СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование числовой информации. Системы счисления (конспект)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кодирование числовой информации. Системы счисления (конспект)»

Ход урока


Формы и виды урока

Учитель

Ученик

Доска

Тетрадь

Организационный момент

Записать тему

урока в тетрадь

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего урока «Кодирование числовой информации. Системы счисления»

Запишите тему урока в тетрадь


Записывает тему урока




Кодирование числовой информации. Системы счисления

Объяснение нового материала

Краткая запись в тетрадь

Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Алфавит системы счисления состоит из символов, которые называются цифрами.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.


Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.


Все системы счисления делятся на 2 большие группы: позиционные и непозиционные. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её положения в числе, а в непозиционных – не зависит.




Непозиционные системы счисления.

Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Находки археологов на стоянках первобытных людей свидетельствует о том, что первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков: зарубок, черточек, точек.


Такая система записи чисел называется единичной, так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Единичной системой счисления пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст или используя для этого счетные палочки.

Древнеегипетская система счисления выглядела так:

 (335)

Египтяне записывали  - это были сотни,  - десятки, - единицы, вот так они группировали.

В Вавилонской 60- ричной системе счисления единицу обозначали - , десятку - .

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме. В основе римской системы счисления лежат знаки I (один палец) для числа 1, V(раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для числа 10, а для обозначения чисел 100,500 и 1000 используются латинские буквы C,D и M.

1

I

5

V

10

X

100

C

500

D

1000

M


В римской системе счисления количественное значение цифры не зависит от её положения в числе. Например, в римском числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30.


Чтобы записать число в римской системе счисления, необходимо разложить его на сумму тысяч, полутысяч, сотен, полусотен, десятков, пятков, единиц. Например, десятичное число 28 представляется следующим образом:

XXVIII = 10+10+5+1+1+1 (два десятка, пяток, три единицы).


При записи чисел в римской системе счисления применяется правило: каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него, в остальных случаях знаки складываются.

Например, римское число IX обозначает 9 (-1+10),

а XI обозначает 11 (10+1). Число 99 имеет следующее представление в римской системе счисления:

XCIX=-10+100-1+10

Но эта система имеет ряд недостатков:

Какие? Как вы думаете?

-большой набор алфавита

-нет отрицательных и дробных чисел


Позиционные системы счисления.

Первая позиционная система счисления была придумана еще в древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричной, т. е в ней использовалось шестьдесят цифр. Интересно, что до сих пор при изменении времени мы используем основание 60(в 1 минуте содержится 60 секунд, в 1 часе-60 минут)


В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. До сих пор мы часто употребляем дюжину 9число 120: в сутках 2 дюжины часов, число месяцев в году.


Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в её алфавите.


В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её позиции в числе. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряды числа возрастают справа налево, от младших разрядов к старшим, причем значения одинаковых цифр, стоящих в соседних разрядах числа, различаются на величину основания.


А теперь давайте начертим и заполним таблицу, которая будет называться «Позиционные системы счисления».


Система

счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Двоичная

2

0,1

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, A,B,C,D,E,F


В настоящее время наиболее распространенными позиционными системами счисления являются десятичная и двоичная. Десятичная система счисления имеет алфавит цифр, который состоит из десяти всем известных так называемых арабских цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9). Алфавит двоичной системы содержит две цифры (0,1)


В шестнадцатеричной системе основание равно 16 и алфавит состоит из шестнадцати цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, A,B,C,D,E,F) причем первые десять цифр имеют общепринятое обозначение, а для записи остальных цифр (10,11,12,13,14,15) используются первые шесть букв латинского алфавита.


В десятичной системе счисления цифра в крайней справа позиции обозначает единицы, цифра, смещенная на одну позицию влево, обозначает десятки, еде левее - сотни, затем тысячи и т.д


Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555.


Итак число 555 представлено для нас в привычной для нас свернутой форме.

Давайте запишем его в развернутой форме.

55510=5*100+5*10+5*1

Заменим число 100,10,1 на 10 в какой-то степени.

А как можно представить 1? По формуле а0=1

55510=5*102+5*101+5*100


Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.


Числа в двоичной системе счисления в развернутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.


Например, число 101 в развернутой форме выглядит следующим образом: 101=1*22+0*21+1*20


В информатике широко используется восьмеричная и шк0естнадцатеричная системы счисления. В восьмеричной системе основание равно 8 и алфавит состоит из восьми цифр (0,1,2,3,4,5,6,7)


Запишем восьмеричное число 77 в свернутой и развернутой формах и переведем его в десятичную систему счисления:

778=7*81+7*80=6310


В шестнадцатеричной системе основание равно 16 и алфавит состоит из шестнадцати цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, A,B,C,D,E,F).


Запишем шестнадцатеричное число в свернутой и развернутой формах и переведем его в десятичную систему счисления:

16=1*161+10*160=16+10=2610


Делает краткие записи в тетради





Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.


Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.


2 большие группы: позиционные и непозиционные. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её положения в числе, а в непозиционных – не зависит.





























Таблица
































































Основание системы равно количеству цифр (знаков) в её алфавите.



Разряд – позиция цифры в числе











Таблица






































Примеры













Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Практическая работа


  1. А теперь попробуйте записать свой год рождения в римской системе счисления.

  2. Записать число 110110 в развернутой форме.

  3. Запишите восьмеричное число 6351 в развернутой форме и переведите его в десятичную.

63518=6*83+3*82+5*81+1*80=3072+192+40+1=330510

  1. Запишите шестнадцатеричное число С45 в развернутой форме и переведите его в десятичную систему счисления.


С4516=12*162+4*161+5*160=3072+64+5=314110





Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневнике

Учить записи в тетради

Записать числа в развернутой форме и перевести их в десятичную систему счисления:

1011012= ?10

D316= ?10

2438= ?10


Записывает домашнее задание



Итог урока


Итак, сегодня на уроке мы познакомились с вами с системами счисления.

На какие две группы они делятся?

Позиционные и непозиционные.


Чем они отличаются?

Приведите примеры к каждой из них

Отвечает на вопросы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!