СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Количество теплоты"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение , обозначения, формулы , фазовые переходы, решение задач.

Просмотр содержимого документа
«"Количество теплоты"»

План урока по теме: "Количество теплоты"

Предмет: Физика
Класс: 8 (или 10, в зависимости от программы)
Время: 45 минут

1. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие, проверка присутствующих.

  • Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний (5 минут)

Фронтальный опрос:

  • Что такое внутренняя энергия тела?

  • Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? (теплопередача, работа)

  • Что такое теплопередача? Назовите её виды (теплопроводность, конвекция, излучение).

Связь с новой темой:

  • Подведение к понятию количества теплоты как меры изменения внутренней энергии при теплопередаче.

3. Изучение нового материала (15 минут)

а) Понятие количества теплоты (Q)

  • Определение:

Количество теплоты — это энергия, которую тело получает или отдаёт при теплопередаче.

  • Единицы измерения: джоуль (Дж), килоджоуль (кДж).

  • Зависимость Q от массы, температуры и рода вещества.

б) Формулы расчёта:

  1. Нагревание/охлаждение:

Q=c⋅m⋅Δt,

    • c — удельная теплоёмкость [Дж/(кг·°C)],

    • m — масса [кг],

    • Δt— изменение температуры [°C].

  1. Фазовые переходы:

    • Плавление/кристаллизация: Q=λ⋅m(λ— удельная теплота плавления).

    • Парообразование/конденсация: Q=L⋅m (L — удельная теплота парообразования).

в) Объяснение на примерах:

  • Почему вода остывает медленнее металла? (разная теплоёмкость).

  • Как рассчитать энергию для нагрева чайника с водой?

4. Закрепление материала (10 минут)

Практические задания:

  1. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагрева 2 кг воды от 20°C до 100°C.
    Дано: .

  2. Проблемный вопрос:

Почему в пустыне ночью холодно, а днём жарко? (Объясните, используя понятие теплоёмкости песка).

Обсуждение ответов у доски.

5. Рефлексия и подведение итогов (5 минут)

  • Что нового узнали?

  • Где применяются расчёты количества теплоты? (в быту, технике, природе).

  • Оценка активности учащихся.

6. Домашнее задание (3 минуты)

  • Учебник: выучить формулы, определения.

  • Задача:

Какое количество теплоты выделится при охлаждении медной детали массой 0.5 кг от 120°C до 20°C? ().

Дополнительно (по желанию):

  • Подготовить сообщение о роли теплоёмкости в природе (например, влияние воды на климат).

Методические примечания:

  • Наглядность: использовать таблицы удельных теплоёмкостей, графики нагревания.

  • Эксперимент (если время): сравнить нагревание одинаковых масс воды и масла.

  • Дифференциация: для сильных учеников — задачи на комбинацию процессов (нагревание + плавление).

Урок сочетает теорию, практику и связь с реальной жизнью для лучшего усвоения материала.