СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективный проект "Знаки препинания в письменной и устной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение по теме "Знаки препинания История возникновения. Их назначение и роль в предложениях. Функциональная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Коллективный проект "Знаки препинания в письменной и устной речи"»

МОУ Санаторная школа- интернат №2

г. Магнитогорска









Коллективный проект на тему:


«Как и когда, появились знаки препинания. Значение и роль знаков препинания в письменной и устной речи»















4б класс 2022 уч. год




1.Тема: Как и когда, появились знаки препинания. Значение и роль знаков препинания в письменной и устной речи»


2.Проблема: недостаточное понимание значения и роли знаков препинания в письменной и устной речи и неправильное употребление в письменной речи.

3.Цель проекта: узнать историю возникновения знаков препинания и понять значение, роль и употребление знаков препинания в письменной и устной речи русского языка

4.Задачи: 1)сформировать понимание, что такое знаки препинания;

2) систематизировать знания о знаках препинания;

3)совершенствовать навыки правильного пунктационного оформления предложения;

4) изучить историю возникновения знаков препинания;

5) сформировать понимание, зачем нужны знаки препинания в письменной и устной речи;

6) выполнить исследовательскую, практическую работу и продукт проекта; научиться - правильно расставлять знаки препинания.

7) сделать вывод о пользе изученной темы.


5.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий

6. Продукт проекта: памятка

7. Консультант проекта: Лапшина В.А. – учитель.

8. Руководитель проекта: Лапшина В.А.


План

  1. Что такое знаки препинания

  2. Название и значение знаков препинания

3.История возникновения знаков препинания

4.Зачем нужны знаки препинания

5.Исследовательская и практическая работа

  1. Вывод


1. Что такое знаки препинания


Знаки препинания - это символы, используемые для оформления текста. Они выполняют смысловую функцию, помогают пишущему точно выразить мысль, а читающему эту мысль понять и правильно воспринять.

Знаки препинания еще их называют элементы письменности, они несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, поскольку она касается высказывания в целом. Помогают нам грамотно оформить свою речь.

В устной форме - это выражено в виде пауз, эмоций, выделение голосом отдельных слов, предложений.

В письменной форме — в виде знаков препинания, так как без них не обойтись, они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают правильно передать смысл предложения.

В речи знаки препинания служат в разделе «Пунктуация».

2. Название и значение знаков препинания (творческий фрагмент)


  • Точка (.) – конец предложения, повествование. Обозначает конец мысли, разделяет одну мысль от другой. Сергей Иванович Ожигов дает такое толкование: «Точка – след от прикосновения, укол чем-нибудь острым (кончиком пера, карандаша, иглы и т.д.

  • Запятая(, )- перечисление. Запятые определяют паузу, акцентируют внимание на слова и фразы

  • Точка с запятой(;) – разделение противоположенных слов

  • Многоточие (….)- продолжение следует

  • Двоеточие(: ) –разделяет предложение. Это связь по смыслу (первая часть предложения дополняет, поясняет вторую)

  • Вопросительный знак (?) – вопрос. Вопросительный знак позволяет передать вопрос интонацией.

  • Восклицательный знак (!) – позволяет передать эмоцию (восторг, радость, удивление, возмущение).

  • Тире (-) – дает пояснение

  • Скобки ( ) –уточнение записывается в скобках
    Кавычки (« »)- выделяют название чего-либо, выделяется прямая речь


3.История возникновения знаков препинания


Приблизительной датой возникновения пунктуации считается III в. до н.э.

Знаменитый филолог из Древней Греции по имени Аристофан впервые попытался использовать знаки препинания в письменности

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появилось в XV-XVIII веках.

Первым знаком на Руси была точка, только ставилась она посередине строки.

Запятая на Руси узаконена с XV века, ее название связывают со знакомым нам словом «запинаться», то есть, приостанавливаться.

С XVI века в книгах появляются скобки («вместительный знак»), двоеточие (разделительный знак), многоточие появилось позже

В1755 году в Петербурге была напечатана «Российская грамматика» М.Ломоносова. Был приведен перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.


4. Зачем нам нужны знаки препинания?


Знаки препинания играют важную роль не только в письме и устной речи, но и в жизни каждого человека . Делают нашу речь грамотной и правильной, понятной для восприятия
Благодаря знакам препинания, мы можем точно выражать свои мысли, эмоционально окрашивать предложения. ( ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА СТИХ_Я)

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.


Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Знаки препинания разделяют текст на предложения, а сложные предложения – на более простые для лучшего понимания. Мы разделяем слова, словосочетания, предложения, Определяем ими прямую речь.


Другими словами, пунктуация нужна для того, чтобы лучше понимать смысл и эмоции письменной речи. (на доске. Сложные предложения. С утра шёл сильный снег, а к вечеру началась метель. Слоны живут стадами, тигры охотятся прайдами, волк передвигается по лесу в одиночку.)

Неправильно расставленные знаки препинания могут полностью изменить смысл написанного. (ПОКАЗ на доске:Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать)

Поэтому так важно знать правила и правильно расставлять знаки препинания в тексте.

Знаки препинания помогают понять смысл, суть и эмоции, которые автор хотел донести до читателя, собеседника, слушателя


5. Исследование

-Предлагаю это проверить! Проведем небольшое исследование. Выдвинем гипотезу. Предположим, что знаки препинания несут смысловую и интонационную функции.

-Послушайте произведение, в котором мы убрали все знаки

Скажи-ка дядя ведь не даром
Москва спаленная пожаром
Французу отдана
Ведь были ж схватки боевые
Да говорят еще какие
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина


А теперь послушайте, как это произведение звучит со знаками препинания


Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


Ребята! Гипотезу подтверждаем или опровергаем?

Правильно. Подтверждаем. (знаки препинания несут смысловую и интонационную функции


5. Практическая работа

-Ребята, мы уже хорошо знаем знаки препинания!

-Предлагаю, выполнить практическую работу

-Распределитесь на пять групп (выберите главного в группе)

- Получите задание. (раздаешь задания и читаешь темы).-Приступить к работе (3 минуты)


1 группа – тема: «Запятые перед союзами»,

2 группа- тема: «Однородные члены предложения»,

3 группа – тема: «Сложные предложения»,

4 группа – тема: «Предложения со словами обращениями»,

5 группа – тема: «Виды предложений»

- Займите свои места. Мы начали работать над памяткой. Давайте ее доработаем.

Памятку поместить в папку


Выводы…. За время работы над проектом мы повторили и углубили знания о знаках препинания. И убедились в том, что…

  • Знаки препинания – это необходимые элементы письменной и устной речи.

  • Благодаря знакам препинания нам легко передать суть, смысл текста, выражать свои чувства

  • Их назначение несет в себе глубокий смысл, потому что без знаков любой текст теряет свою информативность и смысл, невозможно оформить письменный текст для правильного понимания и восприятия.

  • Знаки препинания нужны для того чтобы русский язык был понятен и многообразен. Мы будем их использовать грамотно

  • Итак, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать ПУНКТУАЦИЮ – раздел науки о языке, в котором рассказывается о их употреблении.


- Цель нашего проекта достигнута?

- Всем спасибо!