Тема урока: «Кодирование графической информации»
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с видами графической информации; ввести понятия «пространственная дискретизация», «растровая графика», «аналоговая и дискретная форма», «пиксель»; расширить представление о видах задач по вычислению количества информации.
воспитательная: формирование общекультурных навыков работы с графической информацией, формирование информационной культуры.
развивающая: развитие эстетического мышления, памяти, внимательности.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: синтетическая.
Место урока в учебной теме: первичный
Методы и методические приемы:
1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа,
б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа с раздаточным материалом.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Визуальный: составление логических цепочек.
4. Суггестивный: применение различных видов искусства.
5. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
6. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: математика, экономика
Материалы и оборудование: флипчарт, проектор, ноутбук
Основные понятия и термины: кодирование, измерение
Ход урока:
Организационный момент:
- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.
Проверка домашнего задания:
- «мозговой штурм» - фронтальный опрос: «единицы измерения информации»
- визуальная проверка домашнего задания.
Мотивация:
Девиз урока: «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного». Ш. Монтескье
Скажите пожалуйста, как кодируется информация в компьютере? (ответ учеников – в двоичном коде). А как же можно представить в цифровом виде графическую информацию? Вот этим мы и займемся сегодня на уроке. А тема нашего урока «Кодирование графической информации»
Изучение нового материала.
Что вы понимаете под «графической информацией»? (фотографии, рисунки, картинки). Давайте разберемся, в какой форме может быть представлена графическая информация. Существует две формы представления – аналоговая и дискретная. Примером аналоговой формы может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно. Дискретное изображение состоит из отдельных точек. Примером может служить изображение, распечатанное на принтере. Преобразование изображения из аналоговой (непрерывной) в цифровую (дискретную) форму, называется пространственной дискретизацией. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением мозаики. Изображение разбивается на отдельные фрагменты, точки (пиксели). Думаю, все вы не раз наблюдали такую картину при увеличении изображения на экране монитора или в сотовом телефоне.
Пиксель – это минимальный участок изображения, для которого независимым образом можно задать цвет. В результате пространственной дискретизации графическая информация представляется в виде растрового изображения.
А замечали ли вы, что одна и та же фотография может быть разного качества на сотовом телефоне и цифровом фотоаппарате? От чего это зависит? Это зависит от количества точек на экране и называется разрешающей способностью.
Разрешающая способность – важнейшая характеристика растрового изображения. Чем меньше размер точки, тем выше разрешающая способность, а значит, и качество изображения.
Каждая точка изображения закодирована. А количество информации, необходимое для кодирования каждой точки изображения, называется глубиной цвета. Количество цветов в палитре и количество информации, необходимое для кодирования одной точки изображения, можно вычислить по формуле N=2I
Рассмотрим пример кодирования точки черно-белого изображения (без градации серого). Используя формулу, можно рассчитать, что одна точка такого изображения несет 1 бит информации.
Зная глубину цвета, можно рассчитать количество цветов в палитре.
А теперь решаем задачи в тетради. Проверяем, меняясь тетрадями.
Растровые изображения на экране монитора.
Качество растровых изображений, полученных в результате сканирования, зависит от разрешающей способности сканера, которую производители указывают двумя числами – например, 1200х2400.
Качество изображения на экране монитора зависит от величины пространственного разрешения и глубины цвета. Пространственное разрешение экрана монитора определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке. Двоичные коды цветов всех точек хранятся в видеопамяти компьютера, которая храниться на видеокарте.
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK.
Белый свет может быть разложен с помощью оптических приборов (например, призмы) или природных явлений (радуги) на цвета спектра. С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму трех базовых цветов – красный (red), зеленый (green), голубой (blue). В системе цветопередачи RGB палитра цветов формируется путем сложения красного, зеленого, голубого. Цвет палитры можно определить с помощью формулы Цвет = R + G + B. При этом надо учитывать глубину цвета – количество битов, отводимое в компьютере для кодирования цвета. В таблице хорошо видно, как формируются цвета в системе RGB. Система цветопередачи RGB применяется в мониторах компьютеров, телевизорах и других излучающих свет устройствах.
В системе цветопередачи CMYK палитра цветов формируется путем наложения голубой, пурпурной, желтой и черной красок. Из таблицы видно, что цвета в палитре CMYK формируются путем вычитания из белого цвета определенных цветов. Исходя из вышесказанного можно понять, что цвет палитры определяется с помощью формулы Цвет = С + M + Y. Но при смешении этих трех красок вместо черного цвета получается грязно-черный цвет. Поэтому в цветовую модель добавили еще один, истинно черный цвет blak. Для обозначения цвета была взята последняя буква слова.
Система цветопередачи CMYK применяется в полиграфии.
А теперь давайте решим задачи (на выбор учителя: учащиеся работают в тетрадях или выходят к доске).
Осмысление пройденного материала
Практическая работа за компьютером в программе Paint
Подведение итогов урока
Выставление оценок
Домашнее задание
§ 20 стр. 118 – 122
Задание 5,6 стр.122