СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». История создания, сюжет, герои пьесы, идея, замысел, особенности сюжетной композиции.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство учащихся смогут: понимать термины ревизор, ревизия; познакомиться с особенностями сюжета комедии «Ревизор», с жанровым своеобразием, с историей создания , идеей и замыслом комедии, героями пьесы; определять элементы композиции комедии ( под руководством учителя);  давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты; участвовать в обсуждении изучаемого материала

Просмотр содержимого документа
«Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». История создания, сюжет, герои пьесы, идея, замысел, особенности сюжетной композиции.»

Раздел

Сатира и юмор

Ф.И.О (при его наличии) педагога

Лепехина Надежда Викторовна

Дата

13.01.2023 г.

Класс  8 «В»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». История создания, сюжет, герои пьесы, идея, замысел, особенности сюжетной композиции.

Цели обучения (в соответствии с учебной программой)

8.1.1.1 - понимать термины: романтизм и реализм как литературные направления, исторический образ (персонаж), трагедия, комедия, поэма, символ, психологический параллелизм, афоризм, эпиграф, прототип, автобиографизм; 8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.

Цели урока

Все учащиеся смогут:

- понимать термины ревизор, ревизия;

- участвовать в обсуждении изучаемого материала

Большинство учащихся смогут:

- понимать термины ревизор, ревизия;

- познакомиться с особенностями сюжета комедии «Ревизор», с жанровым своеобразием, с историей создания , идеей и замыслом комедии, героями пьесы;

- определять элементы композиции комедии ( под руководством учителя);

- давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;

- участвовать в обсуждении изучаемого материала

Критерии успеха

- понимает термины ревизор, ревизия;

- знакомится с особенностями сюжета комедии «Ревизор», с жанровым своеобразием, с историей создания , идеей и замыслом комедии;

- определяет элементы композиции комедии ( под руководством учителя);

- знакомится с героями пьесы, дает аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты и участвуя в обсуждении изучаемого материала

Ход урока

Этап урока/ Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап ( 2 мин)

Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока. Мотивация деятельности учащихся (чем будем заниматься?):

КО: 1. Понимают термины ревизор, ревизия; 2. Знакомятся с особенностями сюжета комедии «Ревизор», с жанровым своеобразием, с историей создания , идеей и замыслом комедии; 3. Определяют элементы композиции комедии ( под руководством учителя); 4. Знакомятся с героями пьесы, дают аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты и участвуя в обсуждении изучаемого материала.

Готовность к уроку

Комментарий учителя


Изучение нового материала (35 мин)

Изучение нового материала.

Работа над названием комедии.

КО: 1. Понимают термины ревизор, ревизия.

Учитель: Название комедии «Ревизор». Кто такой ревизор? Что такое ревизия? ( Ответы учащихся)


Ревизор- лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.

Ревизия- обследование деятельности учреждения, организации, должностного лица с целью проверки законности, правильности или целесообразности их действия.

И. Выполняет работу со всеми учащимися класса, списывая термины из карты урока.

Дескрипторы:

- понимает термины ревизор, ревизия;

- записывает термины.


КО: 2. Знакомятся с особенностями сюжета комедии «Ревизор», с жанровым своеобразием, с историей создания , идеей и замыслом комедии.

Учащимся предлагается прочитать 1 часть статьи « «Ревизор» - история создания, сюжет, герои пьесы, идея, замысел и особенности сюжетной композиции» в учебнике на странице 136-139 до «Образы чиновников».

Ответьте устно на вопросы, подтверждая свои мысли отрывками из прочитанного текста:

- Какого происхождения сюжета ревизора? (комедия была написана на основе «русского чисто анекдота»)

Кто подкинул идею ревизора?

(Идею для написания "Ревизора" писателю подкинул другой, уже признанный и талантливейший писатель того времени, Пушкин. Причём Гоголь сам попросил Пушкина о помощи, и тот с удовольствием ему помог.)

- В чем заключается смысл комедии «Ревизор»? ( Показать российскую действительность. Случай ожидания и встречи ревизора обнажает все негативные черты и городничего, и чиновников, другими словами раскрывает все их пороки и недостатки в управлении городом. Комедия Гоголя показала людям истинное правление в уездных городках, систему ведения дел.)

- В чем новаторство Н. Гоголя? ( Нет ни одного положительного героя, не имеет любовной линии, финальная немая сцена, нет второстепенных сюжетных линий, все персонажи завязаны единым динамичным конфликтом)

- Какие пороки общества высмеивает автор в своем произведении? (Запишите ответ, используя «Кластер»)

И. Выполняет работу со всеми учащимися класса, работая с текстом учебника ( под руководством учителя)

Дескрипторы:

- читают статью о комедии «Ревизор»;

- отвечают на вопросы; - находят доказательство в тексте; - заполняют «Кластер».

КО: 3. Определяют элементы композиции комедии (под руководством учителя)

Комедия Гоголя построена по законам жанра. В ней есть все необходимые для театральной постановки части: акты, действия, явления. Композиция «Ревизора» проста и понятна, но в ней есть и свои отличительные особенности. Какие? Найдите в статье отрывок, в котором говорится о композиции пьесы. Что нам известно о композиции из прочитанной статьи, в чем ее особенности? ( заполняют таблицу «Элементы композиции»)

ВЫВОД: учитель подводит учащихся к выводу, что композиция пьесы – кольцевая: начало и конец совпадает ( это еще одна особенность новаторства Н. Гоголя).


Дескрипторы:

- находят в статье отрывок о композиции пьесы;

- анализируют прочитанный материал;

- выделяют элементы композиции;

- заполняют таблицу «Элементы композиции».

И. Выполняет задание под руководством учителя.


КО: 4. Знакомятся с героями пьесы, дают аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты и участвуя в обсуждении изучаемого материала.

Первичное знакомство с героями пьесы.

Учащимся предлагается прочитать 2 часть статьи « «Ревизор» - история создания, сюжет, герои пьесы, идея, замысел и особенности сюжетной композиции» в учебнике на стр. 139- 141 - «Образы чиновников. Народность комедии».

Выполните обучающий тест:

  1. «Узнай героя!»


Ответы: 1. 1.Д 2.Г 3.А 4.Б 5.В 2.

2. Используя материал урока, заполни пропуски словами:

•Замысел Гоголя нашел осуществление в его пьесе, определив ее жанр, как социально-политическая комедия.

•Народность комедии заключается в ее идейном содержании. Писатель выступает против бюрократической системы, которая царила в России того времени.

И. Выполняет задание под руководством учителя.


Дескрипторы:

- читают статью о комедии «Ревизор»;

- отвечают на вопросы; - находят доказательство в тексте; - заполняют «Обучающий тест».


Домашнее задание: Хр. стр. 206-230 (Прочитать 1-2 действие комедии Н.Гоголя «Ревизор»)

Учащиеся записывают в тетрадь дату, тему урока, термины, отвечают на вопросы учителя











Читают статью в учебнике, отвечают на вопросы учителя, находят доказательство в прочитанном тексте, заполняют «Кластер»

























Находят в статье необходимый материал, анализируют его, выделяют элементы композиции, выполняют задание под руководством учителя

























Читают статью в учебнике, выполняют обучающий тест, находят доказательство в прочитанном тексте
























Комментарий учителя














Комментарий учителя































Комментарий учителя































Комментарий учителя


Рефлексия ( 5 мин)

Рефлексия по методу «Анкета» (заполняется каждым учеником).


Учащиеся проводят рефлексию, оценивают качество работы, уровень усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы

Комментарий учителя