Методические рекомендации по проведению игры-соревнования «Ключи от форта «Бояррд»
Настоящая разработка содержит методику проведения игры-соревнования «Ключи от форта «Боярд» по дисциплинам «Математика» и «Физика». На занятиях по данным дисциплинам студенты получают большой объем специальных знаний. Один из путей воспитания у студентов интереса к этим предметам – организация их игровой деятельности.
В играх различные знания и новые сведения студента получают свободно. Потому, часто то, что на занятии кажется трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.
Мы знаем, что игра, учение, труд – основные виды деятельности человека. При этом готовит как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибается те, кто считают, что игра – лишь забава и развлечение. В процессе игр приобретаются самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на занятиях.
Однако не стоит преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут стать источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно привести к решению следующих задач: преподаватель должен дать студентам знания, соответствующие современному уровню развития науки, и должен научить их самостоятельно приобретать знания.
Данный методический материал предлагает сценарий мероприятия, который поможет сформировать междисциплинарные связи, актуализировать знания студентов, полученные на занятиях математики и физики.
Разработка включает подробные описание подготовительного этапа, план и структуру мероприятия, методические рекомендации по его проведению. Она адресована преподавателям ССУЗов, использующих в своей работе активные методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес студентов к учёбе и эффективность учебных занятий.
При подготовке методической разработки использован сценарный материал, изложенный в книги П.Р. Оникула «19 игр по математике» и журналах «Физика в школе», «Математика в школе».
План мероприятия
Тема: «Ключи от форта «Боярд»
Дисциплина: математика, физика
Цели: обучающая – актуализировать знания студентов по математике и физике; сформировать междисциплинарные связи;
воспитательная – воспитывать чувство ответственности за свои действия; коллективизм, умение работать в команде; привывать навыки рационального использования времени, адекватной самооценки; осуществлять эстетическое, нравственное воспитание студентов;
развивающая – развивать математическую и физическую грамотность студентов, их логическое мышление и культуру речи; творческие способности.
Форма проведения – игра.
Метод проведения – учебное заведение.
Время проведения – 60 минут.
Сфера – я и коллектив
Социальная роль – член команды
Участники – студенты первого курса колледжа.
Оборудование и оформление – магнитофон, аудиозаписи музыки; оборудование для физических опытов; плакат с названием мероприятия; физико-математические стенные газеты; конверты с заданиями; ключи; карточки с заданиями для ведущих; листы бумаги и ручки для команд; сценический реквизит.
Организация мероприятия
Перед началом мероприятие преподавателю необходимо удостовериться в присутствии всех участников, ответственно за звуковое оформление, проверить качество работы музыкальной аппаратуры, наличие необходимого физического оборудования, наглядного оформления.
Вводная часть
Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игр по математике и физике следует указать на важную роль преподавателя при их проведении. Поэтому мероприятие целесообразно начать преподавателю: «Склонность к игре – удел не только детства или ранней юности… Разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является как любопытство, естественной склонностью ребёнка, но не является чем-то ребяческим в пренебрежительном смысле этого слова, также способствует развитию науки? На этот последний вопрос следует дать положительный ответ» - утверждал известный французский ученый Луи де Брайль.
Далее ведущий посвящает присутствующих в сущность предстоящего мероприятия, называя его тему и цели (прил. 1); представляет членов жюри.
Ход мероприятия
Игра начинается в аудитории математики и физики. Каждая команда может пройти пять этапов, т.е. наибольшее число ключей, которые она может собрать 5. В начале каждого этапа команда получает задание (различные по содержанию для каждой команда), которое решается в течение заданного промежутка времени (прил. 1). Затем жюри оценивает решение и в случае верного ответа выдаёт конверт с подсказкой (прил.1), по которому команда разыскивает ключ. Побеждает та команда, которая покажет результат – по найденным ключам расшифрует имя известного учёного-физика (прил. 3).
Болельщики во время прохождения командами этапов остаются в аудитории и решают занимательные задачи (прил. 2). Каждое верное решение задачи оценивается сладким призом.
Между этапами проводятся физико-математические музыкальные паузы: песни, сценки из жизни студентов, частушки и др. (прил. 4-8).
Подведение итогов мероприятия
После завершения последнего этапа члены жюри подводят итоги и объявляют команду-победителя. Команды награждаются грамотами и сладкими призами.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бахтамов Р.Б. Для кого падают яблоки? Оформ. В. Терещенко – М., «Дет. лит.»,1973 - 16с., ил.
-
Коган Б.Ю. Сто задач по физике: Учеб. руководство: - 2-у изд., перераб./Под ред. И.Е. Иродова. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 64с., ил.
-
Колдашов А.М. Неделя математики в школе: Методические рекомендации. – Тамбов: 1987. – 36с.
-
Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999. – 95с.
-
Петрова Ф.Г. Математические вечера. Издание второе. Издательство «Удмуртия». Ижевск, 1986. – 184с.
Приложение 1
Сценарий игры – соревнования
«Ключи от форта «Боярд»
1 этап
Задание для команды «Умники»
Найдите сумму корней квадратного уравнения
Ответ:
Подсказка: «Журналы лежат в этой части всегда,
И ключик весёлый забился туда».
Задание для команды «Протоны»
Решите систему уравнений:
Ответ: (4;12)
Подсказка: «Ключ спрятан в книжном шкафу в какой-то книжке. Найти его давно никто не может, но известно, что номер полки и номер книжки совпадают с решением системы уравнений».
2 этап
Задание для команды «Умники»
Вычислите:
Ответ: 3
Подсказка: «Учитель информатики потерял ключ в кабинете. Ключ находится где-то возле компьютера, номер которого совпадает с решением примера».
Задание для команды «Протоны»
Выбрать из десяти один пример, к которому подходит данный ответ: 26111917. калькулятором пользоваться нельзя!
1. 3873∙3229 6. 10045∙244
2. 3452∙2141 7. 5423∙5214
3. 21421∙242 8. 5213∙5009
4. 1234∙6256 9. 6234∙1428
5. 2356∙2564 10. 2345∙5652
Ответ: 8
Продолжение прил. 1
Подсказка: «Ключ в ключах».
3 этап
Задание для команды «Умники»
Имеются 24 кг гвоздей и чашечные весы без гирь. Как отмерить 9 кг гвоздей?
Ответ: Сначала разделить 24 кг гвоздей на две равные части по 12кг, потом каждую часть еще пополам – по 6 кг, потом еще раз – по 3кг.
6кг+3кг=9кг.
Подсказка: «Там деньги студентам прилежным дают;
И они на них целой месяц живут».
Задание для команды «Протоны»
3 куры за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней?
Ответ: 3 куры за 1 день снесут 1 яйцо, 9 кур за 1 день снесут з яйца. 9 кур за дней снесут 27 яиц.
Подсказка: «Пришла весна. Цветут цветы
Ты ищешь ключ? Ты в них найди!
Помочь могу лишь только тем,
Цветы цветут среди богинь».
4 этап
Задание для команды «Умники»
Из кусочков картона сложите букву «Т»
О
твет:
3 1 6 4
2
5
Подсказка: «Отличники наши висят высоко,
Они ключ знаний получили давно –
Как долго стремились они в эту высь,
Попробуй и ты до ключа дотянись!»
Окончание прил. 1
Задание для команды «Протоны»
Разрезать квадрат на 5 таких треугольников, чтобы сумма площадей четырёх из них была равна площади пятого.
О
твет:
Подсказка: «Ключ ты сможешь там достать,
Где изображены законы.
Должны вы сразу угадать,
Ведь с детства с физикой знакомы.»
4 этап
Задание для команды «Умники»
На столе стоят 6 стаканов. В 3 из них налита вода. Не меняя местами стаканы, сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руку разрешается только 1 стакан.
Ответ: Из второго стакана воду перелить в пятый.
Подсказка: «Ты любишь то место со школьной скамьи.
В ту пору, когда все лепят снежки,
Погреться ты любишь, держась за неё.
И ключ озорной лежит в ней давно»
Задание для команды «Протоны»
Поставьте стакан так, чтобы он был приподнят над столом ровно на 2 см.
Ответ: Один из возможных способов: лист бумаги согните гармошкой и ….
Подсказка: «одна сейчас среди всех нас,
Умна. Красива – просто класс!
Кто провинится, нахамит,
Тот сразу на ковёр бежит.
Она накажет и простит,
И ключик у неё лежит!»
Приложение 2
Задания для болельщиков
-
Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км/ч).
-
Как из трех спичек, не ломая их, сделать четыре? Ответ нарисовать (IV).
-
Два отца и два сына застрелили трех зайцев. Каждый застрелил по одному. Как это получилось? (Дед, отец, сын).
-
Пять ворохов и семь ворохов свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (Один).
-
В тёмной комнате стоит шкаф, ф ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Сколько носков нужно взять, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета? (3 носка).
-
Почему мокрая бумага рвётся легче, чем сухая? (Появляется как бы смазка и трение между волокнами бумаги уменьшается.)
-
Продолжите высказывание М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что…. (… она ум в порядок приводит»)
-
Каким понятиям соответствует значение буквы «F» в химии, физике, математике. (В химии – фтор; в физике – сила; в математике – функция).
-
Загадка:
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы).
-
Гвоздь в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?
(При забивании гвоздя совершили большую работу, так как нужно не только преодолевать силу трения, но и разрывать волокна дерева).
Приложение 3
Подсказки на ключах, используя которых,
команды определяют имя и фамилию
знаменитого физика.
Исаак Ньютон.
-
Именно этот английский учёный, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику ПетраI, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меньщикову Извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньщиков был неграмотным.
-
В 195 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.
-
Увеличение естественными науками он сочетал с увеличением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Даниле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее богу, по словам Ф. Энгельса, он составил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.
-
Этот учёный – физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
-
Филосов Г.Гегель шутил: Три яблока сгубили мир: яблоко Полиса и его яблоко.
Пифагор.
-
Основы его учения – числовые соотношения.
-
Он организовал философско-математическую школу, основанную в греческой колонии на Юге Италии.
-
В его школе было установлено три случая покрытия плоскости правильными многоугольниками. А именно вокруг одной точки плоскости можно уложить три правильных шестиугольника и четыре квадрата, шесть треугольников.
-
Теорема в геометрии названа по его фамилии.
-
Над ним смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.
Приложение 4
Песня «Ты не понял»
-
Мы разошлись, как в море корабли
Ты математику учишь,
Хотя друзья говорили смотри:
Ты все же двойку получишь.
Но мы то знали, что время пройдет
И за советом придешь ты
И не вернуть нам обратно того
Училке снова соврёшь ты
Припев: А ты так и ничего не понял
Ничего не понял, не понял ничего.
Когда ты учишь эти интегралы,
От формулы в голове сплошная чехарда
Когда ты учишь эти интегралы,
От формулы в голове сплошная чехарда
-
Что смотреть нам, кто прав, кто виноват
Все математику знают
Ведь ты один, не учил ничего
И снова двойки нахватаешь
Только сейчас, за учебники сел.
Не слишком сделал ли поздно
Всё для того, чтоб математику знать
Предмет ведь этот так сложен.
Припев: А ты так и ничего не понял
Ничего не понял, не понял ничего.
Когда ты учишь эти интегралы,
От формулы в голове сплошная чехарда
Когда ты учишь эти интегралы,
От формулы в голове сплошная чехарда
-
Только сейчас за ученики сел
Не слишком сделал ли поздно
Все для того, чтоб математику знать.
Предмет ведь этот так сложен.
Приложение 5
Песня «Весёлые страховики»
1. Не правоведы, не механики,
И сожалений горьких нет, да нет.
Страховщики – специалисты мы
И шлем сердечный вам привет
2. Наверно вызвало сомнение
У вас наш юный коллектив
Приняв серьёзное решение
Сумеем как один, как один.
3. Кристина – гений в арифметике,
Егор – так просто вундеркинд
Сильна Надюха в геометрии
Марина так во всём специалист
4. Страховщики – специалисты мы.
Пока и без пяти минут ещё
А вот какие математики мы
Известно всем давным-давно!
Приложение 6
Диалог «Из жизни студента»
I. Как-то раз мы с другом лучшим
Так устали нету сил.
II. На уроке мы уснули
Парта милее чем кровать
Мы зевнули так, что скулы
Стало школу выровнять
-
Мы проснулись, чем заняться?
Не придумать хоть убей
Посмеяться мы решили
Над соседкою своей
II. Ах учитель, что наделал?
Слова он не проронил
И не вникнув в сущность дела
Сразу маму пригласил
-
Если время на уроке очень
Медленно течёт
Мы забыв учебник строгий
Чертим что на ум взбредёт.
II.На тетради и на парте
На доске и на стене
На портфеле и на карте
У соседа на спине
-
Чтобы лучше на уроке
Наши думали мозги
Мы едим на задней парте
С колбасою пироги.
II. Мы устали от ученья
Ах скорей бы выходной
Скоро всем конец мученьям
Мама я хочу домой
I, II. Обезьяну человеком
Сделал труд не для того
Чтоб надеть ярмо на веке
В лошадь превратить его.
Приложение 7
Песня «Экзамен студентки»
I. Степень поднимается лучше
Логарифмы сводят с ума
В интегралах все мои мысли
И в системах радость моя
Теорему выучить можно
Но задачку лучше решать
Если аксиому не вспомню
Значит зри сюда я пришла
Припев: Котангенс с синусом сложила
И знаю точно я сама
Задачку правильно решила
Ура, ура.
II. В голове кружат уравнения
Производных строчка бежит
Лучшее у всех настроенье
И обида прочь улетит
Сегодня выучу таблицу
Пятерку завтра получу
Конечно точно я не знаю
Вспомни ли её по утру
Припев: Котангенс с синусом сложила
И знаю точно я сама
Задачку правильно решила
Ура, ура.
Приложение 8
Начинаем петь частушки,
Слушайте внимательно.
Если вам понравится,
Будет замечательно.
Изучаем все предметы,
Даже информатику.
Но мы больше всего любим
Физику и математику.
Математика – урок
Очень интересный.
Все ребята знают это,
Он предмет известный.
Здесь сложенье, вычитанье,
Синусы и тангенсы,
Теорема Пифагора
И квадраты разности.
А про физику мы скажем:
Карбюраторы нужны!
Кибернетика и Ньютон
В жизни нашей ой важны.
А у наших трактористов
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
Математику свою
И без памяти люблю,
И хочу я вам сказать
Лучше ее не сыскать.
А линейка-то, какая,
Так пустилась в пляску,
Изгибается то как,
Корчит нам гримаску.
Взяла циркуль начертить,
А он ломается.
Уколол меня он в палец,
Да еще кусается!
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли плохо,
И теперь мы вас попросим,
Не судите строго.
15
Занимательная физика 5–6 классы
Физика 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по физике 11 класс...
Астрономия 11 класс ФГОС
Физика 10 класс ФГОС
Физика 11 класс
Физика 8 класс ФГОС
Физика 9 класс
© 2018, Долгова Ирина Михайловна 484 9
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы