СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: Кодирование текстовой информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.

Методы обучения:

  • наглядные;
  • словесные;
  • письменные.

Задачи:

образовательная:

  • сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;

 развивающая:

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;

 воспитательная:

  • воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Предметные результаты:

  • формирование представления о кодировании текстовой информации;
  • формирование умения выполнять основные операции при кодировании с помощью кодовых таблиц.

Знать:          

  • что такое кодирование информации;
  • способ кодирования текстовой информации.

Уметь:         

  • применять на практике кодирование текстовой информации.

Метапредметные:

Личностные  УУД:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • основы ИКТ-компетентности;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений

Личностные:

  • чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и применение   в практической деятельности (комбинированный урок)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: Кодирование текстовой информации»

Предмет: информатика и ИКТ

Программа: Информатика. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5 – 7 классов средней общеобразовательной школы [авт.-сост. Л.Л Босова]

Тема урока: Кодирование текстовой информации

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.

Методы обучения:

  • наглядные;

  • словесные;

  • письменные.

Задачи:

образовательная:

  • сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;

развивающая:

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;

воспитательная:

  • воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Предметные результаты:

  • формирование представления о кодировании текстовой информации;

  • формирование умения выполнять основные операции при кодировании с помощью кодовых таблиц.

Знать:

  • что такое кодирование информации;

  • способ кодирования текстовой информации.

Уметь:

  • применять на практике кодирование текстовой информации.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно

  • соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном

  • выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения

  • самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • основы ИКТ-компетентности;

  • умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.


Познавательные УУД:

  • самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  • моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)

  • самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию

  • устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений


Личностные:

  • чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и применение в практической деятельности (комбинированный урок)

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, экран, программное обеспечение.

Ресурсное обеспечение урока:

  1. Презентация.

  2. Раздаточный материал: тексты компьютерного практикума.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Актуализация знаний.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).




Конспект занятия

Постановка целей занятия

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие, потому что мы будем работать в парах с блогом занятия! В этом блоге есть вкладки и страницы, которыми мы будем пользоваться во время всего занятия!


- А само занятие я бы хотела начать с известной фразы Аристотеля на вопрос о том, как преуспеть в учении: «ЬТЯНОГОД ХЕТ, ОТК ИДЕРЕПВ, А ЕН ЬТАДЖ ХЕТ, ОТК ИДАЗОП».

Это и будет девизом нашего урока.

- Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока? А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.

Сейчас вам предстоит разгадать девиз нашего урока. И так, кто догадался, какой секрет я использовала при записи этого девиза?!

Верно, девизом нашего урока будут слова: «Догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади».

- Как называется этот процесс, которым мы сейчас занимались, пытаясь определить девиз занятия? (Кодирование, раскодирование, расшифровка)

- Молодцы! И как же тогда можно назвать тему нашего занятия? – (Кодирование)

-А кодирование какой информации? – (текстовой)

-Правильно, тема нашего занятия – КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

- И сейчас я предлагаю поработать вам с нашей стеной целей!

Зайдите в блог-урока и определите цели, с которыми вы пришли на урок. И на стене Padlet напишите их.


Актуализация знаний

Отлично, мы все пришли, чтобы получить новые знания! Так начнем!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Для этого я предлагаю выполнить задания:

  1. Соответствие основных понятий и их определений. (проверьте себя).

А какие виды информации по представлению вы можете назвать?

  1. Классификация форм представления информации.


Усвоение новых знаний

А как же хранится информация в компьютере? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.

В начале занятия мы с вами раскодировали девиз, Ребят, а вы знаете, что понятие кода произошло задолго до появления компьютеров. И об этом нам расскажет Брагилева Мария:


Доклад «Шифрование»: Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Существует несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли:

- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);

- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.


Подумайте и скажите, как вы думаете, в каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?

Ответ: В азбуке Морзе.


- А что значит двоичный принцип кодирования? – ( это когда в коде используется только два символа)

Совершенно верно! В компьютере также используют принцип двоичного кодирования информации. Только вместо точки и тире используют 0 и 1. Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.


И я предлагаю вам поработать с материалом нашего блога, в котором описывается как происходит процесс кодирования и декодирования символьной, текстовой информации. И с помощью нашей доски построить схему кодирования символа при нажатии клавиатуры в компьютере.


Текст: Процесс кодирования символьной информации при вводе в ПК очень упрощённо можно представить следующим образом - пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, устройство кодирования информации переводит этот сигнал в код и в память ПК поступает последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в памяти ПК, где занимает одну ячейку памяти. В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.


The encoding process of symbol information when you enter into the PC very simplistically can be represented in the following way: the user presses the keyboard key with a symbol, the information coding translates this signal into code and into the PC memory receives a sequence of 8 electric pulses (binary symbol). The character code is stored in the PC memory, where it occupies one memory cell. In the process of derivation of the symbol on a computer screen is a reverse process of decoding, i.e., converting the code symbol in the image.



Давайте вместе построим схему кодирования / декодирования символа при нажатии клавиатуры и вывода его на экран. Для этого обратимся к нашему блогу.


И так как же происходит кодирование и декодирование символьной информации мы выяснили. Теперь  осталось определить какой код –  какому символу соответствует. В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом. Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange)

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам.

Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255), использование которых зависит от операционной системы. Первая половина всех кодировок базируется на международной части кодовой таблицы ASCII.

Вот некоторые из них. КОИ-8, СР1251, СР866, ISO.

СР866 (Сode Page 866) – используется в компьютерах сеанса работы MS-DOS.

CP1251 – кодировка, которая используется в операционной системе Windows.

КОИ-8 – использовался в России, в русском секторе Internet;

ISO – International Standart Organization – Международный институт стандартизации (используется редко);

В настоящее время используется новый международный стандарт – Unicode, который отводит на каждый символ не один, а два байта, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256 символов, а 2 16 = 65536 символов. Эту кодировку поддерживают последние версии Microsoft Office (начиная с 1997 года).

Недостатком данного кодирования является увеличение объёма памяти, которая требуется для хранения текста (в 2 раза).


А чтобы поближе познакомиться с этими кодировками я предлагаю выполнить практическое задание и раскодировать основные понятия нашего занятия. Каждая группа получает свое задание. Причем описать раскодированное понятие вам поможет словарь терминов занятия в нашем блоге.


Молодцы, вы прекрасно поработали. Как многого мы с вами сегодня узнали. И сейчас я предлагаю продолжить вам следующие предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Я доволен (не довольн) своей работой на уроке, потому что…

  • Мне необходимо повторить…

  • Мне было интересно…

  • Теперь я могу…

  • У меня получилось…

  • Меня удивило…


И давайте вернемся к нашей доске и поставим плюсик возле цели занятия, если мы ее достигли, и минус, если не достигли.


А домашним заданием будет следующее: я предлагаю закодировать фразу любимого стихотворения, а мы на следующем уроке попробуем раскодировать его и узнать!


Спасибо вам за занятие!



Кодовая таблица кои8

Символ

UNICODE

Шестн.

Десят

CP-1251

а

0430

1072

224

А

0410

1040

192

б

0431

1073

225

Б

0411

1041

193

в

0432

1074

226

В

0412

1042

194

г

0433

1075

227

Г

0413

1043

195

д

0434

1076

228

Д

0414

1044

196

е

0435

1077

229

Е

0415

1045

197

ж

0436

1078

230

Ж

0416

1046

198

з

0437

1079

231

З

0417

1047

199

и

0438

1080

232

И

0418

1048

200

й

0439

1081

233

Й

0419

1049

201

к

043A

1082

234

К

041A

1050

202

л

043B

1083

235

Л

041B

1051

203

м

043C

1084

236

М

041C

1052

204

н

043D

1085

237

Н

041D

1053

205

о

043E

1086

238

О

041E

1054

206

п

043F

1087

239

П

041F

1055

207

р

0440

1088

240

Р

0420

1056

208

с

0441

1089

241

С

0421

1057

209

т

0442

1090

242

Т

0422

1058

210

у

0443

1091

243

У

0423

1059

211

ф

0444

1092

244

Ф

0424

1060

212

х

0445

1093

245

Х

0425

1061

213

ц

0446

1094

246

Ц

0426

1062

214

ч

0447

1095

247

Ч

0427

1063

215

ш

0448

1096

248

Ш

0428

1064

216

щ

0449

1097

249

Щ

0429

1065

217

ъ

044A

1098

250

Ъ

042A

1066

218

ы

044B

1099

251

Ы

042B

1067

219

ь

044C

1100

252

Ь

042C

1068

220

э

044D

1101

253

Э

042D

1069

221

ю

044E

1102

254

Ю

042E

1070

222

я

044F

1103

255

Я

042F

1071

223

Ё

0401

1025

168





ё

0451

1025

184









Аски





Сср866


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!