МОУ Санаторная школа- интернат №2
г. Магнитогорска
Коллективный проект на тему:
«Как и когда, появились знаки препинания. Значение и роль знаков препинания в письменной и устной речи»
4б класс 2022 уч. год
1.Тема: Как и когда, появились знаки препинания. Значение и роль знаков препинания в письменной и устной речи»
2.Проблема: недостаточное понимание значения и роли знаков препинания в письменной и устной речи и неправильное употребление в письменной речи.
3.Цель проекта: узнать историю возникновения знаков препинания и понять значение, роль и употребление знаков препинания в письменной и устной речи русского языка
4.Задачи: 1)сформировать понимание, что такое знаки препинания;
2) систематизировать знания о знаках препинания;
3)совершенствовать навыки правильного пунктационного оформления предложения;
4) изучить историю возникновения знаков препинания;
5) сформировать понимание, зачем нужны знаки препинания в письменной и устной речи;
6) выполнить исследовательскую, практическую работу и продукт проекта; научиться - правильно расставлять знаки препинания.
7) сделать вывод о пользе изученной темы.
5.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
6. Продукт проекта: памятка
7. Консультант проекта: Лапшина В.А. – учитель.
8. Руководитель проекта: Лапшина В.А.
План
Что такое знаки препинания
Название и значение знаков препинания
3.История возникновения знаков препинания
4.Зачем нужны знаки препинания
5.Исследовательская и практическая работа
Вывод
1. Что такое знаки препинания
Знаки препинания - это символы, используемые для оформления текста. Они выполняют смысловую функцию, помогают пишущему точно выразить мысль, а читающему эту мысль понять и правильно воспринять.
Знаки препинания — еще их называют элементы письменности, они несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, поскольку она касается высказывания в целом. Помогают нам грамотно оформить свою речь.
В устной форме - это выражено в виде пауз, эмоций, выделение голосом отдельных слов, предложений.
В письменной форме — в виде знаков препинания, так как без них не обойтись, они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают правильно передать смысл предложения.
В речи знаки препинания служат в разделе «Пунктуация».
2. Название и значение знаков препинания (творческий фрагмент)
Точка (.) – конец предложения, повествование. Обозначает конец мысли, разделяет одну мысль от другой. Сергей Иванович Ожигов дает такое толкование: «Точка – след от прикосновения, укол чем-нибудь острым (кончиком пера, карандаша, иглы и т.д.
Запятая(, )- перечисление. Запятые определяют паузу, акцентируют внимание на слова и фразы
Точка с запятой(;) – разделение противоположенных слов
Многоточие (….)- продолжение следует
Двоеточие(: ) –разделяет предложение. Это связь по смыслу (первая часть предложения дополняет, поясняет вторую)
Вопросительный знак (?) – вопрос. Вопросительный знак позволяет передать вопрос интонацией.
Восклицательный знак (!) – позволяет передать эмоцию (восторг, радость, удивление, возмущение).
Тире (-) – дает пояснение
Скобки ( ) –уточнение записывается в скобках
Кавычки (« »)- выделяют название чего-либо, выделяется прямая речь
3.История возникновения знаков препинания
Приблизительной датой возникновения пунктуации считается III в. до н.э.
Знаменитый филолог из Древней Греции по имени Аристофан впервые попытался использовать знаки препинания в письменности
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появилось в XV-XVIII веках.
Первым знаком на Руси была точка, только ставилась она посередине строки.
Запятая на Руси узаконена с XV века, ее название связывают со знакомым нам словом «запинаться», то есть, приостанавливаться.
С XVI века в книгах появляются скобки («вместительный знак»), двоеточие (разделительный знак), многоточие появилось позже
В1755 году в Петербурге была напечатана «Российская грамматика» М.Ломоносова. Был приведен перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.
4. Зачем нам нужны знаки препинания?
Знаки препинания играют важную роль не только в письме и устной речи, но и в жизни каждого человека . Делают нашу речь грамотной и правильной, понятной для восприятия
Благодаря знакам препинания, мы можем точно выражать свои мысли, эмоционально окрашивать предложения. ( ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА СТИХ_Я)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
Знаки препинания разделяют текст на предложения, а сложные предложения – на более простые для лучшего понимания. Мы разделяем слова, словосочетания, предложения, Определяем ими прямую речь.
Другими словами, пунктуация нужна для того, чтобы лучше понимать смысл и эмоции письменной речи. (на доске. Сложные предложения. С утра шёл сильный снег, а к вечеру началась метель. Слоны живут стадами, тигры охотятся прайдами, волк передвигается по лесу в одиночку.)
Неправильно расставленные знаки препинания могут полностью изменить смысл написанного. (ПОКАЗ на доске:Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать)
Поэтому так важно знать правила и правильно расставлять знаки препинания в тексте.
Знаки препинания помогают понять смысл, суть и эмоции, которые автор хотел донести до читателя, собеседника, слушателя
5. Исследование
-Предлагаю это проверить! Проведем небольшое исследование. Выдвинем гипотезу. Предположим, что знаки препинания несут смысловую и интонационную функции.
-Послушайте произведение, в котором мы убрали все знаки
Скажи-ка дядя ведь не даром
Москва спаленная пожаром
Французу отдана
Ведь были ж схватки боевые
Да говорят еще какие
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
А теперь послушайте, как это произведение звучит со знаками препинания
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Ребята! Гипотезу подтверждаем или опровергаем?
Правильно. Подтверждаем. (знаки препинания несут смысловую и интонационную функции
5. Практическая работа
-Ребята, мы уже хорошо знаем знаки препинания!
-Предлагаю, выполнить практическую работу
-Распределитесь на пять групп (выберите главного в группе)
- Получите задание. (раздаешь задания и читаешь темы).-Приступить к работе (3 минуты)
1 группа – тема: «Запятые перед союзами»,
2 группа- тема: «Однородные члены предложения»,
3 группа – тема: «Сложные предложения»,
4 группа – тема: «Предложения со словами обращениями»,
5 группа – тема: «Виды предложений»
- Займите свои места. Мы начали работать над памяткой. Давайте ее доработаем.
Памятку поместить в папку
Выводы…. За время работы над проектом мы повторили и углубили знания о знаках препинания. И убедились в том, что…
Благодаря знакам препинания нам легко передать суть, смысл текста, выражать свои чувства
Их назначение несет в себе глубокий смысл, потому что без знаков любой текст теряет свою информативность и смысл, невозможно оформить письменный текст для правильного понимания и восприятия.
Знаки препинания нужны для того чтобы русский язык был понятен и многообразен. Мы будем их использовать грамотно
Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать ПУНКТУАЦИЮ – раздел науки о языке, в котором рассказывается о их употреблении.
- Цель нашего проекта достигнута?
- Всем спасибо!