СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование изображения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока "Кодирование изображения"

Просмотр содержимого документа
«Кодирование изображения»

Урок информатики на тему «Кодирование изображений»

Цель урока:

  • повторить основные принципы представления данных в памяти компьютера, научить вычислять объем графической информации;

  • развивать познавательные интересы учащихся;

  • воспитывать чувства прекрасного.



План урока

Организационный момент

Разминка

Решение задачи на повторение. Алгебра логики

Дополнительный материал

Решение задачи на повторение. Кодирование текстовой информации

Объяснение нового материала

Решение задач на закрепление

Дополнительный материал

Итог урока



ХОД УРОКА

Оргмомент. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об изобразительном искусстве. Этот вид искусства воспринимается зрительно (живопись, скульптура, графика, фотоискусство). С древности существуют два основных взгляда на искусство: это образы реального мира, созерцая которые зритель получает наслаждение (Аристид); искусство вдохновляется высшими силами и выражает чувства и ощущения человека (Платон). А также научимся вычислять объем графической информации.

Разминка. Учитель читает вопросы, ученики быстро отвечают.

  • Виды компьютерной графики. (Векторный и растровый)

  • Предмет в школьном курсе непосредственно связанный с графикой. (ИЗО)

  • Изображение художником самого себя. (Автопортрет)

  • Из сочетания, каких цветов складывается вся красочная палитра на экране. (Красного, зеленого, синего)

  • Знаменитая картина, о которой все слышали, но еще никто не видел... (Репина "Приплыли")

  • Положительный образ, воплощающий нравственные ценности. (Герой)

  • Чему равен 1 Мегабайт? (1024 Килобайт)

  • Любые люди, предметы и явления, находящиеся перед художником, когда он их изображает. (Натура)

  • Главное действующее лицо произведения. (Герой)

  • Одна точка на мониторе. (Пиксель)

  • Как из Килобайт перейти в байты? (Умножить на 1024)

  • Намеренно искаженный с юмористической или сатирической целью портрет. (Шарж)

  • Российский живописец, изображал море, морские сражения, борьбу с морской стихией (1817-1900). (Айвазовский Иван Константинович)

  • Чему равен 1 дюйм? (2,54 см)

  • Горе овощное. (Горе луковое)

Решение задачи на повторение. Алгебра логики

Для какого из приведенных фамилий ложно высказывание: НЕ ((Букв в слове 5) И (Последняя буква Н))?

1)Серов 2) Репин 3) Левитан 4) Шишкин

Решение. А = Букв в слове 5, В = Последняя буква Н.

А

В

А&В

¬( А&В)

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

Ответ: Репин.

Дополнительный материал из области искусства

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (24 июля [5 августа] 1844 — 29 сентября 1930) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии Художеств.

Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

Одной из известных картин является «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Прочитать рассказ о данной картине. По тексту определить героев данной картины. Обратить внимание учащихся на упорство художника в работе над произведением, и его ухищрения в достижении цели. Как часто, мы бросаем решать те или иные задачи, которые нам не удались в первые минуты работы.

«В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинс-кого историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии. Писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.»

Решение задачи на повторение. Кодирование текстовой информации.

Учащимся раздаются карточки с текстом.

Определите информационный объём рассказа в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.

Решение. Посчитаем сколько строк в тексте и сколько символов в каждом ряду (в презентации). Строк – 22, символов в строке – 64.

Ответ: 1,4 Кбайт.



Объяснение нового материала. Кодирование изображений.

К ак измерить объем графической информации?

Наложим на изображение мелкую сетку – растр. В результате картинка разбилась на ячейки. Каждая ячейка окрашена в один цвет и называется точкой (или пикселом). Цвет можно закодировать, то есть поставить ему в соответствие уникальное целое число. И тогда изображение превращается в набор целых чисел. Закодированное таким образом изображение, называется растровым.

Введем обозначения:

N – количество разных цветов, используемых при кодировании изображения;

i – число битов, необходимых для кодирования цвета одной точки изображения (глубина цвета).

Между данными величинами существует связь N=2i .

Примеры типов изображений и их кодирования

Тип изображения

Количество цветов

Кодирование

Черно-белое изображение

N=2: черный, белый

2i =2, т.е. i=1, что означает: для кодирования цвета достаточно одного бита. Например: 0 – черный, 1 - белый

Изображение из 3-х цветов

N=3: например, черный, белый, серый

2i=3. одного бита недостаточно для кодирования трех цветов, поэтому берем ближайшее целое с избытком – 2.

Например: 00, 01, 11

Изображение из 4-х цветов

N=4, например, черный, темно-серый, светло-серый, белый

2i=4, т.е. i=2.

Например: 00, 01, 10, 11



Все многообразие красок на экране получается путем смешивания трех базовых цветов: красного, синего, зеленого. Каждый пиксель на экране состоит из трех близко расположенных элементов, светящихся этими цветами.

Двоичный код восьмицветной палитры

к

з

с

цвет

0

0

0

Черный

0

0

1

Синий

0

1

0

Зеленый

0

1

1

Голубой

1

0

0

Красный

1

0

1

Розовый

1

1

0

Коричневый

1

1

1

Белый



Задание 1. Построить двоичный код приведенного черно – белого растрового изображения, полученного на мониторе с размером растра 10*10.

Р ешение.

1111001111

1110000111

1001111001

0001111000

0001111000

1110000111

1110000111

1111001111

1111001111



Задание 2. Дан двоичный код 8-цветного изображения. Размер монитора – 10*10 пикселей. Что изображено на рисунке (зарисовать)?











Решение.







































































































Для хранения одного образа экрана потребуется объем памяти, равный произведению ширины экрана (в пикселях) на высоту экрана (в пикселях) и на i (глубину цвета).

I=W*H*i (битов)

W – ширина изображения в точках (пикселях);

H – высота изображения в точках (пикселях).

Решение задач на закрепление.

Задача 1. Рассчитайте объем видеопамяти, необходимой для хранения растрового изображения, занимающего весь экран монитора с разрешающей способностью 640*480 пикселов, если используется палитра из 65536 цветов.



Решение.

65536 = 216, i=16 бит.



Ответ: 600 Кбайт.

Задача 2. Для хранения растрового изображения размером 320*400 пикселов потребовалось 125 Кбайт памяти. Определите количество цветов в палитре.

Решение.

N=28=256.





Ответ: 256 цветов.

Дополнительный материал. Познакомимся ещё с одним произведением Ильи Репина.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») — картина, написанная в 1883-1885 годы. Изображает эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Картина показывает муку раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Бывает так, что в порыве гнева люди незаслуженно обижают своих родных, близких сердцу людей, да и чужих людей тоже. Сейчас в Интернет часто выкладывают ролики об жестоком отношении друг к другу. А потом жалеют о случившемся. Хорошо, когда есть возможность осознать и извиниться, исправить положение. Но может случиться, как в данной картине, и исправить ситуацию будет невозможно. Поэтому, постараемся быть терпимыми, научимся «держать себя в руках».

Итог урока. Я надеюсь, что урок вам понравился. Вы узнали, как кодируются изображения и как найти объем графической информации. А также, на уроке познакомились с творчеством Ильи Репина, а те, кто знаком с его творчеством, еще раз окунулись в мир прекрасного.



Литература

1.Менделев В.А. Энциклопедия необходимых знаний. – Х.: Книжный клуб, 2007.

2.Вовк Е.Т. Информатика: пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.:КУДИЦ-ПРЕСС, 2009.

3.Семакин И.Г. Практикум. Информатика и ИКТ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

4.Ресурсы Интернет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс