2. Изучение нового материала Сегодня мы переходим к изучению новой главы «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». Для начала отметим, что существует класс задач, требующих составления различных комбинаций из элементов и подсчета этих комбинаций. Эти задачи носят название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором эти задачи рассматриваются, называется комбинаторикой. Запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока: «Примеры комбинаторных задач». Рассмотрим с вами несколько примеров (условия задачи записывайте в тетрадях). Задача 1. В соревнованиях по легкой атлетике участвуют 4 спортсмена: Иванов, Сидоров, Петров, Григорьев. Сколькими способами можно выбрать пару спортсменов для участия в забеге? Давайте попробуем составить все возможные пары из этих четырех человек. Для краткости будем обозначать спортсменов первой буквой их фамилии. Для начала составим пары, в которые входит Иванов (И): ИС, ИП, ИГ. Теперь все пары, в которые входит Сидоров (С): СП, СГ. Заметьте, что пару СИ мы не учитываем, т.к. её уже называли ранее. Аналогично составляем пары с Петровым (П), в которых его ранее не было: ПГ. Как можем заметить, для Григорьева (Г) уже перечислены все возможные пары. Таким образом, существует 6 способов выбрать пару участников забега. Задача 2. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 2, 5, 6, 9 так, чтобы в записи чисел не было повторяющихся цифр (пример: 56, 69, 96). Давайте решим эту задачу, построив дерево возможных вариантов. Строим дерево совместно с учениками. Так как первую цифру числа можно выбрать одной из имеющихся в начальном наборе, то на первом уровне дерева разместим все цифры, которые имеются у нас в наличии. Вторую цифру числа нам придется выбирать из оставшихся в наборе цифр. Например, если первая цифра числа – 2, то второй цифрой может быть либо 5, либо 6, либо 9. Аналогично и для других цифр. Искомое количество чисел можно найти, подсчитав количество «листьев» дерева – элементов, от которых не идут ответвления. В данном случае листьев у дерева 12, следовательно, и двузначных цифр, удовлетворяющих условию задачи, также 12. Задача 3. В 9 классе изучается 10 предметов. Во вторник должны быть проведены 6 различных уроков. Сколькими способами можно составить расписание на вторник? В данной задаче рассуждать будем следующим образом: первым уроком может один из 10 предметов, тогда вторым – один из 9 оставшихся после выбора первого, третьим – один из 8 оставшихся после выбора первого и второго уроков и т. д. Тогда искомое количество способов можно получить так: N = 10*9*8*7*6*5 = 151200 способов. Этот ответ мы получили, используя комбинаторное правило умножения. Запишите его для общего случая: (запись представлена справа). | (Записывают тему урока) (Записывают условие и решение) Задача 1. В соревнованиях по легкой атлетике участвуют 4 спортсмена: Иванов, Сидоров, Петров, Григорьев. Сколькими способами можно выбрать пару участников для участия в забеге? Решение: Составляем всевозможные пары: ИС, ИП, ИГ. СП, СГ. ПГ. Ответ: 6 способов. Задача 2. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 2, 5, 6, 9 так, чтобы в записи чисел не было повторяющихся цифр (пример: 56, 69, 96). Решение:  Ответ: 12 чисел. Задача 3. В 9 классе изучается 10 предметов. Во вторник должны быть проведены 6 различных уроков. Сколькими способами можно составить расписание на вторник? Решение. 1-ый урок можно выбрать 10 способами. 2-й урок можно выбрать 9 способами. 3-й урок – 8 способами и т.д. Тогда N = 10*9*8*7*6*5 = 151200 способов. Ответ: 151200 способов. (Записывают в тетрадях) Комбинаторное правило умножения. Пусть имеется n элементов и требуется выбрать из них один за другим k элементов. Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать из оставшихся n2 способами и т. д., то число способов, которыми могут быть выбраны все k элементов, равно n1*n2*n3*…*nk. |
3. Закрепление изученного материала Теперь перейдем к решению задач. № 714 В кафе предлагают два первых блюда: борщ, рассольник – и четыре вторых блюда: гуляш, котлеты, сосиски, пельмени. Укажите все обеды из первого и второго блюд, которые может заказать посетитель. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов. № 716 Стадион имеет четыре входа: A, B, C, D. Укажите все возможные способы, какими посетитель может войти через один вход, а выйти через другой. Сколько таких вариантов? № 718 (а) Составьте все возможные двузначные числа из цифр 1, 6, 8, используя в записи числа каждую из них не более одного раза. № 719 (б) (самостоятельно с последующей проверкой) Из цифр 1, 2, 3 составьте все возможные двузначные числа при условии, что допускается повторение цифр в числе. № 721 В шахматном турнире играют 9 человек. Каждый из них сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий было сыграно? | (Оформляют решение задач в тетради; у доски при решении примеров также работают учащиеся). № 714 Первые блюда: Борщ (Б), Рассольник (Р). Вторые блюда: Гуляш (Г), Котлеты (К), Сосиски (С), Пельмени (П). Комбинации с Б: БГ, БК, БС, БП. Комбинации с Р: РГ, РК, РС, РП. Дерево возможных вариантов.  № 716 Комбинации с входом A: AB, AC, AD. Комбинации с входом B: BA, BC, BD. Комбинации с входом C: CA, CB, CD. Комбинации с входом D: DA, DB, DC. Всего комбинаций 4*3=12. Ответ: 12 вариантов. № 718 Двузначные числа со старшим разрядом 1: 16, 18. Двузначные числа со старшим разрядом 6: 61, 68. Двузначные числа со старшим разрядом 8: 81, 86. № 719 Двузначные числа со старшим разрядом 1: 11, 12, 13. Двузначные числа со старшим разрядом 2: 21, 22, 23. Двузначные числа со старшим разрядом 3: 31, 32, 33. № 721 Первый участник сыграет с остальными 8 партий. Второй участник уже сыграл одну партию с первым, = он отыграет еще 7 партий. Третий участник уже сыграл две партии с первым и вторым, = он отыграет еще 6 партий. И т. д. Таким образом, получаем N=8+7+6+5+4+3+2+1=36 партий. Ответ: 36 партий. |