СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинаторные задачи

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комбинаторные задачи»

Комбинаторные задачи

Комбинаторные задачи

Примеры комбинаторных задач. В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются подобные задачи, называют комбинаторикой.

Примеры комбинаторных задач.

  • В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются подобные задачи, называют комбинаторикой.
 Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare , которое означает «соединять, сочетать».  Методы комбинаторики находят широкое применение в физике, химии, биологии, экономике и других областях знаний.
  • Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare , которое означает «соединять, сочетать».
  • Методы комбинаторики находят широкое применение в физике, химии, биологии, экономике и других областях знаний.
Рассмотрим некоторые комбинаторные задачи. Пример 1 . Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека – Антонов, Григорьев, Сергеев и Федоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях.  Сколько существует вариантов выбора этой пары?

Рассмотрим некоторые комбинаторные задачи.

  • Пример 1 . Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека – Антонов, Григорьев, Сергеев и Федоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях.
  • Сколько существует вариантов выбора этой пары?
Решение: Составим сначала все пары, в которые входит Антонов. Получим 3 пары: АГ,АС,АФ. Выпишем пары, в которые входит Григорьев, но не входит Антонов. Таких пар две: ГС,ГФ. Составим пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев. Такая пара только одна: СФ. Других вариантов составления пар нет, так как все пары, в которые входит Федоров уже составлены. Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,  ГС,ГФ,  СФ.

Решение:

  • Составим сначала все пары, в которые входит Антонов. Получим 3 пары: АГ,АС,АФ.
  • Выпишем пары, в которые входит Григорьев, но не входит Антонов. Таких пар две: ГС,ГФ.
  • Составим пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев. Такая пара только одна: СФ.
  • Других вариантов составления пар нет, так как все пары, в которые входит Федоров уже составлены.
  • Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,

ГС,ГФ,

СФ.

Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,  ГС,ГФ,  СФ. Значит, всего существует 6 вариантов выбора тренером пары теннисистов из данной группы. Способ рассуждений, которым мы воспользовались при решении задачи, называют  перебором возможных вариантов.
  • Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,

ГС,ГФ,

СФ.

Значит, всего существует 6 вариантов выбора тренером пары теннисистов из данной группы.

Способ рассуждений, которым мы воспользовались при решении задачи, называют перебором возможных вариантов.

Пример 2. Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7 , используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

Пример 2.

  • Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7 , используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
Решение: Пусть на первом месте стоит цифра 1.  На втором месте может быть записана любая из цифр 3,5 или 7 . Запишем, например, на втором месте цифру 3. Тогда в качестве третьей цифры можно взять 5 или 7. Получим два числа 135 и 137.  1  3  5 7

Решение:

  • Пусть на первом месте стоит цифра 1.
  • На втором месте может быть записана любая из цифр 3,5 или 7 . Запишем, например, на втором месте цифру 3.
  • Тогда в качестве третьей цифры можно взять 5 или 7. Получим два числа 135 и 137.
  • 1
  • 3
  • 5 7
2) Если на втором месте записать цифру 5, то в качестве третьей цифры можно взять цифру 3 или 7. В этом случае получим числа 153 и 157. Если же, наконец, на втором месте записать цифру 7, то получим числа 173 и 175.  1  3 5 7  5 7 3 7 3 5 Итак, мы составили все числа, которые начинаются с цифры 1. Таких чисел шесть:  135, 137, 153, 157, 173, 175.
  • 2) Если на втором месте записать цифру 5, то в качестве третьей цифры можно взять цифру 3 или 7. В этом случае получим числа 153 и 157.
  • Если же, наконец, на втором месте записать цифру 7, то получим числа 173 и 175.
  • 1
  • 3 5 7
  • 5 7 3 7 3 5
  • Итак, мы составили все числа, которые начинаются с цифры 1. Таких чисел шесть:

135, 137, 153, 157, 173, 175.

Аналогичным способом можно составить числа, которые начинаются с цифры 3 , с цифры 5 , с цифры 7 . Полученные результаты запишем в четыре строки, в каждой из которых шесть чисел: 135, 137, 153, 157, 173, 175.  315, 317, 351, 357, 371, 375,  513, 517, 531, 537, 571, 573,  713, 715, 731, 735, 751, 753. Таким образом из цифр 1,3,5,7 (без повторения цифр) можно составить 24 трехзначных числа.
  • Аналогичным способом можно составить числа, которые начинаются с цифры 3 , с цифры 5 , с цифры 7 .
  • Полученные результаты запишем в четыре строки, в каждой из которых шесть чисел:
  • 135, 137, 153, 157, 173, 175.

315, 317, 351, 357, 371, 375,

513, 517, 531, 537, 571, 573,

713, 715, 731, 735, 751, 753.

Таким образом из цифр 1,3,5,7 (без повторения цифр) можно составить 24 трехзначных числа.

Проведенный перебор вариантов проиллюстрирован на схеме.  Такую схему называют деревом возможных вариантов.

Проведенный перебор вариантов проиллюстрирован на схеме. Такую схему называют деревом возможных вариантов.

Второй способ решения. Ответить на поставленный вопрос в задаче можно не выписывая сами числа.  То есть путем рассуждения. Первую цифру можно выбрать четырьмя способами. Так как после выбора первой цифры останутся три, то вторую цифру можно выбрать тремя способами. Наконец, третью цифру можно выбрать( из оставшихся двух) уже двумя способами.

Второй способ решения.

  • Ответить на поставленный вопрос в задаче можно не выписывая сами числа.

То есть путем рассуждения.

  • Первую цифру можно выбрать четырьмя способами.
  • Так как после выбора первой цифры останутся три, то вторую цифру можно выбрать тремя способами.
  • Наконец, третью цифру можно выбрать( из оставшихся двух) уже двумя способами.
Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2, т.е. 24 . Отвечая на поставленный вопрос в задаче , мы использовали, так называемое  комбинаторное правило умножения.
  • Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2, т.е. 24 .
  • Отвечая на поставленный вопрос в задаче , мы использовали, так называемое комбинаторное правило умножения.
Общий вид комбинаторного правила умножения . Пусть имеется n элементов и требуется выбрать один за другим некоторые k элементов. Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать из оставшихся элементов n2 способами, затем третий элемент – n3 способами и т.д., то число способов , которыми могут быть выбраны все k элементов, равно произведению n1· n2· n3· …nk.

Общий вид комбинаторного правила умножения .

  • Пусть имеется n элементов и требуется выбрать один за другим некоторые k элементов.
  • Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать из оставшихся элементов n2 способами, затем третий элемент – n3 способами и т.д., то число способов , которыми могут быть выбраны все k элементов, равно произведению n1· n2· n3· …nk.
Пример 3. Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги . Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани.  Сколькими способами они могут выбрать маршрут ?

Пример 3.

  • Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги .

Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани.

Сколькими способами они могут выбрать маршрут ?

Решение. Путь из А в В туристы могут выбрать двумя способами. Далее в каждом случае они могут проехать из В в С тремя способами. Значит, имеются 2 · 3 вариантов маршрута из А в С. Так как из города С на пристань можно попасть двумя способами, то всего существует  2 · 3 · 2, т.е. 12, способов   выбора туристами маршрута из города А к пристани.
  • Решение.
  • Путь из А в В туристы могут выбрать двумя способами. Далее в каждом случае они могут проехать из В в С тремя способами. Значит, имеются 2 · 3 вариантов маршрута из А в С. Так как из города С на пристань можно попасть двумя способами, то всего существует

2 · 3 · 2, т.е. 12, способов

выбора туристами маршрута из города А к пристани.

Задача 1.   В кафе предлагают два первых блюда:  борщ, рассольник –  и четыре вторых блюда:  гуляш, котлеты, сосиски, пельмени . Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.

Задача 1.

  • В кафе предлагают
  • два первых блюда:

борщ, рассольник –

и четыре вторых блюда:

гуляш, котлеты, сосиски, пельмени . Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.

  • Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.
Решение:  Обед   Борщ  Рассольник  Гуляш  Гуляш  Котлеты  Котлеты  Сосиски  Сосиски  Пельмени  Пельмени Ответ:2*4=8 вариантов

Решение:

Обед

Борщ

Рассольник

Гуляш

Гуляш

Котлеты

Котлеты

Сосиски

Сосиски

Пельмени

Пельмени

Ответ:2*4=8 вариантов

Задача 2. У Ирины 5 подруг: Вера,  Зоя,  Марина,  Полина  и Светлана.  Она решила двух из них пригласить в кино. Укажите все возможные варианты выбора подруг.  Сколько таких вариантов?

Задача 2.

  • У Ирины 5 подруг:

Вера,

Зоя,

Марина,

Полина

и Светлана.

Она решила двух из них пригласить в кино.

Укажите все возможные варианты выбора подруг.

Сколько таких вариантов?

П олина М арина С вета Решение В ера З оя Составим  сначала все пары, в которые входит Вера . Получим 4 пары . ВЗ, ВМ, ВП, ВС Выпишем теперь пары, в которые входит Зоя, но не входит Вера.  ЗМ, ЗП, ЗС Таких пар три . Далее составим пары, в которые входит Марина, но не входят Вера и Зоя. МП, МС Их две . Далее составим пары, в которые входит Полина. Еще одна пара ПС Всего существует 4+3+2+1=10 Ответ:10 вариантов

П олина

М арина

С вета

Решение

В ера

З оя

Составим сначала все пары, в которые входит Вера .

Получим 4 пары .

ВЗ, ВМ, ВП, ВС

Выпишем теперь пары, в которые входит Зоя, но не входит Вера.

ЗМ, ЗП, ЗС

Таких пар три .

Далее составим пары, в которые входит Марина, но не входят Вера и Зоя.

МП, МС

Их две .

Далее составим пары, в которые входит Полина.

Еще одна пара

ПС

Всего существует 4+3+2+1=10

Ответ:10 вариантов

Задача 3. Используя цифры 0,1,3,5, составьте все возможные трёхзначные числа , в которых цифры не повторяются.

Задача 3.

  • Используя цифры 0,1,3,5, составьте все возможные трёхзначные числа , в которых цифры не повторяются.
Решение . 1м 1 3 5 2м 0 3 5 аналогично 3м 3 5 0 5 0 3 Если на первом месте стоит цифра 1, то возможны шесть вариантов чисел: 103, 105, 130, 135, 150, 153. Аналогичные рассуждения проводятся, если на первом месте будет стоять цифра  3 или 5. Значит, существует 3 х 6 = 18 трехзначных чисел, в которых цифры 0,1,3,5 не повторяются.  Овет:18 трехзначных чисел

Решение .

  • 1м 1 3 5
  • 2м 0 3 5 аналогично
  • 3м 3 5 0 5 0 3
  • Если на первом месте стоит цифра 1, то возможны шесть вариантов чисел: 103, 105, 130, 135, 150, 153.
  • Аналогичные рассуждения проводятся, если на первом месте будет стоять цифра 3 или 5.
  • Значит, существует 3 х 6 = 18 трехзначных чисел, в которых цифры 0,1,3,5 не повторяются.

Овет:18 трехзначных чисел

Задача 4. В шахматном турнире участвуют 9 человек. Каждый из них сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно?

Задача 4.

  • В шахматном турнире участвуют 9 человек. Каждый из них сыграл с каждым по одной партии.
  • Сколько всего партий было сыграно?
Решение. * * * * * * * * * ( способ перебора)  1 2 3 4 5 6 7 8 9 Первый с 8 – ю, второй с 7 – ю, третий с 6-ю, четвертый с 5-ю, пятый с 4 - мя, шестой с 3 – мя, седьмой с 2 – мя, восьмой с 1-м. Всего 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36 партий было сыграно. Ответ: 36 партий.

Решение.

  • * * * * * * * * * ( способ перебора)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Первый с 8 – ю, второй с 7 – ю, третий с 6-ю, четвертый с 5-ю, пятый с 4 - мя, шестой с 3 – мя, седьмой с 2 – мя, восьмой с 1-м.

Всего 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36 партий было сыграно.

Ответ: 36 партий.

Задача 5. Из цифр 1,2,3 составьте все возможные двузначные числа при условии, что: а) цифры в числе не повторяются; б) допускается повторение цифр в числе.

Задача 5.

  • Из цифр 1,2,3 составьте все возможные двузначные числа при условии, что:
  • а) цифры в числе не повторяются;
  • б) допускается повторение цифр в числе.
Итог: Комбинаторные задачи решаются тремя способами: 1)с помощью простого перебора; 2) с помощью дерева возможных  вариантов; 3) по правилу умножения. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.  Выбор решения за вами !

Итог:

  • Комбинаторные задачи решаются тремя способами:
  • 1)с помощью простого перебора;
  • 2) с помощью дерева возможных
  • вариантов;
  • 3) по правилу умножения.
  • У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
  • Выбор решения за вами !
Домашнее задание: Изучить п. 30 Решить № 716 (перебор), №720 (дерево), №727 (умножение).

Домашнее задание:

  • Изучить п. 30
  • Решить № 716 (перебор), №720 (дерево), №727 (умножение).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!