СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Коллективное музицирование"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание всесторонне развитой, творчесткой и интеллектуальной личности.

Просмотр содержимого документа
«"Коллективное музицирование"»

«Музыка – это разум,

воплощенный в прекрасных звуках»

И. С. Тургенев

Цель учебного предмета «Музыка» – воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности. Творческое развитие личности младшего школьника происходит в процессе разнообразных видов деятельности, среди которых все большее признание на уроках в общеобразовательной школе получает инструментальное музицирование. Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.

Цель «Коллективного инструментального музицирования» – художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенного опыта коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

Детский шумовой оркестр – один из видов коллективного музицирования. Занятия в оркестре позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально – шумовые представления, эмоционально – образную сферу, дает возможность овладеть приемами игры на ударных инструментах, а развитие моторики при овладении инструментами – это основа прочной базы для координации и коррекции игрового аппарата. Ну и самое главное – это начальные навыки игры в ансамбле: дети учатся слышать не только себя, свою партию, но и партию своего соседа, партнера и вообще в целом всего коллектива.

Каждый урок с ансамблем мы начинаем с пальчиковых упражнений – это своего рода разминка, которую можно сравнить с уроком специальности, когда мы начинаем разыгрывать ученика на каких-то специальных упражнениях или гаммах. Вообще, пальчиковыми упражнениями я начинала заниматься со своими баянистами, когда стала брать в свой класс детей 6 – 7 летнего возраста. Как вы понимаете, посвятить все 45 минут работе за инструментом детям этого возраста просто физически невозможно, поэтому, постепенно в уроки специальности с малышами я начала вводить пальчиковые упражнения. «Встали – сели»: пальцы обеих рук, лежащие на столе, одновременно поднимаются и опускаются (первые пальцы обеих рук, вторые пальцы обеих рук и т.д.)

«Отжимание»: по просьбе преподавателя ученик поднимает одновременно пальцы правой и левой руки лежащих на столе (например – первый палец правой руки и четвёртый палец левой руки, третий палец правой руки и второй палец левой руки) «Отжимание пальцев одной руки» (первый, третий пальцы; второй, четвёртый палец; третий, пятый палец)

«Пианист – бемоль»: пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому на каждый слог стиха. После пальцы правой и левой руки шагают одновременно, можно поменять расположение пальцев (пятый, третий, четвёртый, второй, первый – одна рука; двумя руками одновременно)

Пианист Бемоль В музыке король. Говорит Бемоль Ноты, как пароль;

До, ре, ми, фа, соль Принесите соль. До, ре, ми, фа, соль Посолить фасоль.

Упражнение на развитие ритмического слуха.

1. Самое простое упражнение - проговариваем и хлопаем все вместе «Раз и, два и», затем преподаватель хлопает на «раз» - группа детей на «и» (потом наоборот). 2. Хлопаем и проговариваем ритмический рисунок 2 – две шестнадцатые, восьмая (шестнадцатые – така, восьмая – ли, т.е. получается така-ли) Преподаватель – така, группа детей – ли (затем меняемся). 3. Музыкально – ритмическая игра «Птичий двор»: Наши уточки с утра Кря, кря, кря, кря (4 – четверти) Наши гуси у пруда Га, га, га, га, га, га, га (6 – восьмых, 1 – четверть) Наши курочки в окно Ко, ко, ко, ко, ко, ко (2 – восьмые, 1 – четверть, 2 – восьмые, 1 – четверть)

Это упражнение можно повторять бесконечно, изменяя ритм. 4. Далее, мы играем с ансамблем в игру «Сломанный магнитофон». Магнитофон сломан – на нем неожиданно пропадает звук, а потом также неожиданно появляется. Наша задача сохранить темп и ритмический рисунок. Хлопаем ритмический рисунок без музыки, а затем под аккомпанемент: Д. Кабалевский «Маленькая полька» (используем при этом ритмослоги: Бом – четверть, ди-ли – восьмые, та-ка – шестнадцатые). Учащиеся ансамбля всегда с удовольствием играют в эту игру. Упражнения на развитие навыка коллективного музицирования.

Хлопаем и проговариваем ритмослоги вслух, отдельно и одновременноВ ансамбле дети разные, кто - то учится 1 год, а кто - то уже 2 года. К тому же музыкальные данные учащихся на разных уровнях. Стараюсь уделить время каждому ребенку в ансамбле, если что то не получается - поработать индивидуально.

В дальнейшем планирую вводить в ансамбль и другие шумовые инструменты, а так же соединить шумовой ансамбль с инструментальным ансамблем старших классов.

Имея опыт игры в шумовом оркестре учащиеся могут активно использовать эти способности на уроке.

2 класс. Тема: «Народные инструменты». Слушание произведений в исполнении народных инструментов и самостоятельное исполнение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!