СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колыбельные песни, как средство народной педагогики

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-практическое исследование

Цель: Выявить являются ли колыбельные песни средством народной педагогики.

Задачи:

  1. Выявить происхождение  слова колыбельная.
  2. Рассмотреть устройство колыбели.
  3. Рассмотреть образы колыбельных песен.

Объект исследования: Духовная культура русского и хакасского народа.

Предмет исследования: колыбельные песни.

 

Просмотр содержимого документа
«Колыбельные песни, как средство народной педагогики»

Мясина Александра Евгеньевна

МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№2,

Учащиеся 8 «Б» класса,

Руководители: Кутина С.В., учитель музыки

Чебодаева Л.А., учитель хакасского языка



Колыбельные песни, как средства народной педагогики
























Содержание


Введение.

  1. Происхождение слова колыбельная.

  2. Устройство колыбели.

  3. Образы колыбельных песен.

Заключение: Нужны ли колыбельные песни в наше время?

Литература

























Введение

Воспитание гражданина, патриота своей страны первостепенная задача современного общества. Эта задача может с успехом решаться через познание духовного богатства, которым является устное народное творчество, своего народа. Актуальность темы обусловлена тем, что в материнской поэзии закреплены многообразные приемы и методы воздействия на ребенка.

Выделяются следующие жанры материнской поэзии: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Жанры материнской поэзии, являясь высокохудожественными произведениями, учат и развивают ум, воспитывают физически и нравственно, приносят детям эстетическое удовольствие.

Гипотеза исследования: колыбельные песни являются средством народной педагогики.

Цель: Выявить являются ли колыбельные песни средством народной педагогики.

Задачи:

  1. Выявить происхождение слова колыбельная.

  2. Рассмотреть устройство колыбели.

  3. Рассмотреть образы колыбельных песен.

Объект исследования: Духовная культура русского и хакасского народа.

Предмет исследования: колыбельные песни.

Методы исследования, использованные в работе: эмпирические – изучение литературы по теме исследования. Теоретические – анализ, обобщение, описательный метод, практический – анкетирование.

Этапы работы: анкетирование учащихся, исследование литературы, анализ и обобщение материала.


  1. Происхождение слова колыбельная

С рождением малыша у родителей начинается ответственный момент жизни – это опека и воспитание. Младенца окружают заботой, укладывают в теплую колыбель под ласковую материнскую песню:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.




Узу,узу, палачағым,

Узи пирзең, хызычағым,

Хара харахтығ кÿмÿзегiм

Кiчичегес иркечегiм.

Само название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. В.И. Белов в своих очерках о народной эстетике напоминает: «Легкая зыбка, сплетенная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу. Очеп - это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, она плавно выметывалась на сажень от пола». Может быть, качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни.

  1. Устройство колыбели

Большое место в детской обрядности отводилось колыбели. Она служила личным пространством ребенка и наделялась сакральным статусом. При ее изготовлении большое значение придавалось материалу. «По обычаю изготовлять детскую зыбку из леса, стоящего на берегу реки, где слышен шум течения воды, не разрешалось. В народном предании по поводу этого говорится, что если изготовить зыбку из такого леса, то ребенок, который будет спать в ней, будет таким же шумным, капризным и неспокойным, как та бурливая река. Поэтому для изготовления детской зыбки материал заготавливали из леса, находящегося на возвышенных местах, на косогоре, вдали от речного шума».

Зыбка служила человеку самой первой, самой маленькой ограниченной сферой, вскоре сфера эта расширялась до величины избы, и вдруг однажды мир открывался младенцу во всей своей широте и величине».

Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он «при случае» непременно доложит «дедушке» (домовому) о «доброте хозяйской», а уж «дедушка» наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.

Котик, котенька, коток, Котик - серенький хвосток,

Приди, котик, погулять, Приди Ваню покачать.

Я тебе, тебе, коту, За услугу заплачу:

Дам кувшинчик молока, да кусок пирога.

Хакасскую колыбель (пизiк) делали только после рождения ребёнка и обязательно на новолуние. Традиционно в хакасских семье, где рождались дети, делали зыбки, люльки рамочной конструкции, подвешенные к потолку,. также побай, орай – колыбельки сделанные отцом, дедом или дядей-тайы (братом матери младенца), которые устанавливали на пол. Материалом для колыбелек служила берёза Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пеленки заворачивали нож в ножнах, огниво с опояской и березовое полено для скобления крошек в табак (хырачңнас), а если девочка – ножницы, наперсток с иглой и огниво с опояской.

Повитуха или бабушка клала завернутые вещи в колыбель, которую три раза качала и баюкала:

- «Пууй-баай, не будь плаксой!»

На третий раз она раскачивала её так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала:

- «Оңар ба, тискер бе?» (Удача или неудача)

Все присутствующие кричали:

- «Оңар, оңар!» (Удача, удача!)

Так делали до трех раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали.

Повитуха окуривала богородской травой (ирбен от) и обходила колыбельку три раза. После этой процедуры колыбель считалось обжитой. После указанного обряда в колыбель торжественно клали ребенка и благословляли:

- «Пусть веревочки люльки будут крепки!

Пусть у него будут и старшие братья и младшие!

Пусть веревочки колыбель и будут прочны!

Пусть у него будут и старшие сестры и младшие!

Пусть передние полы (платья его) топчет скот!

Пусть задние полы (платья его) топчут дети!

Пусть он живет подобно мне, пока не пожелтеют его белые зубы!»

В качестве оберега на дно клали нож для мальчика и ножницы для девочки. Колыбель для ребенка служила два-три года. Её нельзя было ломать и выбрасывать. Следующие дети также росли в ней. Однако если ребенок умирал в грудном возрасте, то его колыбель считалась нечистой (хара пизiк-черная люлька). Её обычно относили в горы и бросали со всеми принадлежностями.

Какое же значение имела колыбель для развития младенца, который большую часть времени проводил во сне, просыпаясь только для еды и смены пеленок? Если он учился в колыбели, то чему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала следует понять, каким образом движется при раскачивании люлька (зыбка). Она совершает плавные и ритмичные движения по направлениям “вверх – вниз”, “вправо – влево”, “назад – вперед”.
Пока все органы чувств новорожденного не разовьются в полной мере, он познает мир, в частности, через прикосновения – посредством тактильного чувства. Ребенок, лежащий в раскачиваемой люльке (зыбке), пассивно воспринимает рецепторами своей кожи не только «прикосновения» люльки (зыбки) снизу, но и поочередное разнонаправленное ее «прикосновение» во всех направлениях. При этом ребенок ощущает и свое пространственное перемещение по всем доступным люльке (зыбке) направлениям, что также является для него способом познания мира. Таким образом, еще ничего не осознавая, он подсознательно осваивает трехмерное пространство (длина, высота, ширина). Этим самым ребенок как бы исподволь готовится к тому, что он в ближайшем будущем должен будет в таком пространстве ориентироваться (т.е. посредством данных гармоничных раскачиваний активно развиваются его координационные способности.

  1. Образы в колыбельных песнях


Исследователи детского фольклора подчеркивают, что русский народ дорожил материнской поэзией, колыбельные песни передавались из поколения в поколение: как только девочка начинает пеленать и качать своих кукол, мать или бабушка дает первые уроки пестования. Поэтому в крестьянских семьях девочки с раннего возраста (6-7 лет) становились няньками.

В народной поэзии хакасов меньше всего сохранился детский фольклор – колыбельные песни. Младенца в побае мать держала около ног, занималась рукоделием, одновременно напевая колыбельные песни. Смысловое содержание песенок вкладывалось в подсознание ребенка, он отчетливо чувствовал свою мать, её ласковый, убаюкивающий голос. Мальчику вкладывали в подсознание, что он будет удачливым охотником. Девочке в пеленках желали семейного счастья, крепкой, семейной жизни. Желали иметь и много скота, а мальчику – быть народным лидером.

- Узу,узу, оолғычам - Узу,узу, хызычам

Улуғ, улуғ öзерзiң. Сiлiг, öкер öзерзiң.

Узу,узу, оолғычам Хызым, хызым хыс кiзi

Улуғ алып поларзың. Хызыма килер чÿс кiзi.


Через колыбельную песню малыш усваивает первичный запас слов, без которого невозможно познание мира. С помощью колыбельных песен у детей происходит привыкание к человеческому голосу: «Уже через несколько недель ребенок начинает подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рёва, он в такт качанию и песенке гудит себе в нос: «Ао-ао-ао» Укачивая дитя, нянька понимала, что хороший продолжительный сон - залог здоровья и нормального роста ребенка, а постоянное общение с ним песней, напевной речью способствует его развитию.

Баю-баю-баю-бай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Буду я тебя качать,
Никому не дам кричать.

Каково же было содержание колыбельных песен? Круг образов в них был достаточно узок и соответствовал объектам ближайшей среды - тому, что младенец мог видеть, слышать, осязать. Это были он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, и пр. Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром. К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста, послушания.

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ка, Ванечка, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, люли, бай,

На периночке пуховой-

Много перья петухова…

Ай, люли-люленьки.

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать

Стали гули ворковать

Стали гули ворковать,

Стал наш Юра засыпать.

Узу, минiң Уйлачағым, Баю-баю, Уйлачам,

Узун састығ хызычағым. Шесть косичек по плечам.

Улуғ сағыстығ полба, Очень вежливой и скромной

Улуғларны улуғла. Надо девочке расти.


Орайағым узу, узу Засыпай, сыночек мой.

Орбайдаң иткен орайда. В колыбельке-баиньке.

Оолғым полып син öссең, Когда вырастешь большой,

Орайбын тiбе хачан даа. Не говори - маленький.

Во многих колыбельных песнях есть оберег - от сглаза, болезни, горя.
Поэтому в них часты обращения к силам природы солнцу, дождю, ветру, способных, по представлению пестуньи, уберечь ребенка от беды. Чаще всего в роли живых существ выступают Сон, Угомон, Дрёма, Покой - добрые спутники тишины, сладкого отдыха.

Аи, люли, люли, Упокой тебя возьми,
Упокой дорогой, Глазки ангельски закрой.

В колыбельных песнях также появляются существа, мешающие младенцу спать, и их непременно надо «прогнать». Персонажами - «вредителями» часто становятся старик Бабай или бука. На первый взгляд может показаться, что эти пугающие мифологические существа должны нагнать страх на ребенка:

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя бука прогоню,
Поди, бука, хоть куда,
Моего Ваню не тревожь.

Но присутствие рядом близкого человека, способного защитить, уберечь, не дать обидеть, действует на ребенка успокоительно.

Хара пастығ оолғычам Зыбка качается, баю-бай!

Орайда чадып чайхалча. Черноголовый засыпай.

Хазың ағастың салаазы чiли, У березы веточек сколько-

Харындастығ полғайзың. Будет у тебя братьев столько.


Баю-баюшки, родной, Узу, узу, палачағым,

Глазки сонные закрой. Уйғуң асса, усхунғайзың.

Жизнь большую проживешь, Узах чорыхтығ поларзың.

Все дороги обойдешь. Узах часты чазаайзың.

Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем «усыпить и  успокоить». «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф», - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.  Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более нежными и добрыми.



Заключение

Среди учащихся 6-9 классов нашей школы было проведено анкетирование с целью выяснения: нужны ли колыбельные песни в наше время?

В анкетировании участвовало 35 человек.

Колыбельные песни нужны – 28 человек;

Колыбельные песни не нужны – 7 человек;

На следующий вопрос анкеты: Поют ли в вашей семье колыбельные песни и кто поёт?

Поют – 22 человека; Бабушки – 14; Мамы – 7; Папы – 1;

Не поют – 13 человек;

Какие колыбельные песни поют в вашей семье?

Ответили 22 учащихся, как пример были приведены:

«…придет серенький волчок и ухватит за бочок» - 20 человек;

« Спят усталые игрушки…» - 18 человек;

В процессе анкетирования было выявлено, что в наше время колыбельные песни нужны, но современные мамы, бабушки их не знают. Самой колыбели, как предмета, в доме нет. Мамы укладывают детей в кроватки или укачивают в коляске. В связи с утратой родного языка в хакасских семьях, были утрачены и колыбельные песни, а если в семье и поют, то на русском языке.

Колыбельные песни - это традиционный фольклорный жанр, объединяющий народ в едином потоке и ритме дыхания, в общих народных надеждах. Эти песни не подвластны времени, их пели всем детям вне зависимости от национальности, знатности и богатства. Слушая колыбельные, малыш не только чувствует близость родного человека, а знакомиться с окружающим миром и получает первые уроки родного языка.



Литература:


    1. Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 197 с.

    2. Бутанаев В.Я. «Народные праздники Хакасии» Абакан-1999.

    3. Абдина Е.А. «Родился человек» Абакан -1994 .

    4. Кышпанакова О.Н. «Баюшки – баю» Абакан- 1995.

    5. Катаева Н.В. «Серебряные звоночки» Абакан -1995.

    6. Белов В. И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1982.

    7. Русский фольклор. Состав. В.Аникина, М.: Художественная

литература, 1985.





















8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!