Кодификатор элементов содержания для проведения контрольных работ по русскому языку (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор элементов содержания по русскому языку составлен на основе планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые контрольной работой |
1 | | Фонетика и графика |
| 1.1 | Звуки и буквы |
| 1.2 | Фонетический анализ слова |
2 | | Лексика и фразеология |
| 2.1 | Лексическое значение слова |
| 2.2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы |
| 2.3 | Фразеологические обороты |
| 2.4 | Группы слов по происхождению и употреблению |
| 2.5 | Лексический анализ |
3 | | Морфемика и словообразование |
| 3.1 | Значимые части слова (морфемы) |
| 3.2 | Морфемный анализ слова |
| 3.3 | Основные способы образования слов |
| 3.4 | Словообразовательный анализ слова |
4 | | Грамматика. Морфология |
| 4.1 | Самостоятельные части речи |
| 4.2 | Служебные части речи |
| 4.3 | Морфологический анализ слова |
5 | | Грамматика. Синтаксис |
| 5.1 | Словосочетание |
| 5.2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
| 5.3 | Второстепенные члены предложения |
| 5.4 | Двусоставные и односоставные предложения |
| 5.5 | Распространённые и нераспространённые предложения |
| 5.6 | Полные и неполные предложения |
| 5.7 | Осложнённое и неосложнённое предложение |
| 5.8 | Сложное предложение |
| 5.9 | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения |
| 5.10 | Сложные предложения с разными видами связи между частями |
| 5.11 | Способы передачи чужой речи |
| 5.12 | Синтаксический анализ простого предложения |
| 5.13 | Синтаксический анализ сложного предложения |
| 5.14 | Синтаксический анализ предложения (обобщение) |
6 | | Орфография |
| 6.1 | Орфограмма |
| 6.2 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц |
| 6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц |
| 6.4 | Употребление Ь и Ъ |
| 6.5 | Правописание корней |
| 6.6 | Правописание приставок |
| 6.7 | Правописание суффиксов разных частей речи (кроме -Н- и -НН-) |
| 6.8 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах разных частей речи |
| 6.9 | Правописание падежных и родовых окончаний |
| 6.10 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
| 6.11 | Слитное и раздельно написание НЕ с различными частями речи |
| 6.12 | Правописание отрицательных местоимений и наречий |
| 6.13 | Правописание НЕ и НИ |
| 6.14 | Правописание служебных слов |
| 6.15 | Правописание словарных слов |
| 6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание |
| 6.17 | Орфографический анализ |
7 | | Пунктуация |
| 7.1 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым |
| 7.2 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении |
| 7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях |
| 7.4 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах |
| 7.5 | Знаки препинания при сравнительных оборотах |
| 7.6 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения |
| 7.7 | Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) |
| 7.8 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
| 7.9 | Знаки препинания в осложненном предложении |
| 7.10 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании |
| 7.11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
| 7.12 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
| 7.13 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами Связи |
| 7.14 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
| 7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной Связью |
| 7.16 | Тире в простом и сложном предложении |
| 7.17 | Двоеточие в простом и сложном предложении |
| 7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложении |
| 7.19 | Пунктуационный анализ |
8 | | Речь. Текст |
| 8.1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
| 8.2 | Средства связи предложений в тексте |
| 8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи |
| 8.4 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения |
| 8.5 | Анализ текста |
9 | | Языковые нормы |
| 9.1 | Орфоэпические нормы |
| 9.2 | Лексические нормы |
| 9.3 | Грамматические нормы (морфологические нормы) |
| 9.4 | Грамматические нормы (синтаксические нормы) |
10 | | Выразительность русской речи |
| 10.1 | Анализ средств выразительности |
11 | | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
- Содержание контрольных работ определяется на основе основной образовательной программы основного общего образования (приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
- Кодификатор элементов содержания по русскому языку, составленный на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
Контрольные работы разработаны с учётом положения о том, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать языковая компетентность обучающихся 6 класса, т.е. они должны: применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки, а также овладеть продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
КР, №, тема | № задания | Тип заданий | Кол-во вариантов | Код по КЭС | Время выполнения КР |
Контрольная работа-тест №1 по теме: «Лексика. Фразеологии и культура речи. | 1-11 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 2.1,2.2, 2.3, 2.4 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
12 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 5.1, 5.2 |
13 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 8.1, 8.5 |
Контрольный тест №2 по разделу «Словообразование и орфография» | 1-8 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 6.1, 7.1 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
9-10 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.5, 6.6 |
11 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 3.1, 3.2 |
12 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 8.1,8.5 |
Контрольный диктант №3 по разделу «Словообразование и орфография» | 1 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 2 варианта | 8.5 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.2 |
4 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.5, 6.6 |
Контрольная работа №4 по разделу «Имя существительное» | 1-4 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 3.1, 3.3 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
5-8 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.9 |
9-10 | Задание с выбором варианта ответа | 4.1 |
11-12 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1 |
13 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 6.11,6.13 |
14 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 2.1, 2.5 |
Контрольный диктант №5 по разделу «Имя существительное» | 1 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 2 варианта | 3.1,3.2 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 4.1, 6.5 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1, 3.2, 5.12 |
Тест по разделу «Имя прилагательное» № 6 | 1-4 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 1.1, 1.2, 2.2 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
5-6 | Задание с выбором варианта ответа | 3.2, 3.3 |
7-10 | Задание с выбором варианта ответа | 4.1, 4.2 |
11 | Задание с выбором варианта ответа | 5.3, 5.6 |
12 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 5.12, 5.13 |
13-15 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.5, 6.6 |
16-17 | Задание с выбором варианта ответа | 6.11 |
18-19 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 8.5 |
20 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 7.1, 7.2 |
Контрольный диктант №7 по теме: «Имя прилагательное» | 1 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 2 варианта | 5.12, 5.13 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.9 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1, 3.2 |
Контрольная работа №8 по разделу «Имя числительное» | 1 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 8.5 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с выбором варианта ответа | 2.1, 2.4 |
3 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1 |
4-5 | Задание с выбором варианта ответа | 6.9 |
6 | Задание с выбором варианта ответа | 6.4 |
7 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1,6.2 |
8 | Задание с выбором варианта ответа | 4.1, 4.2, 4.3 |
9 | Задание с выбором варианта ответа | 8.1 |
10 | Задание с выбором варианта ответа | 9.1 |
Контрольный диктант по разделу «Имя числительное» № 9 | 1 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 2 варианта | 5.12, 5.13 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.9 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.2 |
4 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1, 3.2 |
Тест по разделу «Местоимение» №10 | 1 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 8.5 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с выбором варианта ответа | 2.1, 2.4 |
3 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1 |
4-5 | Задание с выбором варианта ответа | 6.9 |
6 | Задание с выбором варианта ответа | 6.4 |
7 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1,6.2 |
8 | Задание с выбором варианта ответа | 4.1, 4.2, 4.3 |
9 | Задание с выбором варианта ответа | 8.1 |
10 | Задание с выбором варианта ответа | 9.1 |
11-13 | Задание с выбором варианта ответа | 4.2, 4.3 |
14 | Задание с выбором варианта ответа | 5.12, 5.13 |
15 | Задание с выбором варианта ответа | 7.1, 7.2 |
Контрольный диктант по разделу «Местоимение» № 11 | 1 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 2 варианта | 5.12, 5.13 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.9 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.2 |
4 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1, 3.2 |
Контрольный тест по разделу «Глагол» №12 | 1-2 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 4.1 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
3-4 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1 |
5-6 | Задание с выбором варианта ответа | 6.16 |
7-8 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1,6.4 |
9-10 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.14 |
11-17 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.4, 6.14 |
18-19 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 9.1 |
20 | Задание с выбором варианта ответа | 6.7 |
Контрольный диктант по разделу «Глагол» № 13 | 1 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 2 варианта | 3.1, 3.2 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.1, 3.2,6.1 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 6.1 |
4 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 4.3 |
Тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» № 14 | 1-3 | Задание с выбором варианта ответа | 2 варианта | 6.1,6.4 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
4 | Задание с выбором варианта ответа | 6.6 |
5-7 | Задание с выбором варианта ответа | 6.2,6.3 |
8-10 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.2, 6.5, 6.6 |
12-13 | Задание с выбором варианта ответа | 6.4 |
14-15 | Задание с выбором варианта ответа | 3.2,6.1 |
16-17 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1, 6.2 |
18-20 | Задание с выбором варианта ответа | 6.1,7.16 |
Контрольный диктант по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» №15 | 1 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 2 варианта | 8.5 | 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся) |
2 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 1.2 |
3 | Задание с развернутым ответом БУ сложности | 3.2,4.3 |
4 | Задание с развернутым ответом ПУ сложности | 4.3, 5.12 |
КР, №, тема | При проведении КР разрешается использование |
Контрольная работа-тест №1 по теме: «Лексика. Фразеология и культура речи. | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный тест №2 по разделу «Словообразование и орфография» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант №3 по разделу «Словообразование и орфография» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Проверочная работа №4 по разделу «Словообразование. Орфография» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольная работа №5 по разделу «Имя существительное» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант №6 по разделу «Имя существительное» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Тест по разделу «Имя прилагательное» № 7 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант №8 по теме: «Имя прилагательное» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольная работа № 9 по разделу «Имя числительное» | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант по разделу «Имя числительное» № 10 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант по разделу «Местоимение» № 11 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный тест по разделу «Глагол» №12 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант по разделу «Глагол» № 13 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» № 14 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |
Контрольный диктант по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе» №15 | Обучающимся не разрешается использовать справочные материалы, содержащие основные термины и понятия курса русского языка. Разрешается использовать орфографический словарь. Иная справочная литература, мобильные телефоны на КР не используются. |