Предмет: информатика и ИКТ
Программа: Информатика. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы [авт.-сост. Л.Л Босова]
Тема урока: Кодирование текстовой информации
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.
Методы обучения:
наглядные;
словесные;
письменные.
Задачи:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Предметные результаты:
Знать:
Уметь:
Метапредметные:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
основы ИКТ-компетентности;
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Познавательные УУД:
самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений
Личностные:
Тип урока: урок усвоения новых знаний и применение в практической деятельности (комбинированный урок)
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, экран, программное обеспечение.
Ресурсное обеспечение урока:
Презентация.
Раздаточный материал: тексты компьютерного практикума.
Структура урока:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Конспект занятия
Постановка целей занятия
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие, потому что мы будем работать в парах с блогом занятия! В этом блоге есть вкладки и страницы, которыми мы будем пользоваться во время всего занятия!
- А само занятие я бы хотела начать с известной фразы Аристотеля на вопрос о том, как преуспеть в учении: «ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».
Это и будет девизом нашего урока.
- Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока? А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.
Сейчас вам предстоит разгадать девиз нашего урока. И так, кто догадался, какой секрет я использовала при записи этого девиза?!
Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».
- Как называется этот процесс, которым мы сейчас занимались, пытаясь определить девиз занятия? (Кодирование, раскодирование, расшифровка)
- Молодцы! И как же тогда можно назвать тему нашего занятия? – (Кодирование)
-А кодирование какой информации? – (текстовой)
-Правильно, тема нашего занятия – КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
- И сейчас я предлагаю поработать вам с нашей стеной целей!
Зайдите в блог-урока и определите цели, с которыми вы пришли на урок. И на стене Padlet напишите их.
Актуализация знаний
Отлично, мы все пришли, чтобы получить новые знания! Так начнем!
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Для этого я предлагаю выполнить задания:
Соответствие основных понятий и их определений. (проверьте себя).
А какие виды информации по представлению вы можете назвать?
Классификация форм представления информации.
Усвоение новых знаний
А как же хранится информация в компьютере? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.
В начале занятия мы с вами раскодировали девиз, Ребят, а вы знаете, что понятие кода произошло задолго до появления компьютеров. И об этом нам расскажет Брагилева Мария:
Доклад «Шифрование»: Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Существует несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли:
- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;
- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);
- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.
Подумайте и скажите, как вы думаете, в каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?
Ответ: В азбуке Морзе.
- А что значит двоичный принцип кодирования? – ( это когда в коде используется только два символа)
Совершенно верно! В компьютере также используют принцип двоичного кодирования информации. Только вместо точки и тире используют 0 и 1. Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.
И я предлагаю вам поработать с материалом нашего блога, в котором описывается как происходит процесс кодирования и декодирования символьной, текстовой информации. И с помощью нашей доски построить схему кодирования символа при нажатии клавиатуры в компьютере.
Текст: Процесс кодирования символьной информации при вводе в ПК очень упрощённо можно представить следующим образом - пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, устройство кодирования информации переводит этот сигнал в код и в память ПК поступает последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в памяти ПК, где занимает одну ячейку памяти. В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.
The encoding process of symbol information when you enter into the PC very simplistically can be represented in the following way: the user presses the keyboard key with a symbol, the information coding translates this signal into code and into the PC memory receives a sequence of 8 electric pulses (binary symbol). The character code is stored in the PC memory, where it occupies one memory cell. In the process of derivation of the symbol on a computer screen is a reverse process of decoding, i.e., converting the code symbol in the image.
Давайте вместе построим схему кодирования / декодирования символа при нажатии клавиатуры и вывода его на экран. Для этого обратимся к нашему блогу.
И так как же происходит кодирование и декодирование символьной информации мы выяснили. Теперь осталось определить какой код – какому символу соответствует. В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом. Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange)
В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам.
Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.
Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255), использование которых зависит от операционной системы. Первая половина всех кодировок базируется на международной части кодовой таблицы ASCII.
Вот некоторые из них. КОИ-8, СР1251, СР866, ISO.
СР866 (Сode Page 866) – используется в компьютерах сеанса работы MS-DOS.
CP1251 – кодировка, которая используется в операционной системе Windows.
КОИ-8 – использовался в России, в русском секторе Internet;
ISO – International Standart Organization – Международный институт стандартизации (используется редко);
В настоящее время используется новый международный стандарт – Unicode, который отводит на каждый символ не один, а два байта, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256 символов, а 2 16 = 65536 символов. Эту кодировку поддерживают последние версии Microsoft Office (начиная с 1997 года).
Недостатком данного кодирования является увеличение объёма памяти, которая требуется для хранения текста (в 2 раза).
А чтобы поближе познакомиться с этими кодировками я предлагаю выполнить практическое задание и раскодировать основные понятия нашего занятия. Каждая группа получает свое задание. Причем описать раскодированное понятие вам поможет словарь терминов занятия в нашем блоге.
Молодцы, вы прекрасно поработали. Как многого мы с вами сегодня узнали. И сейчас я предлагаю продолжить вам следующие предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Я доволен (не довольн) своей работой на уроке, потому что…
Мне необходимо повторить…
Мне было интересно…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
И давайте вернемся к нашей доске и поставим плюсик возле цели занятия, если мы ее достигли, и минус, если не достигли.
А домашним заданием будет следующее: я предлагаю закодировать фразу любимого стихотворения, а мы на следующем уроке попробуем раскодировать его и узнать!
Спасибо вам за занятие!
Кодовая таблица кои8
Символ | UNICODE |
Шестн. | Десят | CP-1251 | а | 0430 | 1072 | 224 |
А | 0410 | 1040 | 192 | б | 0431 | 1073 | 225 |
Б | 0411 | 1041 | 193 | в | 0432 | 1074 | 226 |
В | 0412 | 1042 | 194 | г | 0433 | 1075 | 227 |
Г | 0413 | 1043 | 195 | д | 0434 | 1076 | 228 |
Д | 0414 | 1044 | 196 | е | 0435 | 1077 | 229 |
Е | 0415 | 1045 | 197 | ж | 0436 | 1078 | 230 |
Ж | 0416 | 1046 | 198 | з | 0437 | 1079 | 231 |
З | 0417 | 1047 | 199 | и | 0438 | 1080 | 232 |
И | 0418 | 1048 | 200 | й | 0439 | 1081 | 233 |
Й | 0419 | 1049 | 201 | к | 043A | 1082 | 234 |
К | 041A | 1050 | 202 | л | 043B | 1083 | 235 |
Л | 041B | 1051 | 203 | м | 043C | 1084 | 236 |
М | 041C | 1052 | 204 | н | 043D | 1085 | 237 |
Н | 041D | 1053 | 205 | о | 043E | 1086 | 238 |
О | 041E | 1054 | 206 | п | 043F | 1087 | 239 |
П | 041F | 1055 | 207 | р | 0440 | 1088 | 240 |
Р | 0420 | 1056 | 208 | с | 0441 | 1089 | 241 |
С | 0421 | 1057 | 209 | т | 0442 | 1090 | 242 |
Т | 0422 | 1058 | 210 | у | 0443 | 1091 | 243 |
У | 0423 | 1059 | 211 | ф | 0444 | 1092 | 244 |
Ф | 0424 | 1060 | 212 | х | 0445 | 1093 | 245 |
Х | 0425 | 1061 | 213 | ц | 0446 | 1094 | 246 |
Ц | 0426 | 1062 | 214 | ч | 0447 | 1095 | 247 |
Ч | 0427 | 1063 | 215 | ш | 0448 | 1096 | 248 |
Ш | 0428 | 1064 | 216 | щ | 0449 | 1097 | 249 |
Щ | 0429 | 1065 | 217 | ъ | 044A | 1098 | 250 |
Ъ | 042A | 1066 | 218 | ы | 044B | 1099 | 251 |
Ы | 042B | 1067 | 219 | ь | 044C | 1100 | 252 |
Ь | 042C | 1068 | 220 | э | 044D | 1101 | 253 |
Э | 042D | 1069 | 221 | ю | 044E | 1102 | 254 |
Ю | 042E | 1070 | 222 | я | 044F | 1103 | 255 |
Я | 042F | 1071 | 223 | Ё | 0401 | 1025 | 168 |
| | | | ё | 0451 | 1025 | 184 |
Аски
Сср866