Комбинаторные задачи
Примеры комбинаторных задач.
- В науке и практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются подобные задачи, называют комбинаторикой.
- Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова combinare , которое означает «соединять, сочетать».
- Методы комбинаторики находят широкое применение в физике, химии, биологии, экономике и других областях знаний.
Рассмотрим некоторые комбинаторные задачи.
- Пример 1 . Из группы теннисистов, в которую входят четыре человека – Антонов, Григорьев, Сергеев и Федоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях.
- Сколько существует вариантов выбора этой пары?
Решение:
- Составим сначала все пары, в которые входит Антонов. Получим 3 пары: АГ,АС,АФ.
- Выпишем пары, в которые входит Григорьев, но не входит Антонов. Таких пар две: ГС,ГФ.
- Составим пары, в которые входит Сергеев, но не входят Антонов и Григорьев. Такая пара только одна: СФ.
- Других вариантов составления пар нет, так как все пары, в которые входит Федоров уже составлены.
- Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,
ГС,ГФ,
СФ.
- Итак, мы получили 6 пар: АГ,АС,АФ,
ГС,ГФ,
СФ.
Значит, всего существует 6 вариантов выбора тренером пары теннисистов из данной группы.
Способ рассуждений, которым мы воспользовались при решении задачи, называют перебором возможных вариантов.
Пример 2.
- Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1,3,5,7 , используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
Решение:
- Пусть на первом месте стоит цифра 1.
- На втором месте может быть записана любая из цифр 3,5 или 7 . Запишем, например, на втором месте цифру 3.
- Тогда в качестве третьей цифры можно взять 5 или 7. Получим два числа 135 и 137.
- 1
- 3
- 5 7
- 2) Если на втором месте записать цифру 5, то в качестве третьей цифры можно взять цифру 3 или 7. В этом случае получим числа 153 и 157.
- Если же, наконец, на втором месте записать цифру 7, то получим числа 173 и 175.
- 1
- 3 5 7
- 5 7 3 7 3 5
- Итак, мы составили все числа, которые начинаются с цифры 1. Таких чисел шесть:
135, 137, 153, 157, 173, 175.
- Аналогичным способом можно составить числа, которые начинаются с цифры 3 , с цифры 5 , с цифры 7 .
- Полученные результаты запишем в четыре строки, в каждой из которых шесть чисел:
- 135, 137, 153, 157, 173, 175.
315, 317, 351, 357, 371, 375,
513, 517, 531, 537, 571, 573,
713, 715, 731, 735, 751, 753.
Таким образом из цифр 1,3,5,7 (без повторения цифр) можно составить 24 трехзначных числа.
Проведенный перебор вариантов проиллюстрирован на схеме. Такую схему называют деревом возможных вариантов.
Второй способ решения.
- Ответить на поставленный вопрос в задаче можно не выписывая сами числа.
То есть путем рассуждения.
- Первую цифру можно выбрать четырьмя способами.
- Так как после выбора первой цифры останутся три, то вторую цифру можно выбрать тремя способами.
- Наконец, третью цифру можно выбрать( из оставшихся двух) уже двумя способами.
- Следовательно, общее число искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2, т.е. 24 .
- Отвечая на поставленный вопрос в задаче , мы использовали, так называемое комбинаторное правило умножения.
Общий вид комбинаторного правила умножения .
- Пусть имеется n элементов и требуется выбрать один за другим некоторые k элементов.
- Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать из оставшихся элементов n2 способами, затем третий элемент – n3 способами и т.д., то число способов , которыми могут быть выбраны все k элементов, равно произведению n1· n2· n3· …nk.
Пример 3.
- Из города А в город В ведут две дороги, из города В в город С – три дороги, из города С до пристани – две дороги .
Туристы хотят проехать из города А через города В и С к пристани.
Сколькими способами они могут выбрать маршрут ?
- Путь из А в В туристы могут выбрать двумя способами. Далее в каждом случае они могут проехать из В в С тремя способами. Значит, имеются 2 · 3 вариантов маршрута из А в С. Так как из города С на пристань можно попасть двумя способами, то всего существует
2 · 3 · 2, т.е. 12, способов
выбора туристами маршрута из города А к пристани.
Задача 1.
- В кафе предлагают
- два первых блюда:
борщ, рассольник –
и четыре вторых блюда:
гуляш, котлеты, сосиски, пельмени . Укажите все обеды из двух блюд, которые может заказать посетитель.
- Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов.
Решение:
Обед
Борщ
Рассольник
Гуляш
Гуляш
Котлеты
Котлеты
Сосиски
Сосиски
Пельмени
Пельмени
Ответ:2*4=8 вариантов
Задача 2.
Вера,
Зоя,
Марина,
Полина
и Светлана.
Она решила двух из них пригласить в кино.
Укажите все возможные варианты выбора подруг.
Сколько таких вариантов?
П олина
М арина
С вета
Решение
В ера
З оя
Составим сначала все пары, в которые входит Вера .
Получим 4 пары .
ВЗ, ВМ, ВП, ВС
Выпишем теперь пары, в которые входит Зоя, но не входит Вера.
ЗМ, ЗП, ЗС
Таких пар три .
Далее составим пары, в которые входит Марина, но не входят Вера и Зоя.
МП, МС
Их две .
Далее составим пары, в которые входит Полина.
Еще одна пара
ПС
Всего существует 4+3+2+1=10
Ответ:10 вариантов
Задача 3.
- Используя цифры 0,1,3,5, составьте все возможные трёхзначные числа , в которых цифры не повторяются.
Решение .
- 1м 1 3 5
- 2м 0 3 5 аналогично
- 3м 3 5 0 5 0 3
- Если на первом месте стоит цифра 1, то возможны шесть вариантов чисел: 103, 105, 130, 135, 150, 153.
- Аналогичные рассуждения проводятся, если на первом месте будет стоять цифра 3 или 5.
- Значит, существует 3 х 6 = 18 трехзначных чисел, в которых цифры 0,1,3,5 не повторяются.
Овет:18 трехзначных чисел
Задача 4.
- В шахматном турнире участвуют 9 человек. Каждый из них сыграл с каждым по одной партии.
- Сколько всего партий было сыграно?
Решение.
- * * * * * * * * * ( способ перебора)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Первый с 8 – ю, второй с 7 – ю, третий с 6-ю, четвертый с 5-ю, пятый с 4 - мя, шестой с 3 – мя, седьмой с 2 – мя, восьмой с 1-м.
Всего 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36 партий было сыграно.
Ответ: 36 партий.
Задача 5.
- Из цифр 1,2,3 составьте все возможные двузначные числа при условии, что:
- а) цифры в числе не повторяются;
- б) допускается повторение цифр в числе.
Итог:
- Комбинаторные задачи решаются тремя способами:
- 1)с помощью простого перебора;
- 2) с помощью дерева возможных
- вариантов;
- 3) по правилу умножения.
- У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
Домашнее задание:
- Изучить п. 30
- Решить № 716 (перебор), №720 (дерево), №727 (умножение).