Тема урока : « Комбинаторные задачи. Правило умножения»
Предмет: алгебра
Класс: 9
Титульный лист
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1) Сформировать умение проводить самоконтроль знания алгоритма решения комбинаторных задач правилом умножения и умения его применять.
2) Тренировать в применении правила умножения при решении комбинаторных задач.
ЭТАЛОН
Перестановками без повторений из n элементов по n называются такие соединения, которые отличаются друг от друга только порядком расположения элементов .
P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1
ЭТАЛОН
Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения:
- Внимательно прочитать условие задачи.
- Выяснить, является ли эта задача комбинаторной задачей без повторения.
- Если «да», то необходимо определить количество объектов, принимающих участие в перестановках.
- Записать произведение всех чисел в порядке убывания, начиная с наибольшего определенного вами на предыдущем шаге.
- Если «нет», то это правило не работает.
СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ
ЗАТРУДНЕНИЯ
ПРИЧИНЫ
Выяснить является ли задача с повторением или нет
Не внимательно прочитал условие.
Незнание определения перестановки без повторения
Неправильно определено количество объектов, участвующих в перестановках
Непонимание сути задачи
Получил неправильный ответ
а) вычислительная ошибка;
б) умножение на 0;
в) плохое знание формулы.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Задача. Имеется девять различных книг, четыре из которых - учебники. Сколькими способами можно расставить эти книги на полке? Расставить книги так, чтобы все учебники стояли рядом, не меняя их порядка?
Является ли данная задача комбинаторной?
Определите количество объектов, участвующих в перестановках.
Будет ли отличаться количество объектов, участвующих в перестановках во втором случае?
Какую формулу будем использовать в каждом из случаев?
РЕШЕНИЕ:
Количество объектов равно девяти:
9 · 8 ·7 · 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 362880
Учебники рассматриваются как один объект. Количество объектов станет равно шести:
6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720
Рассуждаем так: будем рассматривать учебники как одну книгу . Тогда на полке надо расставить
не девять , а шесть книг. Это можно 6! способами. Учебники тоже можно менять местами. Это можно сделать 4! способами. Значит, число способов расположения книг на полке равно произведению 6! на 4!.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА№1 .
5040
1 . В автомашине 7 мест. Сколькими способами семья из 7 человек разместиться в машине?
2. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если за руль садится отец?
3. В автомашине 7 мест. Сколькими способами члены семьи разместятся в машине, если оба родителя сидят рядом, не меняясь местами?
4. В автомашине 7 мест. Сколькими способами разместятся члены семьи, если папа – водитель, а мама сидит рядом?
720
720
120
ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1
Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений.
В ней 7 объектов.
7· 6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 5040
- Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения.
- Формула перестановки без повторений
Задача 2. Задача с повторением, отец не участвует в перестановках (он водитель). Количество объектов уменьшилось на 1.
Стало 6 объектов.
6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720
P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1
Задача 3. Задача с повторением, родители сидят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.
Стало 6 объектов.
6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720
Задача 4. Задача с повторением. Родители не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2.
Стало 5 объектов.
5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120
ЗАДАЧИ ДЛЯ ТРЕНИНГА
1. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба. Сколько существует вариантов прохождения видов соревнований?
2. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба .Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег?
3. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если плавание и стрельба следуют друг за другом?
4. Современные пятиборцы участвуют в соревнованиях по пяти видам спорта: кросс на лошадях, фехтование, бег, плавание и стрельба Сколько существует вариантов порядка прохождения видов соревнования, если известно, что последним видом должен быть бег, а если первым видом будет плавание?
Задача:
Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине?
24
Задача:
Сколькими способами Петя, Вася, Галя, Света и Марина могут сесть так, чтобы Галя и Марина были рядом?
24·2=48
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
1. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание на этот день?
2. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание, чтобы история стояла последней?
3. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание из этих же 6 предметов, если русский язык и литература должны стоять вместе, не меняя их местами?
4. В расписании 6 уроков на четверг: русский язык, литература, алгебра, география, физика, история. Сколькими способами можно составить расписание , если физика стоит первой, а география последней?
ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ №2
Задача 1. Данная задача комбинаторная, без повторений.
В ней 6 объектов.
6 · 5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 720
- Алгоритм решения комбинаторных задач правилом умножения.
- Формула перестановки без повторений
Задача 2. Задача с повторением, история не участвует в перестановках (он а последняя). Количество объектов уменьшилось на 1.
Стало 5 объектов.
5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120
P n = n∙ ( n-1 ) ∙(n-2) ∙… ∙2 ∙1
Задача 3. Задача с повторением, два предмета стоят вместе и рассматриваются как один объект перестановок. Количество объектов уменьшилось на 1.
Стало 5 объектов.
5 · 4 · 3 · 2 · 1 = 120
Задача 4. Задача с повторением. Два предмета не участвуют в перестановках. Количество объектов уменьшилось на 2.
Стало 4 объекта
4 · 3 · 2 · 1 = 24
РЕФЛЕКСИЯ.
- Какая была цель урока?
- Те, кто допускал ошибки, при выполнении заданий, какая перед вами стояла цель?
- Кто из вас достиг цели?
Используя таблицу результатов, проанализируйте свою деятельность.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ