СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клише для написания сочинения ОГЭ 2020

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Клише для написания сочинения ОГЭ 2020»

Клише для написания сочинения ОГЭ - 2020 (9.2 и 9.3)

Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...





Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла». 

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 9.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Структура сочинения (задание 9.2)

  1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

  2. Первый пример и его роль в тексте

  3. Второй пример и его роль в тексте

  4. Вывод

Вступление

Действительно...

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…



















 Как писать сочинение 9.3 ОГЭ, алгоритм написания, структура сочинения. Как писать комментарий и приводить примеры из текста, жизни.

Алгоритм написания сочинения
  • Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого  определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.

  • Написать комментарий

  • Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)

  • Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение   а также наличие всех структурных элементов сочинения.

  • Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Структура сочинения:
  • Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)

  • Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)

  • Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ

  • Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.


Клише для ОГЭ 9.3

Для вступления:

  • Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

  • По моему мнению, … – это….

  • Я думаю, что … – это….

  • … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

  • Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

  • Я согласен с ФИО  в том, что … - это

  • Попробуем разобраться в смысле этого слова

  • Попробуем определить данное слово

  • Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что

  • Текст ФИО заставил меня задуматься над…

  • Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ....

  • Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.

  • В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что....

  • Примеры … можно встретить и в жизни.

  • В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

  • В текст ФИО сказано: «...цитата...».

  • Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

  • Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

  • Обратимся к тексту, в котором говорится о ....

  • В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

  • Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....

  • Свое мнение я могу подтвердить примером из..

  • Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что

  • В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)

  • Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....

  • Как-то раз ….



Для заключения:

  • Таким образом, … 

  • Итак, … 

  • В заключение… 

  • Как мы видим…

  • Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

  • В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....

  • Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

  • Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...

  • Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.

  • Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать…

ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
  • Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)

  • … – это… (Искусство – это…)

  • Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?

  • Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
    Драгоценная книга – это
    Нравственны выбор – это
    Сила духа – это

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.


1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.

!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:

  • термин

  • понятие

  • нравственная характеристика

  • свойство личности

  • качество человека и т.д. 


КОММЕНТАРИЙ Что это такое?
  • Раскрытие актуальности рассматриваемого термина

  • Анализ многозначности понятия

  • Соотнесение с другими понятиями

Вопросы, помогающие оформить комментарий:

1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?

Типичные ошибки при комментировании:

  • Отсутствие связки между определением и комментарием

  • Подмена комментария примерами из текста

  • Подмена комментария примерами из жизни

ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:


Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.


Аргумент из жизненного опыта:
  • Исторические факты

  • Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе

  • Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.

  • Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)

  • Примеры из читательского опыта

  • Результаты личных наблюдений

  • Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)

  • Культурные и национальные традиции