Ключевые понятия и тестовые задания по теме «Основы сценического мастерства», раздел «Работа актёрского аппарата исполнителя. Развитие творческого воображения. Наблюдательность». ДООП «Вокальная студия «Музыкальный квартал»».
Актёрским аппаратом можно назвать всю совокупность физиологических, психических и личностных качеств человека, участвующего в каком-либо сценическом действии.
Для эффективного участия исполнителя в сценическом действии актёрский аппарат нуждается в разминке, настройке, тренинге.
Настройка необходима всем составляющим частям актёрского аппарата.
Тело (пластика, жесты, мимика)
Эмоциональная сфера
Речевой аппарат(если предполагается речь)
Психологическая готовность к публичному творчеству.
Творческое воображение, наблюдательность относится к психологическим и личностным качествам исполнителя, которые необходимо развивать и тренировать.
Наблюдательность-качество личности, выражающееся в умении наблюдать, т.е. концентрировать свое внимание на восприятии и познании одного объекта, в умении выделять в нем малозаметные, но важные свойства. Наблюдательность – это способность человека управлять своим мышлением, восприятием, вниманием. С помощью ее у человека как бы открывается «истинное зрение», углубляется понимание явлений. Это качество личности упорядочивает и обогащает мыслительную деятельность человека.
Творческое воображение и фантазия переносит человека в обстоятельства, которые никогда не существовали и не могут быть в действительности; воображение помогает воскресить в памяти пережитые моменты или же придумать новые, но основанные на реальных событиях. В каждом искусстве существует своя специфика воображения и фантазирования, например, воображение писателя не такое, как у художника.
Творческое воображение и фантазия исполнителя имеют свои особенности, без которых невозможно играть на сцене. К ним относятся:
Способность внутренне проигрывать ситуацию. Актер не просто фантазирует, он детально воспроизводит в уме придуманные события, представляет, как это могло бы быть, если бы произошло на самом деле.
Неотделимость от фантазий. Представляя свой персонаж, актер не думает о нем как о третьем лице, все размышления происходят от первого лица, всегда используется «я».
Вера в правду вымысла. Чтобы быть искренним на сцене, актер должен верить своим фантазиям, здесь его можно сравнивать с ребенком, который несокрушимо верит в придуманный им мир.
Многогранность чувств. Если в музыке первостепенное значение имеют слуховые чувства, в живописи – зрительные, то актер использует почти все известные чувства: зрение, слух, обоняние, осязание.
Развитие творческого воображения исполнителя непременно связано с выполнением каких-либо действий, поэтому актер должен развивать такие навыки:
Сценическую речь – с ее помощью артист налаживает контакт со зрителем, доносит свои мысли и переживания. Регулируя тембр голоса, используя разные звуковые диапазоны, грамотно применяя правила орфоэпии, актер формирует особую атмосферу на сцене, дает зрителю возможность понять его.
Память – она может быть эмоциональной и мускульной. Эмоциональная память – это способность повторно проживать чувства, которые когда-то возникли. На основании этих чувств, присоединяя воображение и фантазию, актер создает характер и ощущения своего персонажа. Мускульная память – это способность тела запоминать движения (жесты), которые сопровождают те или иные эмоции.
Внимание – помогает концентрировать сознание на реальных и вымышленных объектах, облегчает способность мыслить во время игры, контролировать логику действий персонажа.
Умение работать с партнером – сценическое взаимодействие с партнерами помогает раскрыть идею спектакля и характер персонажа, эффективное воздействие на зрителя происходит через живое общение с партнером.
Сценическую веру – убежденность актера в правде вымысла помогает сделать игру убедительной, заставляет зрителя поверить в происходящее на сцене. Сценическая вера дает актеру свободу, делает его игру естественной и органичной.
Задача актера – создать с помощью своего воображения и фантазии полноценный образ своего персонажа.
Тестовые задания по теме «Основы сценического мастерства». Раздел:
«Работа актёрского аппарата. Творческое воображение. Наблюдательность.»
ДООП «Вокальная студия «Музыкальный квартал» ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи.
Задание: поставьте любой знак напротив фразы, которую считаете правильным ответом на вопрос.
Актёрский аппарат -это
Вся совокупность физиологических, психических и личностных качеств человека, участвующего в каком-либо сценическом действии.
Разобщённость
Индивидуальность
Творческое воображение
Настройка необходима-
Всем составляющим частям актёрского аппарата
Только телу исполнителя
Только для пения
Только эмоциональной сфере
Творческое воображение относится –
К психологическим и личностным качествам актера
К эмоциональной сфере актёрского аппарата
К мимике и жестам
«Вера в правду вымысла относиться –
К особенностям работы творческого воображения и фантазии исполнителя
К настройке актёрского аппарата
К наблюдательности
5. Сценическая речь, память и внимание- это
Качества, которые необходимо развивать для работы творческого воображения и фантазии исполнителя
Качества, развивающие пластику движений
Качества, необходимые для развития музыкального слуха
В задачу актёра входит-
Создание полноценного образа с помощью своего воображения и фантазии
Не мешать близким отдыхать
Быть помощником режиссёра