Клише для написания сочинения ОГЭ - 2020 (9.2 и 9.3)
Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:
1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац)
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис
На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
3. Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 9.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом
Структура сочинения (задание 9.2)
Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
Первый пример и его роль в тексте
Второй пример и его роль в тексте
Вывод
Вступление
Действительно...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Основная часть
Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .
Пример можно найти в предложении № …
Рассмотрим предложение... В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Как писать сочинение 9.3 ОГЭ, алгоритм написания, структура сочинения. Как писать комментарий и приводить примеры из текста, жизни.
Алгоритм написания сочинения
Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
Написать комментарий
Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Структура сочинения:
Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Клише для ОГЭ 9.3
Для вступления:
Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
По моему мнению, … – это….
Я думаю, что … – это….
… – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
Я согласен с ФИО в том, что … - это
Попробуем разобраться в смысле этого слова
Попробуем определить данное слово
Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
Текст ФИО заставил меня задуматься над…
Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ....
Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
Предложение … подтверждает мысль о том, что....
Примеры … можно встретить и в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
В текст ФИО сказано: «...цитата...».
Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
Обратимся к тексту, в котором говорится о ....
В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
Свое мнение я могу подтвердить примером из..
Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)
Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
Как-то раз ….
Для заключения:
Таким образом, …
Итак, …
В заключение…
Как мы видим…
Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...
Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать…
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
… – это… (Искусство – это…)
Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
Иногда необходимо дать определение словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
КОММЕНТАРИЙ Что это такое?
Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
Анализ многозначности понятия
Соотнесение с другими понятиями
Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1) Что мне еще известно об этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
Типичные ошибки при комментировании:
Отсутствие связки между определением и комментарием
Подмена комментария примерами из текста
Подмена комментария примерами из жизни
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева.
Аргумент из жизненного опыта:
Исторические факты
Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
Примеры из читательского опыта
Результаты личных наблюдений
Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
Культурные и национальные традиции