СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование текстовой информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Представление текстовой информации на компьютере". Урок в 10 классе (Н.Д.Угринович)

Цели урока:                                                                                                                                      - помочь учащимся усвоить понятие информации и способы кодирования информации в компьютере;                                                                                                                                         - познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц;                                                                                     - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. - развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать. Оборудование:

- рабочее место ученика, ПК;

- интерактивная доска, мультимедийный проектор;

- интерактивная презентация;

- таблица самооценки знаний, умений

Задачи урока:

- формировать знания учащихся по теме “Кодирование и обработка текстовой информации”;

- содействовать формированию у школьников образного мышления;

- развить навыки анализа и самоанализа;

- формировать умения планировать свою деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Кодирование текстовой информации»

10 класс Кодирование и обработка информации Учитель информатики МОУ СОШ №8 с.Ульяновка Голованева Елена Владимировна 18.10.16

10 класс

Кодирование и обработка информации

Учитель информатики

МОУ СОШ №8 с.Ульяновка

Голованева Елена Владимировна

18.10.16

Сегодня на уроке Проверим наши знания Изучим новую тему Потренируемся, закрепим новые знания Разберём домашнее задание Подведём итоги  18.10.16

Сегодня на уроке

  • Проверим наши знания
  • Изучим новую тему
  • Потренируемся, закрепим новые знания
  • Разберём домашнее задание
  • Подведём итоги

18.10.16

Тест Запустите программу MyTest Откройте на Рабочем столе папку 10 класс – Тесты – Тест3 Время тестирования – 7 минут   18.10.16

Тест

  • Запустите программу MyTest
  • Откройте на Рабочем столе папку 10 класс – Тесты – Тест3
  • Время тестирования – 7 минут

18.10.16

Кодирование и обработка текстовой информации  Уже с 60-х годов прошлого столетия, компьютеры всё больше стали использовать для обработки текстовой информации. Для кодирования текстовой информации в компьютере применяется двоичное кодирование, т.е. представление текста в виде последовательности 0 и 1 (Эти два символа называются двоичными цифрами, по-английски – binary digit или сокращённо bit ). 18.10.16

Кодирование и обработка текстовой информации

Уже с 60-х годов прошлого столетия, компьютеры всё больше стали использовать для обработки текстовой информации. Для кодирования текстовой информации в компьютере применяется двоичное кодирование, т.е. представление текста в виде последовательности 0 и 1 (Эти два символа называются двоичными цифрами, по-английски – binary digit или сокращённо bit ).

18.10.16

Почему же двоичное кодирование ?  Такой способ легко реализовать технически:  1 – есть сигнал,  0 – нет сигнала.  Каждому символу алфавита сопоставили определённое количество и последовательность нулей и единиц. 18.10.16

Почему же двоичное кодирование ?

Такой способ легко реализовать технически:

1 – есть сигнал,

0 – нет сигнала.

Каждому символу алфавита сопоставили определённое количество и последовательность нулей и единиц.

18.10.16

Сколько же бит необходимо для кодирования символов?  Посчитаем примерное достаточное количество символов для   алфавита  компьютера и по формуле вычислим  необходимое  количество  бит.    33 русских прописных буквы +   33 русских строчных букв +   26 английских строчных букв +   26 прописных английских букв +   10 цифр + знаки препинания +   скобки и знаки математических операций +   специальные символы (@, #, $, %, &, *) +   знаки псевдографики   ≈ 256 символов.  N = 2 I   256 = 2 8  18.10.16

Сколько же бит необходимо для кодирования символов?

Посчитаем примерное достаточное количество символов для

алфавита компьютера и по формуле вычислим необходимое

количество бит.

33 русских прописных буквы +

33 русских строчных букв +

26 английских строчных букв +

26 прописных английских букв +

10 цифр + знаки препинания +

скобки и знаки математических операций +

специальные символы (@, #, $, %, &, *) +

знаки псевдографики

≈ 256 символов.

N = 2 I

256 = 2 8

18.10.16

В чём суть кодирования?  Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.  18.10.16

В чём суть кодирования?

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111.

18.10.16

ASCII (American Standard Code for Information Interchange). Первые 33 кода (с 0 по 33) этой таблице соответствует не символам, а операциям (ввод пробела, перевод строки и т.д.) Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.  18.10.16

ASCII (American Standard Code for Information Interchange).

  • Первые 33 кода (с 0 по 33) этой таблице соответствует не символам, а операциям (ввод пробела, перевод строки и т.д.)
  • Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

18.10.16

ASCII 18.10.16

ASCII

18.10.16

ASCII Коды с 128 по 255 являются национальными. 18.10.16

ASCII

  • Коды с 128 по 255 являются национальными.

18.10.16

ASCII 18.10.16

ASCII

18.10.16

ASCII Какое слово закодировано?  (С помощью кодовой таблицы ASCII декодируйте слово) 11001010 11101110 11100100  202 238 228  К о д 18.10.16

ASCII

  • Какое слово закодировано?

(С помощью кодовой таблицы ASCII декодируйте слово)

  • 11001010 11101110 11100100
  • 202 238 228
  • К о д

18.10.16

В разных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы. Существует 5 кодировочных таблиц для русских букв ( Windows , MS - DOS , Mac , ISO , КОИ – 8).  Поэтому тексты созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой  18.10.16

В разных национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы. Существует 5 кодировочных таблиц для русских букв ( Windows , MS - DOS , Mac , ISO , КОИ – 8).

Поэтому тексты созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой

18.10.16

Двоичный код  0000 0000 Десятичный код 0 ……… КОИ8 0000 1000 CP1251 ……… 8 CP866 Удаление последнего символа (клавиша Backspace) 0000 1101 Mac ……… ISO 13 0010 0000 Перевод строки (клавиша Enter ) 32 0010 0001 33 ……… Пробел ! 0101 1010 90 ……… 0111 1111 Z ……… 127 128 ………  1100 0010 - 194 Ъ ……… А 1100 1100 Б А ……… 204 В К 1101 1101 - Л 221 ……… М - : Т Щ 1111 1111 : Э 225 Ь - Ь Ё я Н Нераз. пробел Нераз. пробел п  18.10.16

Двоичный код

0000 0000

Десятичный код

0

………

КОИ8

0000 1000

CP1251

………

8

CP866

Удаление последнего символа (клавиша Backspace)

0000 1101

Mac

………

ISO

13

0010 0000

Перевод строки (клавиша Enter )

32

0010 0001

33

………

Пробел

!

0101 1010

90

………

0111 1111

Z

………

127

128

………

1100 0010

-

194

Ъ

………

А

1100 1100

Б

А

………

204

В

К

1101 1101

-

Л

221

………

М

-

:

Т

Щ

1111 1111

:

Э

225

Ь

-

Ь

Ё

я

Н

Нераз. пробел

Нераз. пробел

п

18.10.16

Windows 1251 18.10.16

Windows 1251

18.10.16

КОИ -8 18.10.16

КОИ -8

18.10.16

ISO 18.10.16

ISO

18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа  1. Задание:  В Web -редакторе Компоновщик (приложение Sea - Monkey ) создать web -страницы, содержащие слово «информатика» в пяти различных кодировках: Windows , MS - DOS , Unicode , ISO , КОИ – 8. Просмотреть их в браузере в нужной кодировке.  ( Ход выполнения практической работы: Учебник 10 класс Угринович Н.Д. стр 15 -17 )  18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа

1. Задание:

В Web -редакторе Компоновщик (приложение Sea - Monkey ) создать web -страницы, содержащие слово «информатика» в пяти различных кодировках: Windows , MS - DOS , Unicode , ISO , КОИ – 8. Просмотреть их в браузере в нужной кодировке.

( Ход выполнения практической работы: Учебник 10 класс Угринович Н.Д. стр 15 -17 )

18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа  2. Задание. А1 . Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующего высказывания Жан-Жака Руссо:  Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.  1) 92 бита 2) 220 бит 3) 456 бит 4) 512 бит  Ответ : 3) 456 бит . 18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа

2. Задание. А1

. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующего высказывания Жан-Жака Руссо:

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.

1) 92 бита 2) 220 бит 3) 456 бит 4) 512 бит

Ответ : 3) 456 бит .

18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа А2. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?  1) 12 2) 2 3) 24 4) 4   Ответ: 2) 2. 18.10.16

Закрепление изученного. Практическая работа

  • А2. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
  • 1) 12 2) 2 3) 24 4) 4
  • Ответ: 2) 2.

18.10.16

Обобщение 1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере? 2. Как называется международная таблица кодировки символов? 3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов. 4. В какой системе счисления представлены коды в перечисленных вами таблицах кодировок? 18.10.16

Обобщение

  • 1. Какой принцип кодирования текстовой информации используется в компьютере?
  • 2. Как называется международная таблица кодировки символов?
  • 3. Перечислите названия таблиц кодировок для русскоязычных символов.
  • 4. В какой системе счисления представлены коды в перечисленных вами таблицах кодировок?

18.10.16

Домашнее задание Учебник Н.Д.Угринович 10 класс. § 1.1.1, ответить на вопрос. Выполнить задание из Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по информатике и ИКТ А2. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 20 символов, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 1) 320 бит 2) 20 бит 3) 160 байт 4) 20 байт 18.10.16

Домашнее задание

  • Учебник Н.Д.Угринович 10 класс. § 1.1.1, ответить на вопрос.
  • Выполнить задание из Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по информатике и ИКТ

А2. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке длиной в 20 символов, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При

этом информационное сообщение уменьшилось на

1) 320 бит 2) 20 бит 3) 160 байт 4) 20 байт

18.10.16

Спасибо за внимание!  Успехов в изучении информатики! 18.10.16

Спасибо за внимание! Успехов в изучении информатики!

18.10.16

Источники

  • Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И.  Михайлова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 400 с. : ил.
  • Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса/Н. Д. Угринович. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по информатике 2011 года (подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»)
  • Раздаточный материал тренировочных тестов по информатике. ЕГЭ И.Ю.Гусева. ТРИГОН Санкт-Петербург 2009г.
  • Разработка урока Учитель: Митина Наталья Владимировна, учитель информатики НМОУ «Гимназия №44» города Новокузнецка Кемеровской области. http://informatiku.ru/kodirovanie-tekstovoj/
  • Поурочные разработки по информатике 8-9 классы А.Х Шелепаева. Москва «ВАКО» 2005
  • Ровнягина Л.В. Кодирование текстовой (символьной) информации (2007 / 2008 учебный год) // http://festival.1september.ru/articles/502820 (дата обращения: 22 октября 2009 год).
  • Учитель: Побожьев С.К., учитель информатики МОУ «Лицей» с. Ельники
  • http://pobozhevsk.ucoz.ru/load/5-1-0-1

18.10.16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!