантилизации. Соматическая стойкая астения проявляется в виде физической и психической астении (быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость, ухудшение сна, боязливость, капризность, неуверенность и др.). Явления астении усугубляются созданием для физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов, в котором он, как правило, постоянно находится, что постепенно приводит к искусственно-соматической инфантилизации, вызванной условиями гиперопеки.


специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.




психогенный

Этиология

поражение базальной (орбитальной) коры лобных долей полушарий большого мозга при эйфорических нарушениях в рамках психоорганического синдрома

Клиническая картина характеризуется:

наблюдается патологическое развитие личности по невротическому типу с последующим переходом в психогенную инфантилизацию. Генез носит в основном первично-социальный характер, а в ряде случаев социальная обусловленность ЗПР является вторичным фактором на фоне первоначально, уже имеющейся патологической структуры.

Патологическое развитие личности обусловлено

  • ранним возникновением и длительным воздействием психотравмирующего фактора, приводящего к возникновению стойких сдвигов в нервно-психической сфере ребенка, формирующего состояние психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность, отсутствие чувства ответственности),

  • эгоцентричности, жестокости, агрессивности либо невротической боязливости, робости, повышенной утомляемости, истощаемости даже при незначительных физических и умственных нагрузках. Проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляются не только повышенные, но и новые требования.

  • Интеллектуальная недостаточность при этом определяется замедленным темпом психической деятельности, низкой продуктивностью, нарушениями внимания и памяти.

  • В структуре выявляются затруднения воспроизведения звуков и ритмов, недостаточная автоматизация навыков чтения, письма и других речевых рядов.

  • клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но достаточную способность к абстрактному мышлению.


специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.



церебрально-органического происхождения.

Этиология

  • Церебрально-органические факторы (различные варианты патологии беременности, недоношенности ребенка, родовые и постнатальные черепно-мозговые травмы, интоксикации, резус-конфликты и др. с развитием клиники минимальной мозговой дисфункции.)

Клиническая картина характеризуется:

стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

  • Клиника идентична гармоничному и дисгармоничному инфантилизму.

  • В зависимости от степени соотношения органической незрелости и органического повреждения структур головного мозга данный вариант ЗПР подразделяется на два варианта.

1. доминируют явления органического инфантилизма.

2.клиника органического инфантилизма дополняется рядом неврологических симптомов, указывающих на доминирование симптомов поврежденности мозга.

Эмоциональные реакции детей с ЗПР психо-органического генеза менее дифференцированы и глубоки по сравнению как со здоровыми детьми, так и с детьми, у которых имеется психический инфантилизм. У некоторых детей на первый план выступают;

  • эйфорический фон настроения,

  • импульсивность поведения,

  • расторможенность низших влечений.

включает в себя специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. При этом в одних случаях на первый план выступает задержка психического развития эмоциональной сферы, в других, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной деятельности в виде пограничной умственной отсталости в легкой степени.

специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

При этом в одних случаях на первый план выступает задержка психического развития эмоциональной сферы, в других, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной деятельности в виде пограничной умственной отсталости в легкой степени

Особенности ЗПР и их характеристика

Парциальность

это нарушение темпа отдельных нейрофизиологических систем: мозговых, механизмов речи, психомоторики, механизмов, определяющих выработку школьных навыков (чтение, письмо, счет). Запаздывают в своем созревании функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. Это обуславливает неравномерность развития высших психических функций и недостаточность тех сторон познавательной деятельности, которые тесно связаны с задержанными в своем созревании функциями.


При парциальных задержках речевого развития не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции:

фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при «письме и чтении).

нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких
согласных.

при нарушении фонематической стороны речи возникают затруднения в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и особенно при письме под диктовку:

обнаруживаются снижение или отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать, пересказывать, больше страдает вербальное мышление.

задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств, задержке формирования речевого праксиса - функции, тесно связанной с нарушением созревания теменных и премоторных отделов коры доминантного полушария.

В устной речи наблюдаются нечеткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечеткость произношения с недостаточностью кинестетических ощущений. При формировании письма и чтения резко выражено проговаривание вслух, которое позволяет кинестетический компонент, который у них является дефектным. В описываемых случаях расстройства чтения и письма имеют вторичный характер и обусловлены расстройствами речи.


В школе симптомы парциального моторного инфантилизма описанные под разными названиями: «моторная дебильность» Дюпре, «моторный инфантилизм» Гомбургера. Особенности задержанного моторного развития, обусловленные незрелостью пирамидных и лобных систем мозга,

При задержанном моторном развитии преобладают функционирование паллидарной над стриарной системой, что проявляется:

  • избыточностью движений,

  • непринужденностью изобразительной и игровой моторики,

  • непоседливостью,

  • чрезмерной подвижностью как во время перемен, так и урока.

  • недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности:

  • плохая координированность движений,

  • неспособность к тонким, изолированным двигательным актам,

  • затруднения в выполнении комбинированных движений,

  • ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы,

  • нарушения пространственной организации движений.

Указанные расстройства моторики лежать в основе замедленного и неполноценного формирования социальных и учебных навыков и обусловливать школьную неуспеваемость.

затруднения в овладении навыками самообслуживания, долго не могут обучиться навыку письма, почерк отличается некоординированностью, неравномерностью, неправильной пространственной ориентацией отдельных букв, пишут медленно.затруднения в процессе рисования, лепки, вырезания и других видах, деятельности, требующей ручной умелости, четкости, тонкости и дифферецированности движений.


Неравномерность развития отдельных высших психических функций проявляется в нарушении памяти, внимания, восприятия и как следствие - расстройств мышления.


Специфические особенности памяти у детей с ЗПР:

  • снижение объема памяти и скорости запоминания;

  • снижение произвольной памяти;

  • нарушение механической памяти, характеризующееся снижением

продуктивности первых попыток запоминания на время, необходимое при этом для полного заучивания, близко к норме;

  • преобладание наглядной памяти над словесной;

  • непроизвольное запоминание ближе к норме, но менее продуктивно.


Развитие памяти зависит от особенностей внимания и восприятия, которые отмечаются в виде низкой концентрации и узостью объема внимания, быстрой истощаемостью и низким уровнем устойчивости внимания, за-
медленности и снижения активности восприятия, низкого уровня аналитического восприятия.

Мыслительная деятельность детей с ЗПР имеет ряд общих недостатков по сравнению с мышлением здоровых сверстников, а именно:

  • несформированность либо низкий уровень поисково-познавательной мотивации

и мыслительной активности;

  • стереотипность мышления;

  • отставание уровней наглядно-образного и логического мышления.

По мнению Ульенковой У.В., «...дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи.При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления


Неравномерность развития отдельных психических функций приводит к диспропорциональности и асинхронности межфункционаяьных связей и, как следствие, к ослаблению деятельности всех остальных психических функций и, соответственно, к интеллектуальной недостаточности.

нестойкость

Нестойкость — запаздывание развития основных психофизических функций, указывающее на нестойкий характер психического недоразвития.

обуславливает возникновение интеллектуальной недостаточности

Например. Отставание формирования двигательных функций (угасание некоторых безусловных рефлексов, формирование ассиметричных рефлексов положения и выпрямления и др.) в постнатальном периоде ведет к замедлению и часто непоследовательному формированию таких двигательных актов, как удержание головы, сидение, ползание, вставание, ходьба и др.

  • Отставание развития целенаправленных и
    осознанных двигательных актов (интегративные психомоторные функ-
    ции).

  • поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, недостаточности предречевых этапов речи и познавательной деятельности (снижение ориентировочных реакций внимания, отсутствие или недостаточность подражания, затруднение приобретения навыков самообслуживания, запаздывание появления первых слов и недостаточном понимании обращенной речи).

Если запаздывание развития основных психофизических функций не регрессирует в 3-м годам, то характерными отклонениями от онтогенеза психомоторной сферы данного периода являются:

  • появление выраженной диспраксии вследствие незрелости моторных функций;

  • отставание речевых функций (отсутствие фразовой речи, речевого подражания, наличие аграмматизмов и неправильных произношений и др.);

  • замедленность усложнения игровой деятельности (игра остается примитивной);

  • затрудненность усвоения навыков самообслуживания; слабость мыслительной деятельности (слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры).

«отставанию речевых функций», которые в раннем детском возрасте в виде задержки психического развития экспрессивной и импрессивной речи или их смешанных форм встречаются довольно часто-связанно с запаздыванием развития основных психофизических функций и неравномерностью созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи ребенка, что создает основу для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями малыша. Отсутствие речевого контакта обусловливает появление различных речевых расстройств.

Отставание речевых функций свидетельствуют о нарушении не только моторного компонента речи, но и указывает на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций - чтения, письма, счета и, соответственно, интеллектуальной недостаточности.

Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в позднем появлении комплекса оживления, в запаздывании дифференцированных эмоциональных реакций на окружающее в изменении общей психической активности.

Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР соответствует психике ребенка более младшего возраста в яркости и живости реакции, преобладании эмоций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

Из-за неспособности к волевому усилию и систематической деятельности уже в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают игровую, а не интеллектуальную деятельность.

обратимость.


Обратимость - полноценное регрессирование всех проявлений отставания психического развития.

Данная особенность ЗПР указывает на функционально-обратимый характер нарушений. Однако обратимость психического дефекта возможна лишь при оказании этому контингенту детей соответствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи и создания для них всех необходимых условий, которые соответствуют состоянию ребенка, как в условиях образовательного учреждения, так и семьи.