КЛУБ ОБЩЕНИЯ
«ОСТРОВОК МОЕЙ ДУШИ – мир без конфликтов»
Пояснительная записка
Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно ещё, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным. В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребёнок борется за свою свободу с отчаянием юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения.
Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, сказываются не только на системе экономических отношений, но и на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно, что допустимо, а что категорически запрещено, что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением.
Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтами и конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребёнка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.
Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту.
Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек, системы представлений о себе, навыков делового общения, умения конструктивно разрешать конфликты.
Цель:
повышение социально-психологической компетентности учащихся, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими;
формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и окружающих людей;
повышение общего уровня психологической культуры;
способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;
умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
Задачи:
овладение определёнными социально-психологическими знаниями;
развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других;
диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров;
овладение индивидуализированными приёмами межличностного взаимодействия;
способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах.
Предполагаемые результаты:
Формирование свободной, самостоятельной, физически и духовно развитой личности, способной к адекватным взаимоотношениям с социальной средой.
Критерии эффективности программы:
1. Изменение отношения учащихся к социальному окружению.
2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.
3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.
Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, социально-психологические тренинги, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры на установление контакта.
Состав группы: Подростки и дети, стремящиеся к самопознанию, страдающие от застенчивости, неуверенные в себе, желающие «заглянуть внутрь себя».
Возраст: 14-16лет.
Количество участников: 10-15 человек.
Общее количество часов: 15часов.
Календарно-тематический план
№ п/п | РАЗДЕЛЫ | Количество часов (15) |
1. | Внутренний мир человека и система представлений о себе. | 2 часа |
2. | Взаимоотношения со взрослыми. | 2 часа |
3. | Психические процессы личности. Воля и волевые действия. | 2 часа |
4. | Психология делового общения. | 3 часа |
5. | Индивидуальные психологические особенности личности. | 3 часа |
6. | Психология конфликта. | 3 часа |
Внутренний мир человека и система представлений о себе (3 часа)
Внутренний мир человека и возможности его познания. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.
Диагностические процедуры: Популярный тест: «Умеете ли вы решать свои проблемы».
Практическая работа: Составление «дерева» психологических качеств личности.
Взаимоотношения со взрослыми (2 часа)
Положение в семье и отношение с родителями. Положение в школе и отношения с учителями.
Диагностические процедуры: Тест «Понимают ли меня родители?».
Практическая работа: Самодиагностика, или Что я знаю о себе.
Психические процессы личности (2 часа)
Общее понятие о когнитивных процессах. Воля и волевые действия. Волевые качества личности.
Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа: Рекомендации по самовоспитанию воли.
Психология делового общения (3 часа)
Принципы построения межличностного общения. Понимаете ли вы других людей? Кто вы? Самопрезентация. Общение: слышать и слушать. Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?».
Диагностические процедуры: Психогеометрический тест.
Практическая работа: Как составить общее впечатление о человеке. Умение слушать.
Индивидуальные психологические особенности личности (3 часа).
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры: Тест «Сова или жаворонок».
Психология конфликта (3 часа)
Учимся разрешать конфликты. Самоконтроль в общении. Ролевые и внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты.
№ заня-тия | Тема и цель занятия | Основные понятия по теме | Комплексно-методическое обеспечение занятия | Практическое задание на занятии |
1. | ТЕМА: «Уникальность личности каждого человека». Цель: познакомить учащихся с индивидуальными особенностями.. | Личность. Неординарность. Индивидуальность. Индивид. | Бланк для ответов. Карточки с психологическими качествами личности. | Работа в группах: Составление «дерева» психологических качеств личности. |
2. | ТЕМА: «Внутренний мир человека и возможности его познания». Цель: развить навыки использования знаков внимания, эффективной самопрезентации. | Индивидуальные способности личности. | Карточки с различными психологическими качествами личности. Анкета «Круг моего общения». | Игра «Принятие решений». Эта игра позволяет ребятам побывать в роли человека, от которого многое зависит. Учит школьников принимать решения и отвечать за них. |
3. | ТЕМА: «Положение в семье и отношение с родителями». Цель: изучить функции и конструкции комплиментов и других знаков внимания. | Беседа «Понимают ли меня родители?». Рефлексия. | Бланки для игры, маркеры, бумага. | Игра «Корабле-крушение» Цель игры: Эта игра помогает детям представить и смоделировать свое поведение в экстремальной ситуации, сложности взаимоотношений, в семье и т. д. |
4. | ТЕМА: «Положение в школе и отношения с учителями». Цель: рассмотреть влияние формирования и развитие личности на взаимодействие с другими людьми. | Школьный коллектив, одноклассники, межличностные отношения, границы взаимодействия. | Листы писчей бумаги, для изготовления «цветка желаний» цветная бумага, ножницы, клей. | Игра «Мои желания». Эта игра направлена на формулирование учащимися своих ожиданий, ценностей, понять, что разные люди могут иметь разные ценности. |
5. | ТЕМА: «Общее понятие о когнитивных процессах. Воля и волевые действия». Цель: научить учащихся адекватно понимать и воспринимать уровень своей силы воли, показать различие поведения в отдельно взятых ситуациях. | Структура волевого действия. Схема этапов волевого действия. | Плакат с «Древом способностей человека». | Задание: «Оцените, насколько вы волевой человек?». |
6. | ТЕМА: «Роль воли в процессе принятия профессиональных решений». Цель: обучать преодолению различных, жизненных препятствий в общении, обучении, личностном росте. | Воля, волевые действия, безвольный человек, сила воли. | Бланки для ответов, ручки, бумага, карандаши. | Самодиагностика, или «Что я знаю о себе». Помочь учащимся в самоутвержде-нии выбранной ими значимой для них позиции и подтвердить свою успешность. |
7. | ТЕМА: «Принципы построения межличностного общения». Цель: продолжить работу по сплочению группы. | Общение, межличностное общение, взаимодействие в группах. | Работа в группах: столы, лего, инструкции для игры. | Игра «Высокие башни». Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за барьеров между подростками. |
8. | ТЕМА: «Понимаете ли вы других людей?». Цель: познакомить с языком невербального общения, разобраться в ситуациях изображения мимики и жестов. | Мимика, жесты, эмоции. | Работа с элементами арттерапии. Материалы: бумага, краски, кисточки. | Упражнение «Заколдованный сад». Подвести к пониманию своей индивидуальности, неповторимости, самоутверждению. Рефлексия. |
9. | ТЕМА: Кто вы? Самопрезентация. Цель: помочь ребятам задуматься над жизненными ценностями, сравнить свои ценности с ценностями других. | Сущность концепции «Я». 3 компонента: познавательный; эмоциональный; поведенческий. | Ватман, кисти, краски, карандаши. | Деловая игра: «Умеем ли мы общаться?». Ребята могут поделиться своими радостями и огорчениями, связанными с учёбой и школой. |
10. | ТЕМА: «Образ «Я» как система представлений о себе». Цель: дать понять, что люди могут иметь разные человеческие качества, которые оказывают определённое влияние на формирование характера, личности. | Ценности, смыслы. Сущность концепции «Я». | Работа с элементами арттерапии. Материалы: бумага, краски, кисточки. | Упражнении с последующим проговариванием «о своём качестве». Рефлексия. |
11. | ТЕМА: Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Цель: помочь учащимся глубже узнать себя, заглянуть в свой внутренний мир | Сущность концепции «Я». 3 компонента: познавательный; эмоциональный; поведенческий. | Бланки для ответов, ручки, музыкальное сопровождение. | Тест «Сова или жаворонок». Игра «Полёт гениев». |
12. | ТЕМА: «Учимся разрешать конфликты». Цель: усвоение правил разрешения конфликтов, развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. | “Спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”. | Бланк Р.Томаса Бумага, краски, цветные карандаши. | Тест Р. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. |
13. | ТЕМА: «Самоконтроль в общении». Цель: развитие умений самоанализа и самооценки на примере результатов самотестирования. | Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей. | Разминка. Предлагается упражнение «Назови своё имя». | Игра «Свой – чужой». - осознание и анализ отдельных механизмов возникновения межличностных коммуникаций. |
14. | ТЕМА: «Межличностные конфликты». | “Конфликтная ситуация”, “инцидент”. | Тест “Уровень конфликтности личности” | Учимся разрешать конфликты. Игра «Комплимент». |
15. | Заключительное занятие, подведение итога как применить все свои знания для предотвращения и разрешения конфликтов. | Закрепление правил межличностного общения. | Рефлексия “Конфликтная ли вы личность?”, | Шеринг. «Мир без конфликтов». |
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб .: Питер, 2008. – 490 с.
2. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе// Общение как педагогическая проблема. – М.: Изд-во АПН СССР, 1974. – С. 28 – 40.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Пер. с англ. А.Б.Орлова. - М. : Академический проект, 2008.-207с.
4. Березин С.В. , Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов //«Вестник СамГУ», 1996, № 1. – 0.5 п.л.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике– СПб.: Питер, 2007. – 687 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 1967. – 315 с.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
8. Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996
9. Лозовцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Под ред. Е.А, Шумилина. – М., 1986. – С. 26 – 39
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1996г.