Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 «Б»
Учитель: Дементьева Наталья Геннадьевна
УМК: Школа России (А.А.Плешаков Окружающий мир, изд. Просвещение, 2023)
Тип урока:открытие нового знания
Тема: « Когда изобрели велосипед?»
Цели:
Образовательные: познакомить с историей появления и усовершенствования велосипеда, с устройством велосипеда и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде.
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; развивать навык самооценки.
Воспитывать: бережное отношение к своему здоровью, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; воспитывать осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формируем и отрабатываем умение работать в паре и в коллективе.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
научатся прослеживать историю появления и усовершенствования велосипеда; научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; рассказывать об устройстве велосипеда; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; знать и перечислять правила безопасной езды на велосипеде;
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения; работать в парах: определять сходство и различие объектов; получать информацию из рисунка в учебнике.
Личностные:
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир, овладеть начальными навыками адаптации в мире.
Основные понятия: велосипед, спицы, рама, колесо, педаль, шина, цепь, крыло, .
Межпредметные связи Математика: «Размер предметов».
Ресурсы:
- основные
1. А.А.Плешаков Окружающий мир. Изд. Просвещние. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 18,19
2.А.А.Плешаков Окружающий мир Изд. Просвещение. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2. Стр.15-16.
3.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. Изд.Просвещение.
Раздел «Где и когда?». Мир людей. Когда изобрели велосипед?
4.Окружающий мир: Поурочные разработки: Технологические карты уроков:1 класс: Пособие для учителей начальных классов. Изд. «Просвещение». Стр.92-93.
5.А.А.Плешаков Окружающий мир. Тесты. Изд.Просвещения. Стр.37, 38.
Виды деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока
Мотивация познавательной деятельности
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
( подготовка рабочего места)
2. Повторение изученного материала
- Когда появилась одежда?
- Во что одевались древние люди?
- Отличалась ли одежда людей, живущих в теплых и холодных районах Земли?
- Чтобы вы надели, если бы поехали туда, где живут слоны?
- Чтобы вы надели туда, где живут белые медведи?
- Людей каких профессий мы сразу узнаем по одежде? (полицейских, пожарных, военных, врачей, клоунов, космонавтов)
- Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете?
Задание (Муравей Вопросик)
- Назовите лишний предмет одежды. (Карточки на доске)
Джинсы, майка, платье, кепка.
Халат, фартук, тапки, туфли.
3. Актуализация опорных знаний, целеполагание.
- Напомню, мы изучаем раздел «Где и когда?», а о чем пойдет речь на этом уроке, вы узнаете отгадав загадку. Слайд
У него - два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами ( велосипед).
- Верно, это велосипед. Что же мы сегодня узнаем о велосипеде, давайте прочитаем задачи урока.
4. Организация познавательной деятельности.
1.Усвоение новых знаний и способов действий.
- Вспомните, на каком велосипеде вы ездили, когда были маленькими?
- На каком велосипеде ездите сейчас? Чем он отличается?
- А на каком велосипеде вы будете ездить, когда вырастите?
- Как вы думаете, а каким был первый велосипед?
- В разные времена велосипед был устроен по-разному и имел разные названия.
Из истории велосипеда
Слайд
Проект первого велосипеда предложил еще в 1495 году (529 лет назад) великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколесный механизм со всеми подробностями.
Слайд Но рисунок был сначала утерян. Увидели его люди лишь спустя 400 лет в 19 веке.
Слайд
В 1817 году (207 лет назад) в Германии появился двухколесный велосипед. Это была тяжелая жесткая конструкция с деревянными колесами, усиленными железными обручами.
Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Видимо поэтому и назвали новую машину велосипедом – в переводе на русский «быстрая нога».
Передвигаться на нем было неудобно, седока трясло. Поэтому этот велосипед прозвали «костотряс».
Слайд
Позже появился велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Металлические обручи покрывали резиновыми шинами. Диаметр колеса увеличили, чтобы велосипед ехал быстрее. Такой велосипед назвали «пауком». «Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикрепленные к переднему колесу.
А в России 200 лет назад крепостной мужик Ефим Артамонов придумал машину - самокат, у которой было 2 колеса с железными ободьями, педали и руль.
Слайд
В 1884 году на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед.
Физминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плесами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два, заниматься нам пора!
Продолжение работы по теме урока.
- Сравните старинные велосипеды с современными. Что сохранилось, а что изменилось в устройстве велосипеда?
- Рассмотрите устройство современного велосипеда на с. 18. Какие части есть у современного велосипеда? Слайд
- Назовите части велосипеда.
- А теперь давайте обсудим, какую роль играют велосипеды, самокаты, роликовые коньки в нашей жизни. (Ответы детей) Слайд
- В зависимости от назначения бывают разные велосипеды. Слайд
- Велосипедисты являются участниками дорожного движения. Какие правила им необходимо соблюдать? Давайте разберемся. Прочитаем об этом в учебнике на с. 19
Чтение памятки.
- Где можно кататься на велосипеде вам?
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дороги?
- Где можно кататься на роликовых коньках и самокате?
- Что нужно надевать на себя тем, кто катается на велосипеде, коньках, самокате?
Работа в тетради.
- Откройте тетради на с. 16, найдите задание №3. Выполните задание.
Разбор ситуаций
В жизни человека бывают разные ситуации и надо уметь находить правильные решения, оказавшись в них. Мудрая Черепаха предлагает вам задания:
№ 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: “Езжай скорее сюда, будем кататься в моём дворе!” Ваши действия?
№ 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: “Покатай меня, пожалуйста!” Ваши действия?
№ 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
– Какой можно сделать вывод? (Необходимо соблюдать правила дорожного движения при езде на велосипеде)
Рефлексия.
Слайд (дорожные знаки)
Подведение итогов.
- Что интересного вы узнали о велосипедах?
- Как выглядели старинные велосипеды?
- Какие правила надо знать и соблюдать при езде на велосипеде?