Урок окружающего мира
Тема: «Когда наступит лето?»
Цели: формировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времен года; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблички с названиями дней недели; плакат «Времена года»; иллюстрации «Вопросик», «Черепаха»; компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
І. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? (слайд 2)
ІІ. Актуализация знаний.
– Ребята, к вам на урок опять пришел Муравьишка – вопросик и принёс с собой загадку. Попробуем ее отгадать?
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели) (слайд 3)
– Назовите по порядку дни недели. (слайд 4)
– А теперь поиграем в игру, которая называется «Неделька, стройся!».
(У доски 7 учеников. Каждому выдается табличка с названием дней недели. По команде: «Неделька, стройся!», дети должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня, который назовёт учитель например, «Неделька, стройся с пятницы!»)
ІІІ. Сообщение темы урока.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Летом) (Слайд 5)
– Тема нашего урока: когда же придет лето?
ІV. Изучение нового материала.
1. Работа с учебником
– Вот и нашему Муравьишке – вопросику стало интересно: а когда же наступит лето? Побежал он к мудрой черепахе, а она встречает его загадкой.
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (Слайд 6)
– Кто догадался, о чем загадка? (О временах года)
А ещё, какие времена года вы знаете? Сколько их? Назовите по порядку. Какой месяц год заканчивает?
А какой месяц год начинает?
Рассмотрите рисунок – схему на доске. Плакат «Времена Года» (Учебник стр.10)
Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их?
Назовите (Зима, весна, лето, осень).
Мудрая черепаха приготовила конверт с загадками о временах года. Сколько их? Назовите.
Птица-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Вся покрылась серебром. (Зима) (слайд 7)
– Покажите на схеме. Какие признаки зимы вы знаете? Какие зимние месяцы вы знаете?
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчики капели,
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!» (Весна) (слайд 8)
– Покажите на схеме. Какие признаки весны вы знаете? Как мы узнаем, что приходит весна? Какие весенние месяцы вы знаете?
Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай,
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето) ( слайд 9)
– Конечно, лето. Покажите на схеме лето. Как мы узнаем, что приходит лето? Какие летние месяцы мы знаем?
Прошла по полям, по лугам, по лесам
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима» (Осень) (слайд 10)
– Найдите и покажите на схеме осень. Какие признаки осени знаете? Какие осенние месяцы?
Молодцы! А кто догадался, почему же схема изображена в виде круга?
Скажите, а какое сейчас время года? Найдите на годовом круге.
Посмотрите и скажите, какое время года было до него. А какое будет после?
– А кто сможет ответить Муравьишке, когда наступит лето? ( слайд 11)
2. Физкультминутка. (Слайд 12)
V. Закрепление изученного материала.
1. Прослушивание сказки «12 месяцев».
– Могут ли времена года нарушить свой порядок?
А в какой сказке это произошло, кто знает?
Отгадайте загадку от Муравьишки: (Слайд 13)
Двенадцать братьев
Разно называются
И разными делами занимаются. (Месяцы года)
Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их?
Прочитайте их названия. Сколько месяцев в каждом времени года?
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.
2. Работа в рабочих тетрадях. (с. 51)
– Отгадайте загадки.
VІ. Итог урока.
– Посмотрите на доску и продолжите цепочки.
- Дни недели: понедельник…
- Времена года: весна….
- Весенние месяцы: март….
- Летние месяцы: июнь…
- Осенние месяцы: сентябрь….
- Зимние месяцы: декабрь
Оцените свои достижения.