СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированный урок по теме: «Строение и значение почек»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Строение и значение почек"

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок по теме: «Строение и значение почек»»

Комбинированный урок по теме: «Строение и значение почек»


Цель: изучить строение и значение почек в организме человека.


Задачи:


Образовательные - сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой ими функцией;


Развивающие – развить умение работать с учебником, делать выводы.


Воспитывающие - воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.


Оборудование: таблицы: «Органы выделения человека», фильм «Строение и работа почек»; модели почки.

Структура урока


этапа

Название этапа урока

Время, мин

1

Организационный момент

2-3

2

Актуализация знаний

5-7

3

Изучение нового материала

20- 25

4

Закрепление изученного материала

7

5

Подведение итогов и рефлексия

2-3


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.

Организационный момент урока

2-3 минуты

Цель: организация внимания, психологический настрой учащихся;

обеспечение нормальной обстановки


Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, назовите отсутствующих в классе. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Дежурный отвечает. Приветствуют учителя, садятся за парты, готовятся слушать учителя.


II.

Актуализа-ция знаний Цель: планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания 5-7 мин.)

На прошлом уроке вы закончили изучать тему «Обмен веществ и энергии». Некоторые из вас буду выполнять индивидуальные задания виде тестирования «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»; карточки сделаны в отдельном документе, смотреть в папке «24 строение и функции почек» .


Другие будут отвечать на мои вопросы на которые мы сейчас ответим. И так, внимание :


1. Биохимические реакции, которые приводят к образованию и обновлению структурных частей клеток и тканей.

2. В результате энергетического обмена с органических молекул добывается…

3. При распаде белков образовывается ядовитое вещество…

4. Основной источник энергии.

5. При их окислении образовывается вода, углекислый газ и большое количество энергии.

6. Для нормального протекания процессов обмена веществ необходима…

7. Рост костей зависит от обмена…

8. Химический элемент, который входит в состав гемоглобина.

9. Излишнее поступление витаминов.

10. В организме человека витамин А синтезируется с природного пигмента…

11. Его нехватка в организме сопровождается развитием тяжёлого заболевания – рахита.

12. При нехватке витаминов нарушается обмен веществ и развивается…

13. Отношение количества употребляемой воды к количеству выделяемой…

14. Необходимый элемент зубной эмали.

15. Необходимый компонент гормонов щитовидной железы.


- Молодцы. С этим заданием справились хорошо.






1. (Пластический обмен. )

2. (Энергия. )

3.( Аммиак. )

4. (Углеводы. )

5. (Жиры. )

6. (Вода. )

7. (Кальция и фосфора. )

8. (Железо. )

9. (Гипервитаминоз. )

10. (Каротина. )

11. (Витамин D. )

12. (Авитаминоз, либо гиповитаминоз. )

13. (Водный баланс. )

14. (Фтор. )

15. (Йод. )

III.

Изучение нового учебного материала

Цель: сформировать знания о строении мочевыделительной системы; раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме;

- А сейчас мы приступаем к изучению новой темы «Строение и функции почек». Запишите тему в тетрадях.

Учитель: Основной структурной единицей организма является клетка. Для её жизнедеятельности необходимы питательные вещества и кислород, которые в процессе ассимиляции и диссимиляции образуют энергетические вещества: белки, жиры, углеводы, а так же углекислый газ и вредные вещества. Белки, жиры, углеводы используются организмом для его построения. Энергия расходуется на жизнедеятельность организма, углекислый газ выделяется через дыхательную систему, а вредные вещества через органы выделения. Значит, постоянство состава внутренней среды поддерживается путем удаления конечных продуктов обмена и избытка других веществ через легкие, кожу и почки. Накопление во внутренней среде организма таких веществ может привести и его отравлению и гибели.

Итак, основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы выделения: почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Составим схему строения мочевыделительной системы.

Система органов выделения ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b7c6897-a74c-4d02-94be-fbf4bb96692e/%5BBIO8_07-39%5D_%5BIM_04%5D.swf )




Почки Мочеточник Мочевой пузырь Мочеиспускательный канал


(Учитель, перечисляя, чертит схему на доске, затем так же показывает, используя, таблицу «парные почки», демонстрирует модели почек.)

Почки являются основным органом мочевыделительной системы. У человека их 2, расположены на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. Величина каждой из них с кулак человека.

Корковый слой

П очки Мозговой слой Почечные пирамиды Нефрон

Почечная лоханка

(Учитель использует таблицу поперечный срез почки)

Почка – система микроскопических почечных канальцев, начинаются в корковом слое почки двухслойной выполняет функцию фильтра. В капсулу входит артерия, имеющая большой диаметр, образуя в ней капиллярный клубочек, а выходит меньшего диаметра. (слайд 8)

( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008a3-1000-4ddd-e811-3100475d60aa/index.htm )

Почка состоит из 1 млн структурно-функциональных единиц нефронов.

Нефрон образован капсулой, расположенной в корковом слое.

От нее отходит извитой каналец первого порядка, который идет к мозговому слою, делает петлю, петля возвращается в корковое вещество и там образует извитой каналец второго порядка, впадающий в собирательную трубку.

Собирательные трубки, сливаясь, открываются в полость лоханки. Канальцы оплетены густой сетью капиллярных сосудов.

А теперь зарисуем строение нефрона. (слайд 10)

В результате сплошного строения почек, образование мочи идет поэтапно.

Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей, благодаря чему в клубочке создается большое давление крови, и из клубочка просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества.

Образовавшаяся жидкость в полости почечной капсулы, содержащая полезные, органические вещества как глюкозу и вредные неорганические вещества: мочевину, мочевую кислоту, калий, натрий – называется первичной мочей. ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008a4-1000-4ddd-67cb-0600475d60ab/14_005.swf )


Учитель: Запишем определение первичной мочи.

Первичная моча – это жидкость, образовавшаяся в полости почечной капсулы, содержащая органические и неорганические вещества.

Составим схему «Состав первичной мочи» ( слайд 11)


П ервичная моча




Органические вещества Вода Неорганические вещества: Мочевина,

Мочевая кислота, калий, натрий


Вывод: В состав первичной мочи входят как органические, так и не органические вещества.

Учитель: Из почечной капсулы первичная моча поступает в почечный каналец. Его тонкие стенки всасывают из первичной мочи воду и некоторые растворенные вещества, такие как: сахар, всасывается мочевина, мочевая кислота. Значит, остаются те вещества, которые не нужны организму – вторичная моча. Запишем определение вторичной мочи. Вторичная моча – это жидкость, образовавшаяся из первичной, и содержащая неорганические вещества. Составим схему «Состав вторичной мочи». (слайд 13)




В торичная моча


Неорганические вещества: Мочевина, Вода

мочевая кислота, калий, натрий.

Вывод: В состав вторичной мочи входят только неорганические вещества и вода.

Учитель: Ребята обратите внимание на таблицу «Состав первичной и вторичной мочи». Проанализируем эту таблицу.(слайд 12)


Учитель: Ребята, перечислите вещества, находящиеся в плазме крови

Учитель: Правильно! А какие вещества находятся в первичной моче?

Учитель: Верно! За сутки первичной мочи образуется 150 литров. В чем особенности состава вторичной мочи?

Учитель: Верно! За сутки вторичной мочи образуется всего 1,5 литра.

Из таблицы видно, что содержание I и II мочи различно. Это обуславливается тем, что все питательные вещества всасываются почками, а вредные вещества выносятся из организма, именно вода обеспечивает вынос вредных веществ из организма.
Итак, мы выяснили, что состав первичной и вторичной мочи различен, благодаря сложному строению почек.

Даже вторичная моча проталкивается небольшими объемами в почечную лоханку, мочеточник, мочевой пузырь. Проталкивание мочи происходит за счет сокращения тонкого слоя гладкой мышечной ткани.

В мочевом пузыре происходит дополнительное всасывание воды в кровь. Когда объем пузыря доходит до определенного предела, моча по короткому мочеиспускательному каналу выводится наружу через сфинктер.

Сфинктер – это мышца округлой формы, образованная поперечно - полосатой тканью, которая находится под контролем высшего отдела ЦНС – коры больших полушарий головного мозга, поэтому человек способен сознательно задерживать мочеиспускание.

Таким образом, мы выяснили, что почки играют очень важную роль в нашем организме. С их помощью происходит процесс выделения из организма ненужных веществ, образующихся при обменных процессах.


-Ученики записывают тему урока.

Рисуют схему

- «Систему органов выделения».

- Рисуют нефрон

-Схема «Первичная моча»

-Схема «Вторичная моча»

-Пишут вывод по всему уроку.










































































Ученик: В плазме крови находятся такие вещества как: мочевина, мочевая кислота, глюкоза, калий, натрий.

Ученик:В первичной моче находятся все те же вещества, которые находятся в плазме крови.

Ученик: Во вторичной моче находятся мочевина, мочевая кислота, калий, натрий. Органический вещества отсутствуют.







IV.

Закрепление материала урока

Цель: проверка на сколько полно усвоин материал

-А сейчас подробно рассмотрим органы и функции «Мочевыделительной системы» просмотрев фильм.

Внимательно смотрите фильм вы будете должны ответить после фильма на вопросы

1.Какие органы образуют мочевыделительные систему?

2. Какое строение почек?

3.Чем покрыта почка?

4. Каким образом обеспечивается кровоснабжение почки?




1.Почки, Мочеточник , Мочевой пузырь , Мочеиспускательный канал

2. Почка – система микроскопических почечных канальцев, начинаются в корковом слое почки двухслойной выполняет функцию фильтра. В капсулу входит артерия, имеющая большой диаметр, образуя в ней капиллярный клубочек, а выходит меньшего диаметра.

3. Каждая почка покрыта прочной соединительнотканной фиброзной капсулой

4. Кровоснабжение почек осуществляется почечными артериями которые отходят непосредственно от аорты

V.

Рефлексивная деятельность.

Ребята запишите вывод в тетрадке по новой теме. И один из вас его зачитает . (для помощи учитель дает наводящие вопросы )

1.Какова функция почек в нашем организме?

2. В чем различие первичной и вторичной мочи?


Вывод: почки являются основным органом мочевыделительной системы, и поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы. Первичная моча содержи как органические так и не органические вещества , а вторичная моча только неорганические.

VI.

Информация о домашнем задании.

Стр.199-200

Словарь, Вопр 1-6, и кто не дорисовал строение нефрона доделать





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!