Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Алексеевка
муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «29» 08. 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _________/А.Р. Хусаинова/ «___»_______20_____г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________/А.Н.Мартынов/ Приказ №-312 -ОД от «31» 08. 2022г. |
Контрольно-оценочные материалы
по предмету «Русский язык»
для 3 класса
Уфимский район, 2022г.
Контрольно-измерительные материалы
по русскому языку за 3 класс
Критерии оценивания
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
*существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
*отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
*употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
*неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
*незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Входной контроль. Диктант
Осенний лес
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. До свидания, журавли!
Грамматические задания:
В 3 предложении обозначить части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. (Грибами – гриб, лесной – лес)
Контрольный диктант за I четверть
Зимний вечер
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки.
Слова для справок: короток, повис, появилась.
Грамматические задания:
В четвертом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. (Появилась луна.)
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. (Ногами – ноги, огонь – огненный)
Контрольный диктант за I полугодие
Синички
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелетные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хорошая птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Грамматическое задание:
Разобрать слова по составу: хвостик, грудка, шапочка, клювик.
В первом предложении подчеркнуть главные члены, обозначьте части речи. (Стоит денёк.)
Контрольный диктант за III четверть
На охоте
Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч.
У леса нас встретил егерь - лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. Долго мы ждали удачи. И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
Грамматические задания:
Выпишите три имени существительных, оканчивающихся на шипящие согласные. Обозначьте орфограмму. (Луч, рожь, чиж)
Обозначьте грамматическую основу.
I вариант - в третьем предложении (Дорога шла.), II вариант - в пятом предложении (Пробежала мышь.).
Итоговый контрольный диктант
Соловьиная песня
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился весёлой трелью. Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.
По Г.Скребицкому
Слова для справок: щёлкнул, снова
Сделать звуко-буквенный разбор слов: солнце – 1 вариант, поёт – 2 вариант.
Выписать и сделать разбор слов как части речи: одного существительного.