Тема: Когда длина пройденного пути одинаковая
Цель урока: выведение правила зависимости друг от друга скорости и времени движения при постоянной длине пути.
Планируемые результаты:
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, прививать навыки совместной работы в паре, группе, воспитывать отношения сотрудничества, взаимопомощи, умение выбирать и использовать в ходе решения изученные материалы, свойства арифметических действий, владеть общими приемами вычислений.
Предметные: работать над формированием умения применять ранее полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия с целью получения нового знания; уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.
Личностные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, формирование умения вступать в сотрудничество.
Оборудование: учебник А. Л. Чекин «Математика» (часть 2), тетрадь на печатной основе О. А. Захарова, Е. П. Юдина (часть 2), карточки с логотипами: «скорость », «время», «расстояние» и формулами движения, конверты с заданиями для работы в группе.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Это математика!
Всем доброе утро!
- Обменяйтесь улыбками, мысленно пожелайте друг другу успеха.
- Подготовьте тетради к работе: запишите число. Классная работа.
2.Актуализация ранее полученных знаний (мотивация).
- Мы уже знакомы с задачами на движение. Какие математические термины участвуют в задачах на движение?
(Ответы детей сопровождаются показом карточек с названием терминов. Карточки крепятся на доску.)
- Между данными величинами существуют определённые зависимости. Вспомним их.
-Как найти скорость, если известно расстояние и время?
-V= s : t
-Как найти расстояние, если известно скорость и время?
-S= v • t
-Как найти время, если известно расстояние и скорость?
-t= s : v
Над какой темой мы будем работать на уроке, вы узнаете, решив задачи. В тетрадь записывайте только решение с наименованием, ответ не писать.
- Как узнали время?
- Как узнали время?
- Как узнали время?
-Что одинаково в этих задачах?
-Во всех задачах требование одинаково. Нужно найти время.
-Ещё что вы заметили?
-Длина пути - расстояние в задачах одинаковое.
3. Работа над новой темой.
А) постановка учебной проблемы
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока?
Когда длина пройденного пути одинаковая.
- Наша цель: выяснить, в какой зависимости друг от друга, находятся скорость и время при одинаковой длине пройденного пути. Это проблема урока, которую мы должны разрешить.
Б) поиск решения проблемы.
1)- Откройте тетрадь на печатной основе с.31, найдите № 57.
- Рассмотрите таблицу:
Вид транспорта | Скорость | Время | Длина пути (расстояние) |
Автомобиль | 80км/ч | 3ч | 240км |
Мотоцикл | 60км/ч | 4 ч | 240км |
Вертолёт | 240км/ч | 1 ч | 240км |
Скоростной поезд | 120км/ч | 2ч | 240км |
- Что вы можете сказать о длине пути? Какая это величина? (постоянная)
- Дополните таблицу недостающими данными.
- Проверим.
2) - По таблице определите, скорость какого транспортного средства в 2 раза больше, чем скорость мотоцикла? (поезда)
-Определите, время, какого транспортного средства в 2 раза меньше, чем время мотоцикла? (поезда)
- Случайно ли, что при ответе на оба вопроса речь идёт об одном и том же транспортном средстве?
- Проверим замеченную зависимость скорости и времени для других двух средств: автомобиля и вертолёта.
- Во сколько раз скорость вертолёта больше скорости автомобиля?
- Сравните время вертолёта и автомобиля.
- Какой вывод можно сделать?
(Чем больше скорость, тем меньше время и наоборот. Во сколько раз больше скорость, во столько же раз меньше время и наоборот.)
4. Воспроизведение. Решения проблемы
1) - Откройте учебник стр.41, найдите № 142.
Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Выполните краткую запись в виде таблицы и решите задачу.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3fb94451ee/574402_1.png)
Решение: 1) 2 ч = 120 мин.
2) 120 : 30 = 4 (раза) – быстрее едет автомобиль.
Ответ: в 4 раза больше.
2).с.42, найдите №143. Прочитайте первое предложение.
-Во сколько раз увеличилось время, затраченное пловцом на втором километре дистанции?
- Почему это могло произойти?
- Как изменилась скорость пловца на втором километре дистанции?
- Во сколько раз она уменьшилась?
- Сформулируйте правило, показывающее зависимость между скоростью и временем при постоянной длине пути.
3) – Откройте тетрадь на печатной основе с.31, №58. Прочитайте первое предложение.
- Что вы знаете о велосипедисте? (данные записать на доске: t = 2ч, V = 8кч/ч)
- Прочитайте первый вопрос: во сколько раз велосипедисту надо увеличить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние, затратив в 2 раза меньше времени?
(скорость потребуется увеличить, в 2 раза тоже, значит, она станет: 8 · 2 = 16км/ч)
- Прочитаем второй вопрос: во сколько раз уменьшится скорость велосипедиста, если он проедет то же расстояние, затратив в 4 раза больше времени? (тоже в 4 раза, но она уменьшится, значит, станет: 8 : 4 = 2км/ч)
- Прочитаем третий вопрос: во сколько раз велосипедисту нужно уменьшить скорость движения, для того, чтобы проехать то же расстояние за 8 часов? (во столько же, во сколько изменится время: 8 : 2 = 4 раза; раз время увеличилось, то скорость наоборот уменьшится в 4 раза, значит станет: 8 : 4 = 2км/ч)
- Каким правилом вы пользовались, отвечая на вопросы?
Б) представление нового знания
1) игра «Составь правило» (работа в группе)
- Составьте правило, которое мы вывели сегодня на уроке, в какой зависимости друг от друга находятся скорость и время при постоянной длине пути.
2) формулировка общего вывода.
- Вы сейчас услышали правило в нескольких вариантах формулировок. Выражения «в несколько раз», «во столько же раз» можно заменить буквенным выражением, например, буквой а – «в а раз». В данном случае мы сможем сократить число формулировок.
-Задание: собрать из карточек правило.
- Прочтём, что получилось: Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.
Если время увеличится в а раз, то скорость уменьшится в а раз.
- При каком условии эта зависимость действительна?
(при постоянной длине пути)
- Посмотрите, есть ли данное правило в учебнике?
- Что мы с вами сделали?
- Запишите новое правило в тетрадь в любой из двух формулировок.
5.Закрепление.
1) Задание 144. Запишите формулу, в которой скорость υ выражается через пройденный путь S и время t. υ = S : t.
– Как изменится значение частного, если делитель увеличить в 3 раза, а делимое не менять? (Частное уменьшится в 3 раза.)
– Проверьте справедливость этого правила для делимого 120 и двух делителей 20 и 60.
120 : 20 = 6 120 : 60 = 2
– Как изменится скорость, если тот же самый путь пройден за время, в 3 раза большее, чем ранее? (Скорость уменьшится в 3 раза.) Проверьте свой вывод на примере пройденного пути 180 км и времени 2 ч.
180 : 2 = 90 (км/ч). 180 : 6 = 30 (км/ч).
– Как должна измениться скорость, чтобы тот же самый путь был пройден за время, в 4 раза меньшее, чем ранее? (Скорость должна увеличиться в 4 раза.)
– Проверьте свой вывод на примере пройденного пути 240 км и времени 8 ч. 240 : 8 = 30 (км/ч). 240 : 4 = 60 (км/ч).
Резерв: Задание 145. Расстояние 160 км автобус преодолел за время на 2 ч больше, чем автомобиль. С какой скоростью он двигался, если его скорость была в 2 раза меньше, чем у автомобиля?
Ответ: скорость автобуса 40 км/ч, скорость автомобиля 80 км/ч.
6.Подведение итогов урока. Оценивание.
- Что вы нового узнали на уроке?
- В какой момент урока вам было трудно?
- В какой момент урока вы испытали чувство удовлетворения, радости?
- Достигли ли мы цели урока?
(оценивание было представлено образно: панно «Новое созвездие»)
7.Домашнее задание.
- Тетрадь на печатной основе: с.32, №59(1, 2, 3), №60.
Приложение
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3fb94451ee/574402_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3fb94451ee/574402_3.png)
Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.
Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.
Если скорость увеличится в а раз, то время уменьшится в а раз.