«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Этапы занятия: | Деятельность педагога: | Деятельность занимающихся: |
Организационный этап: приветствие | Кристина (слайд 1) - Здраствуйте, ребята. Мы студентки СГПК. - меня зовут Кристина - а меня Вероника Вероника - Давайте поприветствуем друг друга, встаньте красиво возле своих парт. Спасибо, присаживайтесь. | Стоя около своих парт, приветствуют студенток, присаживаются на свои места |
Основной этап: Вступительное слово | Кристина - Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. И зло могут творить не только Баба Яга и Серый волк, но и знакомый из ближайшего подъезда, твой сверстник и даже… друг. И, оказывается, учиться противостоять недобрым побуждениям и поступкам надо намного раньше получения паспорта, достижения совершеннолетия, первой зарплаты. Вероника - Жизнь полна неожиданностей, а порой и опасностей. Поэтому надо быть не только храбрым, но и осмотрительным. Надо надеяться на взрослых, на полицию, но и самому уметь постоять за себя. По крайней мере, стараться не попадать в опасные ситуации, а коли уж попал, знать, как себя вести. Многие большие беды начинаются с малого, с самых зряшных пустяков. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников полиции, следователей, судей. Кристина - Чтобы этого не произошло, надо с малых лет воспитывать в себе чувство ответственности. Это поможет вам стать истинно свободным. Ибо, как сказал один мудрый человек, «если не хочешь знать страха, не чини зла». | Размышляют, отвечают на вопрос |
Дисциплина | Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «дисциплина»? А кто может рассказать, что это такое? Молодец. Так вот слово «дисциплина» означает – (слайд 2) Дисциплина (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Вероника - В нашем случае этой организацией является школа, так вот «школьная дисциплина» означает следующее – (слайд 3) Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Но, к сожалению, школьная дисциплина не всегда соблюдается. Кристина - Все дети любят веселье, проделки, шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Однако, взрослые иногда детей останавливают и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают? Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку. Вероника - Сегодня мы с вами ответим на вопрос «Когда шалость становится правонарушением» и узнаем, что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, в чем отличие шалости от озорства. | Отвечают на вопрос Один из учеников высказывает свое мнение о понятие «дисциплина» |
Шалость, озорство | Ребята, кто из вас знает, что такое шалость? Кристина (слайд 4) -Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка. А кто знает, что такое озорство? (слайд 5) Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения. | Размышляют, отвечают на поставленные вопросы |
Хулиганство | А что такое хулиганство? (слайд 6) Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы. | Размышляют, отвечают на вопрос |
Приведение примеров, ситуаций, на понимание детьми основных определений занятия | Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят? Я предлагаю вам послушать несколько примеров: Вероника Пример 1. (слайд 7) - В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок - это … (шалость) Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством). Сейчас мы с ребятами приведём вам еще несколько примеров, а вы разберитесь, где говорится о шалости, где об озорстве, а где о хулиганстве. Кристина - Кто из вас хочет нам помочь и прочитать ситуации? | Размышляют, рассуждают, дополняют пример |
| 1 ученик: (слайд 8) Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа и посоветовали не бросать его больше, где попало. - Это … (ответы детей) (шутка или шалость) 2 ученик: (слайд 9) Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем, не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. - Это… (ответы детей) (озорство) 3 ученик: (слайд 10) Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. - Это …(ответы детей) (хулиганство) 4 ученик: (слайд 11) Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди. - Как вы назовете поступок Саши? Почему? … (ответы детей) (хулиганство) Вероника - Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? … (Надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет по делам несовершеннолетних) Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства?... (Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство) | Несколько учеников по очереди читают примеры, заранее оговорив их с учителем. Остальной класс рассуждает над примером, дает ответ на вопрос Рассуждают над вопросом, высказывают свои версии |
| Дети, а теперь рассмотрим, что такое правонарушение? Как вы думаете? (слайд 12) Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения. Кристина - Давайте послушаем пример и попробуем на этом примере понять и запомнить, что такое правонарушение. Нам снова нужна ваша помощь, кто еще желает прочитать ситуацию? 5 ученик: (слайд 13) Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело до тла. Материальный ущерб был очень большой. - Как вы назовете поступок ребят? Почему? Послушайте еще один пример: 6 ученик: (слайд 14) Группа школьников катались по глубокому озеру на лодке. Желая напугать товарищей, один из ребят стал раскачивать лодку. Сидящий на корме мальчик упал в воду и стал тонуть. Его едва спасли. - Ребята, а как назовем этот поступок? (правонарушение). Мог ли мальчик, который раскачивал лодку, предвидеть последствия? … (да, озеро глубокое). Вероника - Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей. Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству. | Рассуждают над вопросом, высказывают свои версии Выходит ученик с примером, зачитывает его Рассуждают над вопросом, высказывают свои версии Выходит ученик с примером, зачитывает его Рассуждают над вопросом, высказывают свои версии |
| Давайте, подумаем и вспомним были ли случаи в нашем классе, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству…. Кристина - Мы очень рады, что в нашем классе вы просто шалите, так как вы еще дети. Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?... (Надо чаще задумываться над своими поступками, оценивать их и понимать последствия). Кто запомнил из нашей беседы что такое шалость, озорство, правонарушение, хулиганство? … Чем шалость отличается от озорства? … Ребята, я надеюсь, что вы теперь будете задумываться над своими поступками и ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение. | Рассуждают над вопросом, высказывают свои версии, ситуации, случаи из жизни класса |
Заключительный этап: рефлексия | Вероника - А теперь мы бы хотели проверить, как вы запомнили то о чем мы говорили. Сейчас на доске вы увидите значения слов и ситуации, к которым нужно будет подобрать определение, которое мы сегодня с вами изучали, это задание будет для каждой колонки. Итак, каждая колонка по очереди подходит к доске и выполняет свое задание. А затем мы проверим, как вы справились. (слайд 15,16, 17) Проверка правильности выполнения. (cлайд 18) Всем большое спасибо, вы большие молодцы, вы хорошо запомнили все, что мы с вами проходили. До свидания! | Каждая колонка занимающихся подходит поочередно к доске для выполнения задания. |