Математика и игры: от древних времён до нашего времени
Выполнили: учащиеся класса 4.3
МБОУ «Волочаевский лицей
Проверила: классный руководитель
Щетинина Елена Васильевна
ПЛАН 1. Выдвижение гипотезы. 2. Сообщение цели и задач. 3.Актуальность данного вопроса. 4. Механизм реализации. 5. Этапы: - выясняй-ка; - знай-ка; - сочиняй-ка. 6. Ожидаемый результат. 7. Конечный результат.
Выбрав данную тему мы решили выдвинуть следующую гипотезу : действительно ли с древних времён и до наших дней люди пользуются математикой и как сложные математические понятия становятся понятными и доступными в жизни при помощи игр.
Цель: Доказать, что математика и игры тесно связаны между собой и пришли к нам из прошлого, проследить, как сложные математические понятия становятся понятными и доступными в жизни при помощи игр. Задачи: 1.Расширить кругозора учащихся. 2. Развивать криативное, логическое мышление. Актуальность : мы выбрали эту тему потому, что нам стало интересно, действительно ли математика и игры пришли к нам из древности, их роль, выяснить и сообщить другим полученные знания, повысить интерес к математике, к играм. Механизм реализации: - Сообщение темы и обозначение задач для учащихся; - Поисковая работа с различными источниками информации; - Отбор информации; - Обсуждение (работа в группе можно с родителями).
Этапы реализации: - Выясняй-ка (провести опрос среди третьих классов и выяснить, как они считают, где зародилась математика). - Знай-ка ( мы решили, что учащиеся третьих классов должны знать как использовали математику в старину и в какие игры играли). - Сочиняй-ка (сочинение различных стихов, о математике).
Ожидаемый результат: -Сплочение коллектива. - Приобретение новых знаний о математике и играх в древние времена и в наши дни. - Раскрытие способностей и талантов самого ребёнка. -Формирование навыков общения друг с другом. - Умение анализировать и доносить свои мысли другим. - Умение работать в коллективе. Конечный результат: - Получение более глубоких знаний о древней математике, играх и их связи.
Выясняй-ка Выбрав тему, получив задачи мы решили провести исследование. Повели опрос среди учащихся 4-их классов по нашей теме и задали вопрос, знают ли они математика и игра связаны между собой или нет и в какие игры играли дети в древние времена. Многие ребята говорили да, нов чём связь объяснить не могли. Результаты были таковы: 80 учащихся – да связь есть; 40 учащихся – нет игра и математика не связаны друг с другом. Увидев результаты исследования, мы сделали вывод, что многие учащиеся не знают, да и не задумывались над этим вопросом. Учесть, что огромное количество информации передают средства массовой информации. А то, что находится рядом с нами, и то с чем мы живём, а точнее сказать в чём, мы не знаем. Тема выбрана правильно, работа началась. Посмотрев различную дополнительную историческую литературу, энциклопедии, пообщавшись дома с родителями, посмотрев в интернете, мы пришли к выводу, что да действительно математика берёт свои корни из древности впрочем как и игры.
Отобрали нужную нам информацию по интересующему вопросу, обсудили её в группе, с классным руководителем, родителями. Выбирая информацию нас заинтересовали следующие вопросы. Откуда берёт математика свои корни? Какая связь между математикой и играми? Математика родилась в Греции. Это, конечно, преувеличение, но не слишком большое. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов. Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули дерзкий тезис "Числа правят миром". Или, как сформулировали эту же мысль два тысячелетия спустя: "Природа разговаривает с нами на языке математики". Греки проверили справедливость этого тезиса в тех областях, где сумели: астрономия, оптика, музыка, геометрия, позже - механика. Всюду были отмечены впечатляющие успехи. Два достижения греческой математики далеко пережили своих творцов. Первое — греки построили математику как целостную науку. Второе — они провозгласили, что законы природы постижимы для человеческого разума, и математические модели — ключ к их познанию. В этих двух отношениях древнегреческая математика вполне родственна современной.
Знай-ка Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным. Б. Паскаль Рассмотрим некоторые конкретные примеры, где видна связь игры с математическими составляющими. Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры. При правильной разметке противоположные грани костей должны в сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3). Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя. Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков. Название указывает на то, что ранее в игре использовались кости животных. По некоторым источникам, игра в кости связана с гаданием на костях животных. На это указывает также то, что в древности результат игры считался изъявлением воли богов. По данным археологических раскопок в кости играли повсеместно во всех уголках земного шара.
Домино – древняя игра, произошедшая от игры в кости. Правила игры в домино знакомы практически всем, в процессе игры выстраивается цепь костяшек («костей», «камней»), соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. Игра заканчивается, когда один из игроков выложит последний камень. Возможно окончание игры «рыбой» — так называется блокировка выкладки, когда на руках ещё есть камни, но доложить нечего.
Математика и шахматы У математики и у шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение. Шахматные фигуры, доска и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач.
Математика использовалась не только в играх, но и при измерении .
Как же измеряли на Руси
Пядь – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Дюйм – значит «большой палец», равен 25мм. Фут – это средняя длина ступни взрослого мужчины, равен 30см 48мм. Аршин – равен 71см. Локоть – это расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки, равен 45см.
Сажень – это расстояние между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека, равна 2м 23см. Верста – измеряли большие расстояние. Название происходит от глагола « вьертьети » , который мог обозначать « поворот плуга » . Ярд – это расстояние от носа до большого пальца вытянутой вперед руки, равен 91см 44мм.
Мы сегодня изучаем
Доказали – у квадрата
Углы, стороны равны.
Чьи-то точные труды,
Доказательства, ребята,
Очень много «наливают»
В математике важны.
Там учёные воды.
Математика – наука,
Аксиома – земля шарик,
Аксиома – рельсов путь
Вычислить поможет всё
Параллельным остаётся
И решения подскажет
Сколько нам их не тянуть.
Только ты учи её.
Авторы стихотворения
(Аверина Варвара и её мама Оксана Анатольевна)
Конечный результат: Проделав исследовательскую работу мы открыли для себя много нового о математике и играх. Сделали вывод, что действительно с древних времён и до наших дней люди пользуются математикой, и что серьезная и точная наука становится более понятной и доступной в реальной жизни благодаря играм они помогают ребенку приобрести прочное основание математических знаний. В современной жизни используется большое разнообразие математических игр: ребусов, кроссвордов, шарад, начиная с простейшей игры «Крестики-нолики». Кто с детских лет занимается математикой – воспитывает в себе настойчивость, развивает внимание, тренирует мозг и упорство в достижении цели. Коллективная и поисковая работа сплотила нашу большую команду. Объединила наших родителей, так как они нам тоже помогали. Раскрыла наши способности, сделала нас более наблюдательнее и внимательнее. Мы поняли что это такое работать в коллективе. Нам очень понравилась наша работа. Она оказалась очень интересной и плодотворной. Мы считаем, что в дальнейшем у нас всё будет хорошо.