Открытый урок алгебры в 9-м классе по теме
"Примеры комбинаторных задач"
Цели:
Учиться обрабатывать и систематизировать информацию;
Выявить математические закономерности при группировке задач по способам их решения.
Научиться находить удобный способ решения.
Задачи:
Сформировать и закрепить у учащихся навыки решения комбинаторных задач.
Сформировать и закрепить у учащихся умения и навыки работы с учебной литературой.
Воспитать умение выделять наиболее существенные моменты при выборе способа решения задачи; умения делать логические выводы из сравнения и анализа условий задач.
Продолжать развивать самоконтроль и взаимоконтроль, опыт общения при работе в парах.
Совершенствовать навыки решения комбинаторных задач; продолжать подготовку к экзамену в новой форме в процессе планового урока.
Ход урока.
СЛАЙД 1
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Мы начинаем. Сегодня мы отправимся в путешествие, хочется, чтобы сегодня урок математики стал для вас не просто уроком, а настоящим праздников, на котором у вас будет возможность показать свои знания и узнать что-то новое. А начинаем мы с вами наш урок с устного счета!
СЛАЙД 2
Актуализация опорных знаний.
- Вычислите устно: 3!, 5!, 6!: 4!, 5!:3!
- Верно ли что: 7! = 7*6!, 8! = 4!*2!
СЛАЙД 3
- Важен ли порядок в следующих выборках:
а)старосты класса и его заместителя
б) 6 человек останутся убирать класс
в) 2 серии из просмотра нового многосерийного фильма.
Целеполагание. Ребята, скажите, какие задачи мы сейчас решали? (комбинаторные). Тогда какова будет сегодняшняя тема урока (Решение комбинаторных задач). А если точнее – Примеры комбинаторных задач.
СЛАЙД 4
Давайте поставим цели нашего урока (повторить правила решения кобинаторных задач и закрепить их на практике.)
СЛАЙД 5
Молодцы!
Работа по теме урока
А вспоминать и закреплять мы будем, отправившись в путешествие.
Но для начала давайте вспомним, что же рассматривает комбинаторика?
- задачи о количествах различных комбинаций из конечного числа элементов.
Какие приемы решения комбинаторных задач мы знаем?
- Метод перебора
- решение с помощью дерева возможных вариантов
-решение с помощью комбинаторного правила умножения
- решение с помощью таблиц
- решение с помощью графов
Молодцы!.
А теперь мы отправляемся в путешествие по нашей республике, а точнее поедем в жемчужину нашего края- Шереметьевский замок.
- Вы уже бывали в Шереметьевсом замке?
- В каком поселке находится замок?- Юрино
И вот у нас первая задача:
СЛАЙД 6
ЗАДАЧА 1. Наш путь лежит из г. Йошкар-Олы, через п. Озерки в п. Юрино. Чтобы выехать из Йошкар-Олы в Озерки, есть три дороги, из Озерков в Юрино - две. Сколько способов есть у нас, чтобы доехать до Юрино?
- решаем самостоятельно
- какие ответы у вас получились?
- каким методом решал задачу? (3*2=6) Поясни пожалуйста.
Молодцы!
Приехав в Юрино, уставшими и голодными, мы решили покушать в столовой.
СЛАЙД 7
ЗАДАЧА 2. Нам предложили на первое щи или борщ, на второе картофель с котлетой, гуляшом или рыбой, и на третье чай, кофе, компот или напиток. Сколько вариантов обеда нам предложили? (2*3*4=16).
Какими способами можно решить эту задачу (способ переборов, дерево вариантов или правило умножения)
У доски работают трое учащихся.
Покушав, мы отправляемся в гостиницу, чтобы заселиться и отдохнуть.
СЛАЙД 8
ЗАДАЧА 3. Администратор гостиницы сообщает, что номера наших комнат – это трехзначные числа, которые состоят из цифр 1, 2, 3, 4, 5. Сколько возможных вариантов номеров нам могут предложить, при условии, что числа в одном номере не могут повторяться дважды?
Какие способы решения этой задачи существуют?-
Правило комбинаторного умножения(5*4*3=60)
Это размещение – из 5 элементов по 3. формула
СЛАЙД 9
ЗАДАЧА 4. На дверях комнат - кодовые замки. Код состоит из 4 цифр, каждая из которых может повториться. Сколько вариантов кодов существует?(10*10*10*10=10000)
СЛАЙД 10
МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ Мы приехали, покушали и расселились в комнаты, давайте немного отдохнем. Отложим ручки, положим руки на парты и немного расслабимся.
Минутка релаксации. ВИДЕО.
Отдохнули? Давайте глубоко вдохнем, выдохнем, повернем голову направо, налево, повращаем плечами и продолжим наше путешествие.
СЛАЙД 11
ЗАДАЧА 5. Теперь мы планируем с пользой провести время посетить Михайлово-Архангельский монастырь, экскурсию по замку и экскурсию к Женскому озеру, а так-же прогуляться по парку. В какой последовательности могут быть посещены эти места? Сколько здесь будет различных вариантов? (4!=1*2*3*4=24)
Какой метод использовали для решения этой задачи? - В данном случае мы говорим о перестановках. То есть количество перестановок из четырех элементов равно 4 факториал.
ЗАДАЧА 6 .Т.К. на прогулке кто-то может потеряться для вашей группы необходимо выбрать направляющего и замыкающего. Сколькими способами можно выбрать направляющего и замыкающего? (25*24=600)
Какое правило используем для решения этой задачи?- правило умножения
-размещение
СЛАЙД 12
Посмотрели мы все достопримечательности города, отдохнули, и пора возвращаться домой.
ЗАДАЧА 7. Из Юрино до Озерков можно добраться на пароме, автобусе, маршрутном такси и машине, из Озерков в Йошкар-Олу – на машине, автобусе и маршрутном такси. Сколькими способами можно осуществить возвращение домой из Юрино в Йошкар-Олу через Озерки?
4*3=12
ЗАДАЧА 8. Отправляясь в путь на автобусе, в котором свободных мест столько, сколько нас сегодня в классе. Сколько будет вариантов занять места в автобусе?
Какой метод использовали для решения этой задачи? - В данном случае мы говорим о перестановках. То есть количество перестановок из n элементов равно n факториал.
СЛАЙД 13
Д/з № 715, 717, 718(б), 719(а)
4. Самостоятельная работа
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Выберите каждый начало предложения и закончите его.
СЛАЙД 14
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Спасибо за урок.