СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Примеры решения комбинаторных задач»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Целью данного урока является выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными мотодами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Примеры решения комбинаторных задач»»

Дата 16.03

Разработка урока алгебры в 9 классе

«Примеры решения комбинаторных задач»

Цель урока: выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными методами; показать учащимся с помощью задач, что шанс выиграть в лотереях и на игральных автоматах очень мал.

Задачи урока:

1. Закрепление знаний учащихся по изученным темам.

2. Развитие навыков комбинаторного мышления учащихся.

3. Воспитание творческого подхода к решению задач.

4. Развитие математических компетенций.

Результаты урока.

Учащиеся должны иметь представление:

- об основных законах комбинаторики - правиле умножения и правиле сложения;

- о перестановках и перестановках с повторениями;

- о размещениях;

- о сочетаниях;

- о факториале.

уметь:

- подсчитать количество перестановок;

- использовать правила сложения и умножения при решении задач;

- подсчитать количество размещений из n предметов по m;

- отличить сочетания от перестановок и подсчитать количество сочетаний;

- знать, что такое факториал;

- уметь на практике применять полученные знания.

Оборудование: карточки разноуровневые, компьютер, презентации PowerPoint, мультимедийное оборудование, пульты обратной связи, система тестирования MimioStudio.



Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким
Уордсворд

Ход урока.

Перед началом урока класс разбивается на 3 разноуровневые группы (сильные средние, слабые). Это так называемые три команды.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни открытого урока

Ни диктанта, ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх.

Я держу себя в руках.






Глубоко вдохните и выдохните. Мы начинаем. И я хочу, чтобы сегодняшний наш урок математики стал для вас не просто уроком, а настоящим праздников, на котором у вас будет возможность показать свои знания и узнать что-то новое. (слайд 1)

Сегодня утром я решила позвонить на метеостанцию, чтобы выяснить температуру, но не смогла вспомнить последовательность трех последних цифр. Помня лишь, что это цифры 3, 7 и 9, я набрала первые две цифры, которые знала и наугад комбинацию из цифр 3, 7, 9. Сколько человек я разбудила, если только последний звонок был удачным?

Р3=3!=3·2·1=6.

Итак, это, конечно, шутка. Но скажите, знания каких предметов вам понадобилось для ответа на мои вопросы? ( Комбинаторики). (слайд 2)

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций можно составить из заданных объектов.

1 этап. Обобщение знаний. (слайд 3)

А начинаем мы с вами каждый наш урок математики с устного счета!

- Вычислите устно: 3!, 5!, 6!: 4!, 5!:3! - Верно ли что: 7! = 7*6!, 8! = 4!*2! - Важен ли порядок в следующих выборках: а)старосты класса и его заместителя б) 6 человек останутся убирать класс в) 2 серии из просмотра нового многосерийного фильма. Целеполагание. Ребята, скажите, какие задачи мы сейчас решали? (комбинаторные). Тогда какова будет сегодняшняя тема урока (Решение комбинаторных задач). А если точнее – Примеры комбинаторных задач. Давайте поставим цели нашего урока (повторить правила решения комбинаторных задач и закрепить их на практике.) Молодцы!

II этап. Основные понятия и формулы комбинаторики

Давайте вспомним основные правила и формулы, которые нам нужны для решения комбинаторных задач. (Слайд 4)

а) Что называется размещением и по какой формуле оно вычисляется?

б) Что называется перестановкой и по какой формуле оно вычисляется?

в) Что называется сочетанием и по какой формуле оно вычисляется?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и записывают формулы на доске и в тетради.




Перестановки

Размещения

Сочетания

n элементов

n клеток

n элементов

k клеток

n элементов

k клеток

Порядок имеет значение

Порядок имеет значение

Порядок не имеет значения



III этап. Разбор и решение задач.

Давайте все с вами вспомним известную басню Крылова «Квартет» (слайд 5)

( Учащиеся просматривают отрывок мультфильма «Квартет») .

А теперь у меня к вам такой вопрос:

Сколько времени будут пересаживаться герои, если одна пересадка занимает 1 минуту?

Какие способы решения этой задачи можно рассмотреть.

Учащиеся показывают, то данную задачу можно решить деревом вариантов и с помощью формулы перестановок.( слайд 6-7).

Следующая занимательная задача (слайд 8-9)

Десять студентов решили пообедать в кафе, но места за столом не были назначены заранее, между ними возник спор, как лучше разместиться за столом.

Хозяин кафе предложил им попробовать все возможности и пообещал, что начиная с того дня, когда закончатся все возможные способы размещения, он будет кормить их в кафе бесплатно. Студенты обрадовались и заключили договор.

Через сколько времени, они получат бесплатный обед?

Решение:

P = 1 · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 7 · 8 · 9 · 10 =

= 3 628 800 (дней) ≈ 9 942 (лет).

Если кушать 3 раза в день,

то можно потратить 3 314 лет.

Ответ: через 3 314 лет студенты получат бесплатный обед.


IV этап. Закрепление.

- Разбор задач в КИМах, вариант 1 – 8, задание №19, по учебники ОГЭ под редакцией И.В. Ященко.

VII этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Домашнее задание: Подобрать задачи, включающие в себя ситуации, когда человек оказывается в затруднительном положении, выйти из которого позволяет знание формул комбинаторики.

Решить задание №19, вариант 8 – 15 по учебники ОГЭ под редакцией И.В. Ященко.