Тема урока: « Кого называют патриотом?
Что ты можешь для Республики?»
Книжная выставка « Патриотами не рождаются - патриотами становятся»
Цель урока : Формировать понятия « патриот», « патриотизм»; закрепить понятия « гражданин», « гражданские права и обязанности»; развивать познавательные интересы, навыки поисково – исследовательской деятельности; воспитывать гражданскую ответственность, чувство долга, активную жизненную позицию, прививать любовь, интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать любовь к Родине.
Ход урока
І. Организационный момент
- Добрый день! У нас сегодня на уроке гости. Поприветствуйте их, улыбнитесь гостям. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего урока.
Эпиграф:
Всё может родная земля:
Может накормить своим хлебом,
Напоить всех из своих родников,
Удивить своей красотой.
Вот только защитить себя не может.
Поэтому защита родной земли –
Задача тех, кто ест её хлеб,
Пьёт её воду, и любуется её красотой.
Люблю тебя, моя Отчизна.
Люблю тебя, Донецкий край!
Ты – мой исток, вода, чтобы напиться,
Ты – воздух мой, ты – мой хлеб и соль…
( О. Курилко)
(Слайд 1)
ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока
- Вы догадались, о чем мы будем беседовать на уроке?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Тема нашего урока «Кого называют патриотом? Что ты можешь для Республики?» (слайд 2)
ІІІ. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа со словарями
- Попробуем ответить на проблемный вопрос. Что означает слово «патриот»?
(чтение стихотворения учеником) -Кто такие патриоты? (Слайд 3)
Что такое патриотизм (слайд 4)
Кого называют Патриотом (Слайд 5)
Где можем узнать значение этого слова? (Работа со словарями)
Патрио́т – патриотичный человек – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь В. И.Даля)
Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь. (Словарь С.И.Ожегова)
Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (Словарь С.И.Ожегова) (Слайд 6)
Гражданин - это "лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей".
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. (Слайд 7)
Учитель:- Что значит, для вас любить Родину и быть ее патриотом?
.
ІV Ассоциативный ряд «Патриот, кто он?».
- Для вас приготовлено задание. Вам необходимо составить ассоциативный ряд «Патриот, кто он?» (Слайд 9)
Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.
Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
Сказочно богата природа родного края. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
Готов стать на защиту Отечества.
Отстаивает престиж свой страны.
Знает государственную символик.
Готов отдать своей родине все силы и способности.
Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом.
Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством.
Знает свой родной язык.
Знает историю своего родного края, гордится своими предками.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Любить Родину, значит гордиться ею.
- Итак, любить Родину и быть ее патриотом, это значит выражать любовь к ней своими действиями и поступками.
- Какие пословицы и поговорки о любви к Родине вам известны?
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить Отчизне. (Слайд 10, 11)
V .Что можешь ты для республики?
-Оказывается, много:
-заботиться о животных – акция «Кормушка»
- о природе - « Елочка – живи!», «Посади растение»
-помощь малоимущим и детям - сиротам – благотворительная ярмарка
-помнить,гордиться ,чествовать ветеранов ,чтить память погибших за Родину.
(слайд 12, 13)
.VI.- Беседа:
- Во все времена патриотом называли человека, который любит свой народ и свою Родину несмотря ни на что. В современном же понимании патриотом можно назвать человека, который переживает чувство любви к своему Отечеству и готов идти ради него на жертвы. Это чувство и принято называть чувством патриотизма. То есть, простыми словами патриотизм можно охарактеризовать, как любовь к Родине и к своему народу. Как правило, роль патриотизма значительно усиливается в военные годы. Именно в военное время патриотизм проявляет себя наиболее ярко, ведь надвигающаяся угроза способна пробудить в каждом гражданине смелость и решительность, желание защитить родную страну. Ярким примером патриотизма является также борьба с фашизмом советского народа, который не сдался врагу даже при его угрожающей мощи.
Стенд наши земляки – герои ВОВ.
-Но герои и патриоты были не только в те времена. Вы заметили, что у нас перед входом в школу висит памятная доска нашему выпускнику – Зеленюку Сергею Александровичу, который был достойным сыном своей Родины. (Информация о Зеленюке С. А.-воине - афганце)
- И сейчас, ребята, к сожалению, тоже идет война и достойные патриоты Отчизны жертвуют собой ради того, чтобы наступил мир.
VII.Чтение стихотворений о Донбассе?
- Ребята, патриотами какого региона мы являемся? ( Донбасса)
- сейчас мы прослушаем стихотворения о нашей Родине
(Чтение стихотворений детьми )
МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
ДОНЕЦКАЯ СТЕПНАЯ
Степь Донецкая без края,
Чебрецы да ковыли…
Я люблю тебя, родная,
И в тюльпанах, и в пыли.
И в снегу акаций пряных,
И в сиреневом дыму,
И в монистах колчеданных,
Как подругу обниму.
Я прильну к родным криницам –
Чудодейственным ключам,
Чтоб шахтеркам смуглолицым
Сладко пелось по ночам.
Я из сердца выну песню,
Им на сердце положу.
Я скажу им: Труд ваш честен
Больше слова не скажу.
(Владимир Зайцев)
-Слово предоставляется гостям - вашим помощникам и путеводителям в сложном мире книг
VIII. Итог.
- Учитесь беречь и любить то, что имеете: свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю. Воспитывайте в себе умение быть человеком не на словах, а на деле. Учитесь проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну. Будьте достойны их памяти
IX. Д. З. тетрадь, с.56-57.
Спасибо за урок и сотрудничество.(слайд14)