Животные Африки
Цель: Познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными.
Задачи:
Образовательные: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки. Уточнить представление детей о животных Африки.
Развивающие: Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Развивать наглядно-образное и логическое мышление. Развивать воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Формировать самооценку; умение давать оценку своей и чужой деятельности; выражать свою точку зрения. Побуждать детей выстраивать свои взаимоотношения в процессе познавательно – поисковой деятельности со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания. Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.
Материал: Презентация, ноутбук, кисточки, песок, лупы, стакан с водой, тарелки, шпажки, листья деревьев, эфирные масла, фишки.
Словарная работа: пустыня, саванна, баобаб, барханы, археолог.
Ход занятия
Часть 1. Пустыня Сахара
Здравствуйте ребята! Вы попали на наш материк. А в какой материк вы узнаете, если отгадаете загадку.
Материк лежит такой,
Самый жаркий и большой,
Там и лето круглый год,
Кто его мне назовет (Африка) (Слайд)
В: Правильно ребята, это Африка! Подойдите ко мне и почувствуйте, какой же горячий воздух! Жаркий воздух ощущаем, на горячий песок вступаем. (слайд пустыни)
Посмотрите, ребята, ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком. Годами здесь не бывает дождей. Как вы думаете, где мы? (в пустыне) А почему она так называется? (от слова «пусто», ничего нет).
Это пустыня Сахара, самая большая пустыня мира. Здесь жарко и сухо. Земля покрыта золотисто-желтым песком. Кажется, что в пустыне и животных-то нет, но чьи это следы на песке, вы узнаете отгадав загадку? (Слайд следы)
Зверь я горбатый,
В пустыне живу.
В дальные страны поклажу везу.
Кто же? (верблюд)
В. Как еще называют верблюда в пустыне?
Верблюда называют «кораблём пустыни». Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходится колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. На ногах у верблюда мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и не дают верблюжьим ногам проваливаться в песок. (Слайд ноги верблюда)
В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда на ступнях – широкие.
В.: Ребята, я предлагаю вам стать исследователями. Посмотрите на ёмкость с песком. Какого он цвета (золотисто-желтого)
Возьмите лупу и рассмотрите - из чего состоит песок (из песчинок они лежат отдельно друг от друга)
- Похожи друг на друга?
- Когда идёт дождь в пустыне (стакан с водой и ложка) куда девается вода? (хорошо впитывает воду)
Ребята у вас есть трубочки, что мы можем узнать с их помощью (раздуваются или разлетаются ли песчинки) Песок может двигаться, получаются барханы – горы из песка. (слайд барханы)
- Можно ли сделать песчаные горы? Да
- Что вы узнали про песок из пустыни Сахара?
Итог: песок золотисто-желтого цвета, состоит из песчинок, быстро впитывает воду, сыпучий, не пригоден для роста растений.
В.: Молодцы, ребята. Вы настоящие исследователи пустыни.
Часть 2 Саванна. (слайд Саванна)
В.: Закройте глаза, представьте, что пустыня осталась позади. Начинают появляться кустарники и деревья. Да это же африканская саванна! Саванна - это степь, лето засушливое, зима короткая, дождливая. Земля покрыта растительностью, травой, так же здесь растут деревья.
А какие деревья растут в Саване вы узнаете по аромату листьев, которые лежат на паласе (апельсиновые деревья, какао-деревья, лимонные деревья, ананасовые кустарники, банановые кустарники) (Слайд)
В.: Ребята, а вы знаете, кто такие археологи?
- Что находят археологи на раскопках?
Давайте тоже станем археологами, может, и мы что-нибудь найдём.
Дети присаживаются к островку, кисточкой раскапывают, очищают найденные осколки.
Посмотрите, сколько разных осколков вы нашли. Соберём осколки, куски в одно целое, что же это было (тарелка) Посмотрите какой орнамент.
У каждого народа есть свои, только им ведомые орнаменты, являющиеся хранителями души и тела. Основными источниками создания орнамента являлись природа и животные. У народов Африки ассоциация с геометрическими узорами, животными.
В.: Ребята, посмотрите на столах лежат тарелки. Попробуйте и вы нацарапать на них африканские узоры.
Эти тарелки вы заберете с собой на память об Африке!
Часть 3. Голоса животных. Что вы слышите? Голоса животных
- Что же случилось? Пройдем и посмотрим. (Подходим к дереву баобаб)
- Почему все звери подошли к дереву баобаб?
- Это самое толстое в мире дерево. Давайте возьмемся за руки и узнаем, какой же толщины наш баобаб. Во время дождя, он как губка впитывает воду и не дает этой воде испаряться. В поиске воды все животные пришли к баобабу. Мучимые жаждой животные атакуют ствол дерева и пьют от туда воду.
- Ребята, посмотрите и скажите, все ли животные, пришедшие к баобабу, жители Африки. Давайте найдем лишних животных.
Игра «Найди лишнее»
- Почему эти животные лишние?
- Где живут эти животные?
Итог клубного часа:
- Молодцы, ребята. Наша встреча подошла к концу.
- На каком континенте вы побывали?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем континенте?
Давайте сфотографируемся на память. Но, а вам пора отправляться на следующий континент.