СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КЛУБ ОБЩЕНИЯ «ОСТРОВОК МОЕЙ ДУШИ – мир без конфликтов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛУБ ОБЩЕНИЯ

«ОСТРОВОК МОЕЙ ДУШИ – мир без конфликтов»

 

Пояснительная записка

        

        Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно ещё, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребёнок борется за свою свободу с отчаянием юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения.

         Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением.

          Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребёнка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

Просмотр содержимого документа
«КЛУБ ОБЩЕНИЯ «ОСТРОВОК МОЕЙ ДУШИ – мир без конфликтов»»

КЛУБ ОБЩЕНИЯ

«ОСТРОВОК МОЕЙ ДУШИ – мир без конфликтов»


Пояснительная записка

        

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно ещё, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребёнок борется за свою свободу с отчаянием юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения.

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением.

Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребёнка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.

Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек, системы представлений о себе, навыков делового общения, умения конструктивно разрешать конфликты.

        Цель:

  • повышение социально-психологической компетентности учащихся, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими;

  • формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и окружающих людей;

  • повышение общего уровня психологической культуры;

  • способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

  • умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

  • умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;

  • умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

Задачи:

  • овладение определёнными социально-психологическими знаниями;

  • развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других;

  • диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров;

  • овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия;

  • способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов;

  • сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах.


Предполагаемые результаты:

    Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.

Критерии эффективности программы:

1. Изменение отношения учащихся к социальному окружению.

2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.

3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.

Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, социально-психологические тренинги, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры на установление контакта.

Состав группы: Подростки и дети, стремящиеся к самопознанию, страдающие от застенчивости, неуверенные в себе, желающие «заглянуть внутрь себя».

Возраст: 14-16лет.

Количество участников: 10-15 человек.

Общее количество часов: 15часов.


Календарно-тематический план


п/п

РАЗДЕЛЫ

Количество часов (15)

1.

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2 часа

2.

Взаимоотношения со взрослыми.

2 часа

3.

Психические процессы личности. Воля и волевые действия.

2 часа

4.

Психология делового общения.

3 часа

5.

Индивидуальные психологические особенности личности.

3 часа

6.

Психология конфликта.

3 часа

Внутренний мир человека и система представлений о себе (3 часа)

Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.

Диагностические процедуры: Популярный тест: «Умеете ли вы решать свои проблемы».

Практическая работа: Составление «дерева» психологических качеств личности.


Взаимоотношения со взрослыми (2 часа)

Положение в семье и отношение с родителями. Положение в школе и отношения с учителями.

Диагностические процедуры: Тест «Понимают ли меня родители?».

Практическая работа: Самодиагностика, или Что я знаю о себе.


Психические процессы личности (2 часа)

Общее понятие о когнитивных процессах. Воля и волевые действия. Волевые качества личности.

Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа: Рекомендации по самовоспитанию воли.


Психология делового общения (3 часа)

Принципы построения межличностного общения. Понимаете ли вы других людей? Кто вы? Самопрезентация. Общение: слышать и слушать. Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?».

Диагностические процедуры: Психогеометрический тест.

Практическая работа: Как составить общее впечатление о человеке. Умение слушать.


Индивидуальные психологические особенности личности (3 часа).

«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры: Тест «Сова или жаворонок».


Психология конфликта (3 часа)

Учимся разрешать конфликты. Самоконтроль в общении. Ролевые и внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты.


заня-тия

Тема и цель занятия

Основные понятия по теме

Комплексно-методическое обеспечение занятия

Практическое задание на занятии

1.

ТЕМА: «Уникальность личности каждого человека».

Цель: познакомить учащихся с индивидуальными особенностями..

Личность.

Неординарность.

Индивидуальность.

Индивид.

Бланк для ответов. Карточки с психологическими качествами личности.

Работа в группах: Составление «дерева» психологических качеств личности.

2.

ТЕМА: «Внутренний мир человека и возможности его познания».

Цель: развить навыки использования знаков внимания, эффективной самопрезентации.

Индивидуальные способности личности.

Карточки с различными психологическими качествами личности.

Анкета «Круг моего общения».


Игра «Принятие решений».

Эта игра позволяет ребятам побывать в роли человека, от которого многое зависит.

Учит школьников принимать решения и отвечать за них.

3.

ТЕМА: «Положение в семье и отношение с родителями». Цель: изучить функции и конструкции комплиментов и других знаков внимания.

Беседа «Понимают ли меня родители?». Рефлексия.

Бланки для игры, маркеры, бумага.

Игра «Корабле-крушение»

Цель игры:

Эта игра помогает детям представить и смоделировать свое поведение в экстремальной ситуации, сложности взаимоотношений, в семье и т. д.

4.

ТЕМА: «Положение в школе и отношения с учителями».

Цель: рассмотреть влияние формирования и развитие личности на взаимодействие с другими людьми.


Школьный коллектив, одноклассники, межличностные отношения, границы взаимодействия.

Листы писчей бумаги, для изготовления «цветка желаний» цветная бумага, ножницы, клей.


Игра «Мои желания». Эта игра направлена на формулирование учащимися своих ожиданий, ценностей, понять, что разные люди могут иметь разные ценности.

5.

ТЕМА: «Общее понятие о когнитивных процессах. Воля и волевые действия».

Цель: научить учащихся адекватно понимать и воспринимать уровень своей силы воли, показать различие поведения в отдельно взятых ситуациях.

Структура волевого действия.

Схема этапов волевого действия.

Плакат с «Древом способностей человека».

Задание: «Оцените, насколько вы волевой человек?».

6.

ТЕМА: «Роль воли в процессе принятия профессиональных решений».

Цель: обучать преодолению различных, жизненных препятствий в общении, обучении, личностном росте.

Воля, волевые действия, безвольный человек, сила воли.

Бланки для ответов, ручки, бумага, карандаши.

Самодиагностика, или «Что я знаю о себе».

Помочь учащимся в самоутвержде-нии выбранной ими значимой для них позиции и подтвердить свою успешность.

7.

ТЕМА:

«Принципы построения межличностного общения».

Цель: продолжить работу по сплочению группы.



Общение, межличностное общение, взаимодействие в группах.

Работа в группах: столы, лего, инструкции для игры.

Игра «Высокие башни». Цель:

это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за барьеров между подростками.

8.

ТЕМА: «Понимаете ли вы других людей?». Цель: познакомить с языком невербального общения, разобраться в ситуациях изображения мимики и жестов.


Мимика, жесты, эмоции.

Работа с элементами арттерапии. Материалы: бумага, краски, кисточки.

Упражнение «Заколдованный сад». Подвести к пониманию своей индивидуальности, неповторимости, самоутверждению.

Рефлексия.

9.

ТЕМА: Кто вы? Самопрезентация.

Цель: помочь ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других.

Сущность концепции «Я».

3 компонента: познавательный; эмоциональный; поведенческий.

Ватман, кисти, краски, карандаши.

Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?».

Ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учёбой и школой.


10.

ТЕМА: «Образ «Я» как система представлений о себе».

Цель: дать понять, что люди могут иметь разные человеческие качества, которые оказывают определённое влияние на формирование характера, личности.

Ценности, смыслы. Сущность концепции «Я».


Работа с элементами арттерапии. Материалы: бумага, краски, кисточки.

Упражнении с последующим проговариванием «о своём качестве».

Рефлексия.

11.

ТЕМА: Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Цель: помочь учащимся глубже узнать себя, заглянуть в свой внутренний мир

Сущность концепции «Я».

3 компонента: познавательный; эмоциональный; поведенческий.

Бланки для ответов, ручки, музыкальное сопровождение.

Тест «Сова или жаворонок».

Игра «Полёт гениев».


12.

ТЕМА: «Учимся разрешать конфликты».

Цель: усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

“Спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”.


Бланк Р.Томаса

Бумага, краски, цветные карандаши.

Тест Р. Томаса “Стили разрешения конфликтов”.

13.

ТЕМА: «Самоконтроль в общении».

Цель: развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования.

Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей.

Разминка. Предлагается упражнение «Назови своё имя».

Игра «Свой – чужой».

- осознание и анализ отдельных механизмов возникновения межличностных коммуникаций.

14.

ТЕМА: «Межличностные конфликты».


“Конфликтная ситуация”, “инцидент”.

Тест “Уровень конфликтности личности”

Учимся разрешать конфликты. Игра «Комплимент».

15.

Заключительное занятие, подведение итога как применить все свои знания для предотвращения и разрешения конфликтов.

Закрепление правил межличностного общения.

Рефлексия “Конфликтная ли вы личность?”,

Шеринг. «Мир без конфликтов».


Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.

2. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. – М.: Изд-во АПН СССР, 1974. – С. 28 – 40.

3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. А.Б.Орлова. - М. : Академический проект, 2008.-207с.

4. Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике– СПб.: Питер, 2007. – 687 с.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 1967. – 315 с.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

8. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996

9. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Под ред. Е.А, Шумилина. – М., 1986. – С. 26 – 39

  1. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1996г.