СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинаторные задачи. Правило умножения.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию "Комбинаторные задачи" надо использовать на уроке обобщении материала в 9 классе. В ней дан алгоритм работы с комбинаторной задачей.

Просмотр содержимого документа
«Комбинаторные задачи. Правило умножения.»

 Тема урока : « Комбинаторные задачи. Правило умножения» Предмет: алгебра Класс: 9 Титульный лист

Тема урока : « Комбинаторные задачи. Правило умножения»

Предмет: алгебра

Класс: 9

Титульный лист

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1) Сформировать умение проводить самоконтроль знания алгоритма решения комбинаторных задач правилом умножения и умения его применять. 2) Тренировать в применении правила умножения при решении комбинаторных задач.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1) Сформировать умение проводить самоконтроль знания алгоритма решения комбинаторных задач правилом умножения и умения его применять.

2) Тренировать в применении правила умножения при решении комбинаторных задач.

ЭТАЛОН Перестановками без повторений из n элементов по n называются такие соединения, которые отличаются друг от друга только порядком расположения элементов .  P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1

ЭТАЛОН

Перестановками без повторений из n элементов по n называются такие соединения, которые отличаются друг от друга только порядком расположения элементов .

P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1

ЭТАЛОН  Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения: - Внимательно прочитать условие задачи. - Выяснить, является ли эта задача комбинаторной задачей без повторения. - Если «да», то необходимо определить количество объектов, принимающих участие в перестановках. - Записать произведение всех чисел в порядке убывания, начиная с наибольшего определенного вами на предыдущем шаге. - Если «нет», то это правило не работает.

ЭТАЛОН

Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения:

- Внимательно прочитать условие задачи.

- Выяснить, является ли эта задача комбинаторной задачей без повторения.

- Если «да», то необходимо определить количество объектов, принимающих участие в перестановках.

- Записать произведение всех чисел в порядке убывания, начиная с наибольшего определенного вами на предыдущем шаге.

- Если «нет», то это правило не работает.

СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИЧИНЫ Выяснить является ли задача с повторением или нет Не внимательно прочитал условие. Незнание определения перестановки без повторения Неправильно определено количество объектов, участвующих в перестановках Непонимание сути задачи Получил неправильный ответ а) вычислительная ошибка; б) умножение на 0; в) плохое знание формулы.

СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ

ЗАТРУДНЕНИЯ

ПРИЧИНЫ

Выяснить является ли задача с повторением или нет

Не внимательно прочитал условие.

Незнание определения перестановки без повторения

Неправильно определено количество объектов, участвующих в перестановках

Непонимание сути задачи

Получил неправильный ответ

а) вычислительная ошибка;

б) умножение на 0;

в) плохое знание формулы.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Задача. Имеется девять различных книг, четыре из которых - учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке? Расставить книги так, чтобы все учебники стояли рядом, не меняя их порядка? Является ли данная задача комбинаторной? Определите количество объектов, участвующих в перестановках. Будет ли отличаться количество объектов, участвующих в перестановках во втором случае? Какую формулу будем использовать в каждом из случаев? РЕШЕНИЕ: Количество объектов равно девяти: 9 · 8 ·7 · 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 362880 Учебники рассматриваются как один объект. Количество объектов станет равно шести: 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720            Рассуждаем так: будем рассматривать учебники как одну книгу . Тогда на полке надо расставить не девять , а  шесть книг. Это можно 6! способами. Учебники тоже можно менять местами. Это можно сделать 4! способами. Значит, число способов расположения книг на полке равно произведению 6! на 4!.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задача. Имеется девять различных книг, четыре из которых - учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке? Расставить книги так, чтобы все учебники стояли рядом, не меняя их порядка?

Является ли данная задача комбинаторной?

Определите количество объектов, участвующих в перестановках.

Будет ли отличаться количество объектов, участвующих в перестановках во втором случае?

Какую формулу будем использовать в каждом из случаев?

РЕШЕНИЕ:

Количество объектов равно девяти:

9 · 8 ·7 · 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 362880

Учебники рассматриваются как один объект. Количество объектов станет равно шести:

6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720

Рассуждаем так: будем рассматривать учебники как одну книгу . Тогда на полке надо расставить

не девять , а шесть книг. Это можно 6! способами. Учебники тоже можно менять местами. Это можно сделать 4! способами. Значит, число способов расположения книг на полке равно произведению 6! на 4!.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№1 . 5040 1 . В автомашине 7 мест. Сколькими способами семья из 7 человек разместиться в машине? 2. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если за руль садится отец? 3. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если оба родителя сидят рядом, не меняясь местами? 4. В автомашине 7 мест. Сколькими способами разместятся члены семьи, если папа – водитель, а мама сидит рядом? 720 720 120

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№1 .

5040

1 . В автомашине 7 мест. Сколькими способами семья из 7 человек разместиться в машине?

2. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если за руль садится отец?

3. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если оба родителя сидят рядом, не меняясь местами?

4. В автомашине 7 мест. Сколькими способами разместятся члены семьи, если папа – водитель, а мама сидит рядом?

720

720

120

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1 Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений. В ней 7 объектов. 7· 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 5040 Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения. Формула перестановки без повторений Задача 2. Задача с повторением, отец не участвует в перестановках (он водитель). Количество объектов уменьшилось на 1.  Стало 6 объектов. 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720  P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1   Задача 3. Задача с повторением, родители сидят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.  Стало 6 объектов.  6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720 Задача 4. Задача с повторением. Родители не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2. Стало 5 объектов.  5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1

Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений.

В ней 7 объектов.

7· 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 5040

  • Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения.
  • Формула перестановки без повторений

Задача 2. Задача с повторением, отец не участвует в перестановках (он водитель). Количество объектов уменьшилось на 1.

Стало 6 объектов.

6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720

P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1

Задача 3. Задача с повторением, родители сидят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.

Стало 6 объектов.

6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720

Задача 4. Задача с повторением. Родители не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2.

Стало 5 объектов.

5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120

ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИНГА 1. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба. Сколько существует вариантов прохождения видов соревнований? 2. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба .Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег? 3. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если плавание и стрельба следуют друг за другом? 4. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег, а если первым видом будет плавание?

ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИНГА

1. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба. Сколько существует вариантов прохождения видов соревнований?

2. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба .Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег?

3. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если плавание и стрельба следуют друг за другом?

4. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег, а если первым видом будет плавание?

Задача: Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? 24

Задача:

Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине?

24

Задача: Сколькими способами Петя, Вася, Галя, Света и Марина могут сесть так, чтобы Галя и Марина были рядом? 24·2=48

Задача:

Сколькими способами Петя, Вася, Галя, Света и Марина могут сесть так, чтобы Галя и Марина были рядом?

24·2=48

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 1. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание на этот день?  2. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание, чтобы история стояла последней?  3. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание из этих же 6 предметов, если русский язык и литература должны стоять вместе, не меняя их местами?  4. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание , если физика стоит первой, а география последней?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

1. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание на этот день?

2. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание, чтобы история стояла последней?

3. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание из этих же 6 предметов, если русский язык и литература должны стоять вместе, не меняя их местами?

4. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание , если физика стоит первой, а география последней?

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ №2 Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений. В ней 6 объектов.  6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720 Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения. Формула перестановки без повторений Задача 2. Задача с повторением, история не участвует в перестановках (он а последняя). Количество объектов уменьшилось на 1.  Стало 5 объектов.  5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120  P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1   Задача 3. Задача с повторением, два предмета стоят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.  Стало 5 объектов.  5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120 Задача 4. Задача с повторением. Два предмета не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2. Стало 4 объекта  4 · 3 · 2 · 1 = 24

ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ №2

Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений.

В ней 6 объектов.

6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720

  • Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения.
  • Формула перестановки без повторений

Задача 2. Задача с повторением, история не участвует в перестановках (он а последняя). Количество объектов уменьшилось на 1.

Стало 5 объектов.

5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120

P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1

Задача 3. Задача с повторением, два предмета стоят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.

Стало 5 объектов.

5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120

Задача 4. Задача с повторением. Два предмета не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2.

Стало 4 объекта

4 · 3 · 2 · 1 = 24

РЕФЛЕКСИЯ. Какая была цель урока? Те, кто допускал ошибки, при выполнении заданий, какая перед вами стояла цель? Кто из вас достиг цели? Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Какая была цель урока?
  • Те, кто допускал ошибки, при выполнении заданий, какая перед вами стояла цель?
  • Кто из вас достиг цели?

Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ