СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Книжкины именины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия: поговорить о роли книги в жизни школьников; показать важность чтения для общего развития; познакомить с чудесным миром книги.

Просмотр содержимого документа
«Книжкины именины.»

Классный час «Книжкины именины»


Цели мероприятия: поговорить о роли книги в жизни школьников; показать важность чтения для общего развития; познакомить с чудесным миром книги.


Оборудование: плакаты: «Книга – твой друг, береги её!», «Кто много читает, тот много и знает», «С книгой жить – век не тужить», «Чтение – вот лучшее учение»; выставка детских книг.


- Ребята, у нас сегодня праздник. Стало уже традицией у нас в стране проводить Праздник книги в последнюю неделю марта. Участники и очевидцы этой первой детской Недели вспоминают: «Ранним утром 26 марта 1943 года - это была пятница - из станций метро «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках. Позади вторая военная зима, и бледные, исхудавшие лица ребят - еще одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза... ребячьи глаза горят, оживление нарастает по мере приближения к известнейшему в мире зданию. Здесь прямо у входа их встречают мужчина и женщина - оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды - директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом «Знак Почета». 

Так впервые отмечался этот весенний праздник надежды. Продолжался он всего один день, и участвовали в нём только москвичи и ленинградцы. 

Но уже на следующий год праздник длился неделю, и его стали проводить во всех городах и сёлах нашей страны. Во время одного из таких праздников, на его открытии, перед ребятами выступил инициатор Недели детской книги, писатель Лев Кассиль. Начал он так: «Дорогие ребята, поздравляю вас с днем Книжкиных именин!». И только один раз Неделя детской книги проводилась не весною, а осенью. И было это в победном 1945 году. За Неделю в Колонном зале Дома союзов на встречах с писателями побывало 30 тысяч юных москвичей. 17 октября 1945 года в зал пришли Михаил Пришвин, Самуил Маршак, Агния Барто, Константин Паустовский, Вера Инбер, Сергей Михалков, художники Евгений Рачев, Андриан Ермолаев. 

Вместе с юными читателями они почтили память писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной. А потом читали стихи и фотографировались на память. 

На одной фотографии из архива участника этого события надпись: «Это было 17 октября 1945 го­да, где писатели и читатели проводили Неделю детской книги. Смотрите и поучайтесь. Всегда бы так...». И подпись: Лев Кассиль. 

«Приятно, когда твоя выдумка со словом входит в жизнь, уже отрывается от твоего авторства, становится общим достоянием. Книжкины именины...» - это запись Льва Абрамовича в его дневнике 1961 года.


- А зачем нам нужны книги? Что мы можем узнать с их помощью? (дети отвечают)

- Кто может нам рассказать о своих первых книжках, об их авторах? А как вы думаете, почему ежегодно проводится Праздник детской книги? Ну и, конечно, давайте вспомним ваших любимых литературных героев! (беседа с детьми)


Много книг у нас чудесных,

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку,

Чтобы книжки почитать.

Настоящим человеком помогают

Помогают книги стать.


- Я хочу вам рассказать, с чего начинается жизнь книги. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Жужжит в умелых руках электропила, и падают на землю деревья. Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор. Он помогает вывозить огромные деревья через таёжный бурелом.

Река – самая просторная дорога для леса. Плывут по ней брёвна вниз по течению. А чтобы заторов не было, за движением леса следят сплавщики. Это сильные, смелые, умелые люди.

Голубая дорога приведёт стволы на бумажный комбинат. Там деревья распиливают, превращают в опилки, а затем варят и получают волокнистую массу, похожую на тесто.

А дальше раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из этих полос получается бумага.

Но до книг ещё далеко. Писатель должен написать её, художник – нарисовать иллюстрации, а затем в типографиях всё это напечатать.


- Чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил: берите книгу чистыми руками; не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы; не кладите в книгу карандаши и другие предметы - от этого рвётся переплёт; не читайте книгу во время еды; чтобы она долго служила – оберни её.


- Все вы любите читать, у каждого из вас есть любимая книга.

- Кто может рассказать о любимом книжном герое и о любимой книге? (Желающие выступают)


- А сейчас мы немного посоревнуемся, проведём «Турнир знатоков»

1 задание – отгадать автора и название книги.

1. Из какой книги слова: « Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!» (В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»).

2. Где водятся слонопотамы? (А.Милн. «Вини Пух и все-все-все»).

3. Всем известен друг Робинзона – Пятница. А в какой книге живёт мальчик Вторник? (Э.Кастнер. «Эмиль и сыщики»).

4.У кого из книжных героев была такая клятва: « Чтоб я сломался, если выдам тайну!»?

(Е. Велтистов «Приключения Электроника». Электроник.)

5. Назовите самого известного русского баснописца. (И. Крылов).

6. Название какого рассказа состоит из трёх одинаковых слогов и кто автор рассказа? (Н. Носов. «Тук-тук-тук».)

7. Какое вы знаете самое короткое название рассказа В. Драгунского? («Бы»).

8. Герой сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешенную шубу. (Распе «Барон Мюнхаузен»)

9. Чьим сыном был Соловей-разбойник? (Одихмантия).

10. Где хранилась смерть Кащея Бессмертного? ( Сундук, заяц, утка, яйцо).

11. Кто автор строк:

Вот моя деревня, вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой… (И. Суриков)

12. В какой сказке была молочная река с кисельными берегами? («Гуси-лебеди»).


2 задание - поэтический раунд (вспомнить и прочитать целиком стихотворение, услышав окончание строчек).


1.Простился, снарядился, у окна одна (А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..»)

2. Скажи, доложи, милее, белее. (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»)

3. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане..»)


3 задание - вспомни заклинание

Вызвать Сивку – бурку.

Открыть дверь в пещеру с сокровищами вместе с Али – Бабой

Сварить кашу в волшебном горшочке.




4 задание – Исправь ошибку


1. Царевна-индюшка.

2. Сивка-будка.

3. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.

4. Лапша из топора.

5. По собачьему велению.

6. Василиса Преглупая.

7. Крошечка-Горошечка.

8. Жар-муха.

9. Чудо-блюдо.

10.Сестрица Гулёнушка.

(Дети исправляют ошибки).


- Те, кто много читает, сразу исправили все ошибки. Молодцы, ребята. А сейчас-последний вопрос: о чём мы сегодня говорили, и зачем нам это было нужно?

- На прощание я прочитаю вам стихотворение С.Михалкова


«Как бы жили мы без книги»


Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б не было бы книг?

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок

До веселых новостей?..

Ты хотел развеять сказку,

На вопрос найти ответ,

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет твоей любимой книжки –

“Чипполино”, например,

И сбежал, как от мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша –

Сколько их, друзей ребят,

Тех, кто нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,

Пусть немного в них страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ!

Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках.

И она в любые страны

Через все века пройдет,

Как великие романы

“Тихий Дон” и “Дон Кихот”.

Слава нашей книге детской,

Переплывшей все моря!

И особенно советской,

Начиная с букваря.