СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кохлеарная имплантация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Просмотр содержимого документа
«Худякова»

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей. Известно, что КИ проводится в мире уже в течение 30 лет, в России — 15 лет. Аудиоскриниг новорожденных масштабно начался в России с 2008 года, когда Минздрав направил в регионы соответствующую аппаратуру. Сейчас операция по кохлеарной имплантации неслышащих перестала быть редкостью. Но к сожалению, не всегда учитываются противопоказания по отбору кандидатов на КИ. Рекомендации Минздрава о необходимости тщательного отбора кандидатов на операцию, учитывая все противопоказания, очень своевременны. Если операция будет проводиться кандидатам, у которых она заведомо будет неэффективной, то это приведет к дискредитации метода.

Показания к кохлеарной имплантации:

  • Двусторонняя сенсоневральная тугоухость с порогами слуха в диапазоне 500 — 2000 Гц и более 90 Дб различной этиологии (врожденная, ототоксическая, последствия менингиальной инфекции, травматическая и др.);

- Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней тугоухости (средний порог слухового восприятия более 95 Дб).

Между тем в России пока нет ни единой системы диагностики потери слуха у детей, нет и четко экономически обоснованных данных, сколько пациентов нуждаются по возрасту, социальному статусу, принадлежности к тому или иному региону в реабилитации после операций по кохлеарной имплантации. Наша школа территориально расположена достаточно далеко от центральных городов — это одна из причин того, что только в этом учебном году у нас появились дети с КИ, поэтому возникла необходимость обсудить эту тему. В школе в данное время 4 ученика с кохлеарным имплантантом и с каждым годом таких учеников будет становиться больше. Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Поэтому возникла острая необходимость накопления методического и дидактического материала для коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации.

Кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь. В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву. Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Как известно, кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. КИ – это не только хирургическая операция. Это целая система мероприятий.

Что нужно знать педагогам и родителям о послеоперационной реабилитации детей?











Подписи к слайдам:

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации Статистика На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени.На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха. Кохлеарный имплант состоит из двух частей:
                           
Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)


Наружная часть – речевой процессор (располагается за ухом)
Как работает система кохлеарной имплантации 
Результаты реабилитации зависят от возраста, в котором проведена имплантация:
имплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации;имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших;имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших;имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни.
Система мероприятий кохлеарной имплантации делится на три этапа: 
I этап
II этап
III этап
КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ? Воспринимаемые через имплант звуки отличаются от звучания речи и окружающих звуков, воспринимаемых через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.                     Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Татьяна Серкова: первая кохлеарная  имплантация в России (1991 г.)
«Я слышала все, но ничего не понимала. Понимание развивалось постепенно, примерно в течение года, по мере того, как в результате еженедельных занятий, настроек и постоянного ношения процессора звуки запоминались и распознавались все лучше.»
Речевые сигналы КИ искажены, но в них есть вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Даже при длительном использовании КИ дети медленно обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.При оптимальной настройке процессора КИ пороги слуха у ребенка-25-40дБ и соответствуют 1степени тугоухости.
У детей проявляются сильные нарушения слухового внимания и памяти (они напоминают детей с сенсорной алалией - слышат слово, повторяют его, но не понимают значения).
                           
РЕАБИЛИТАЦИЯ
Настройка речевого процессора 
Развитие слухового восприятия и речи 
Общее развитие ребенка 
Психологи-ческая помощь ребенку и его близким
-Шумное помещение-Говорящий стоит далеко, с противоположной стороны от КИ-Предварительно не привлекается внимание ребенка-Ключевые, тихие части слова не выделяются-Невнятная речь-Монотонная речь-Быстрая речь-Речь без повторений-Сложные предложения
Трудные условия для восприятия речи с КИ -Проблемы слухоречевой памяти - ребенок слышит, но не понимает.-Ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо.-Малыш плохо запоминает последовательность из несколькихслов или звуков.-Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания.-Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.
Трудности обучения детей с КИ Особенности реабилитации ребенка с КИ
Мы уделяем максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всем классом). Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух. Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Мы используем последовательно-диалоговую речь. Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны. Имплантированный ребенок не нуждается в использовании дактильной формы речи, не только как средстве общения, но и как средства формирования звукопроизношения. Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности. Другая принципиальная особенность реабилитации малышей — вовлечение родителей в этот процесс.

Выводы 1. Современные модели кохлеарных имплантов обеспечивают хорошее восприятие речи, облегчающее социальную реабилитацию детей.

2. Всем детям после операции требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, результаты  которой зависят от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Для решения проблемы КИ в России требуется разработка государственной программы.

4. Для организации послеоперационной слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами  необходимо развитие соответствующей инфраструктуры.

Литература: Богомильский М-Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. М: Медицина, 1986.Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 гКоролева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г.Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов - Санкт-Петербург: КАРО, 2011.Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ в вопросах и ответах. - Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009 г.http://www.istok-cochlear.ru Реабилитация детей школьного возраста в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации



Просмотр содержимого презентации
«пед. реабилитация детей после кохлеарной имплантации»

Педагогическая  реабилитация  детей после  кохлеарной  имплантации

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3  детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени. На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более
  • На 1 000 новорожденных рождается от 1 до 3 детей с тотальной глухотой и тугоухостью 4-й степени.
  • На сегодняшний момент в Российской Федерации насчитывается более

12 млн. человек с нарушениями слуха.

Кохлеарный имплант состоит из двух частей:                                                                            Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)                           Наружная часть – речевой процессор (располагается за ухом)

Кохлеарный имплант состоит из двух частей:

                                         

                              

Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается

под кожу головы и в улитку)

                        

Наружная часть – речевой процессор

(располагается за ухом)

Как работает система кохлеарной имплантации

Как работает система

кохлеарной имплантации

Результаты реабилитации зависят от возраста, в котором проведена имплантация:

Результаты реабилитации зависят от возраста, в котором проведена имплантация:

  • имплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации; имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших; имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших; имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни.
  • имплантация в возрасте до 3-х лет – хорошие результаты при правильной организации реабилитации;
  • имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от умеренных до хороших;
  • имплантация в возрасте 7-15 лет - результаты от незначительных до хороших;
  • имплантация в возрасте старше 15 лет – ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается качество жизни.
Система мероприятий кохлеарной имплантации делится на три этапа:  III этап II этап I этап

Система мероприятий кохлеарной имплантации делится на три этапа:

III этап

II этап

I этап

КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ?

КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ?

  • Воспринимаемые через имплант звуки отличаются от звучания речи и окружающих звуков, воспринимаемых через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха.                    
  • Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить.
Татьяна Серкова:  первая кохлеарная  имплантация в России (1991 г.)

Татьяна Серкова: первая кохлеарная  имплантация в России (1991 г.)

  • «Я слышала все, но ничего не понимала. Понимание развивалось постепенно, примерно в течение года, по мере того, как в результате еженедельных занятий, настроек и постоянного ношения процессора звуки запоминались и распознавались все лучше.»
Речевые сигналы КИ искажены, но в них есть вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи. Даже при длительном использовании КИ дети медленно обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения . При оптимальной настройке процессора КИ пороги слуха у ребенка-25-40дБ и соответствуют 1степени тугоухости.

Речевые сигналы КИ искажены, но в них есть вся лингвистическая информация, необходимая для восприятия речи.

Даже при длительном использовании КИ дети медленно обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения .

При оптимальной настройке процессора КИ пороги слуха у ребенка-25-40дБ и соответствуют 1степени тугоухости.

У детей проявляются сильные нарушения слухового внимания и памяти (они напоминают детей с сенсорной алалией - слышат слово, повторяют его, но не понимают значения).

У детей проявляются сильные

нарушения слухового

внимания и памяти (они напоминают детей с

сенсорной алалией - слышат слово, повторяют

его, но не понимают значения).

РЕАБИЛИТАЦИЯ                            Настройка речевого процессора  Развитие слухового восприятия и речи  Общее развитие ребенка Психологи- ческая  помощь ребенку и его близким

РЕАБИЛИТАЦИЯ

                          

Настройка

речевого

процессора

Развитие

слухового

восприятия

и речи

Общее

развитие

ребенка

Психологи-

ческая

помощь

ребенку

и его

близким

Трудные условия для восприятия речи с КИ -Шумное помещение -Говорящий стоит далеко, с противоположной стороны от КИ -Предварительно не привлекается внимание ребенка -Ключевые, тихие части слова не выделяются -Невнятная речь -Монотонная речь -Быстрая речь -Речь без повторений -Сложные предложения

Трудные условия для восприятия речи с КИ

-Шумное помещение

-Говорящий стоит далеко, с противоположной стороны от КИ

-Предварительно не привлекается внимание ребенка

-Ключевые, тихие части слова не выделяются

-Невнятная речь

-Монотонная речь

-Быстрая речь

-Речь без повторений

-Сложные предложения

Трудности обучения детей с КИ -Проблемы слухоречевой памяти - ребенок слышит, но не понимает. -Ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо. -Малыш плохо запоминает последовательность из нескольких  слов или звуков.  -Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания. -Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Трудности обучения детей с КИ

-Проблемы слухоречевой памяти - ребенок слышит, но не понимает.

-Ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо.

-Малыш плохо запоминает последовательность из нескольких слов или звуков.

-Нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания.

-Высокая утомляемость при слуховой нагрузке.

Особенности реабилитации ребенка с КИ

Особенности

реабилитации

ребенка с КИ

Мы уделяем максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всем классом).

Мы уделяем максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всем классом).

Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух.

Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух.

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Мы используем последовательно-диалоговую речь.

Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Мы используем последовательно-диалоговую речь.

Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны.

Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны.

Имплантированный ребенок не нуждается в использовании дактильной формы речи, не только как средстве общения, но и как средства формирования звукопроизношения.
  • Имплантированный ребенок не нуждается в использовании дактильной формы речи, не только как средстве общения, но и как средства формирования звукопроизношения.
Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности.
  • Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности.
Другая принципиальная особенность реабилитации малышей — вовлечение родителей в этот процесс.

Другая принципиальная особенность реабилитации малышей — вовлечение родителей в этот процесс.

Выводы   1. Современные модели кохлеарных имплантов обеспечивают хорошее восприятие речи, облегчающее социальную реабилитацию детей. 2. Всем детям после операции требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, результаты  которой зависят от  возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка. 3. Для решения проблемы КИ в России требуется разработка государственной программы. 4. Для организации послеоперационной слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами  необходимо развитие соответствующей  инфраструктуры.

Выводы

1. Современные модели кохлеарных имплантов обеспечивают хорошее восприятие речи, облегчающее социальную реабилитацию детей.

2. Всем детям после операции требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, результаты  которой зависят от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Для решения проблемы КИ в России требуется разработка государственной программы.

4. Для организации послеоперационной слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами  необходимо развитие соответствующей инфраструктуры.

Литература:

Литература:

  • Богомильский М-Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. М: Медицина, 1986.
  • Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г
  • Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г.
  • Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов - Санкт-Петербург: КАРО, 2011.
  • Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ в вопросах и ответах. - Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009 г.
  • http://www.istok-cochlear.ru Реабилитация детей школьного возраста в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации