СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комментарии к заданиям учебника русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки с 52 по 62. Школа XXI века.

Просмотр содержимого документа
«Комментарии к заданиям учебника русский язык»

Урок 52 Как устроен наш язык


Значения суффиксов

Задачи урока: познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Начало урока

Письмо под диктовку текста упр. 5 тетради «Пишем гра­мотно» (урок 51) с последующей самопроверкой по тексту в тетради. Учащиеся должны подчеркнуть орфограмму «Не­произносимые согласные в корне слова».

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за значением суффиксов -оват-, -еват-; тренировка в образовании новых слов с помощью этих суффиксов. Выполняется фронтально. После прочтения при­ведённых примеров ученики делают вывод, что с помощью суффиксов -оват-, -еват- образуются имена прилагательные, называющие не очень сильно выраженный признак (признак, выраженный не полностью, не в полном объёме). Следующая часть упражнения выполняется письменно. Запись выглядит так: трудный — трудноватый, сложный — сложноватый и т. д. (суффикс -оват- выделен).

Вопросы, направляющие наблюдения: на какой вопрос от­вечают и какое значение имеют первые слова в записанных па­рах? Как называются такие слова? Можно ли сказать про вто­рые слова в парах, что это тоже имена прилагательные? Есть ли сходство в значении слов в парах и в чём заключается раз­ница в значении первого и второго слова в каждой паре?

Словосочетания со словами грязноватый, сыроватый, жестковатый сначала составляются устно, после этого одно-два можно записать.

Упражнение 2 (работа в паре) — развитие умения соотносить схему состава слова со словами, которые ей соответствуют, а также подбирать свои слова к заданной схеме. Чтобы правильно вы­полнить это упражнение, ученик должен в уме произвести раз­бор слова по составу. Выполняется в парах, три пары работают у доски. Образец записи:

Первая схема: мосты, огород, ... .

Вторая схема: кустик, избушка, .... Третья схема: такси, ....

Возможные трудности. Учащиеся могут забыть о нулевом окончании или о неизменяемых словах, у которых нет окончания.

Помощь. Напомнить о словах с нулевым окончанием и по­просить изменить форму слов, воспользовавшись подсказкой на форзаце.

Рубрика «Давай подумаем» содержит очень важный ма­териал, разъясняющий, почему при выделении суффикса не­обходимо находить слово, от которого образовалось данное

В результате наблюдений за образованием новых слов от первоначального слова учащиеся приходят к выводу, что слова снежинка, дождинка, пушинка образовались от слов снег, дождь, пух с помощью суффикса -инк-, а слова горошинка, фасолинка — от слов фасолина, горошина с помощью суф­фикса -к-, а эти слова, в свою очередь, от слов горох и фасоль С помощью суффикса -ин-. После этого на доске и в тетрадях делается такая запись:

снег + -инк- = снежинка (г//ж) дождь + -инк- = дождинка пух + -инк- = пушинка (х//ш) горох + -ин— горошина + -к- = горошинка фасоль + -ин- — фасолина + -к- = фасолинка

Следующие два упражнения помогают организовать диф­ференцированную работу. Учащиеся, которые не совершили ошибок при выполнении упр. 2 и легко справляются с выделе­нием окончаний и суффиксов, выполняют упр. 3. Учащиеся, которым необходимо потренироваться в выделении суффик­сов, окончаний и их различении, выполняют упр. 4. После за­вершения работы результаты выполнения и того и другого уп­ражнения обсуждаются.

Упражнение 3 — наблюдение за функционированием в предло­жении слов без суффиксов и слов с нужными суффиксами.

В результате корректировки предложений у учащихся мо­гут появиться такие варианты: «Синенький колокольчик качается в поле»; «Синий колокольчик качается в поле»; «Жёлтень­кие кувшинки расцвели на озере»; «Жёлтая кувшинка расцве­ла на озере» и т. п.

Упражнение 4 — поиск довольно часто встречающейся ошибки при выделении частей слова — смешения окончаний и суффик­сов. Запись в тетради должна быть такой:

  1. грибок, грибка, грибку, грибком]

  2. грибок, гриб, грибник

  3. гриб + -ок- = грибок

Ученики должны объяснить значение слова грибок (гри­бок — это маленький гриб) и назвать суффикс, с помощью кото­рого образовалось слово, записать в тетрадь слово грибок, выделив корень, суффикс и нулевое окончание.

Упражнение 5 (по выбору) — повторение значения суффикса -оват-, тренировка в выделении корня, суффикса и окончания. Может быть предложено в качестве домашнего задания.

Упражнение 6 (по выбору) — повторение частей речи (имена суще­ствительные и имена прилагательные) и тренировка в выделе­нии корня, суффикса и окончания. Выполняется письменно, фронтально.

Вопросы перед началом выполнения: что называют и на какие вопросы отвечают имена существительные? Что назы­вают и на какие вопросы отвечают имена прилагатель­ные?

Алгоритм выделения частей слова учащиеся вспомнили в процессе выполнения и проверки упр. 4. Форма слов изме­няется устно, родственные слова также подбираются устно. Обязательное условие при выделении суффикса — объясне­ние, от какого слова с помощью этого суффикса образовалось разбираемое слово и какое значение вносит суффикс.

Возможные трудности. В упражнении есть слова с чередованием согласных в корне: -смех смеш- (х//ш), -киев- — -киевл- (в//вл'), -волк- - -волч- (к//ч), -рог рож- (г//ж).

Если учащиеся не учтут этого, возможны ошибки при выделе­нии корней и, соответственно, суффиксов. Наиболее вероят­ная ошибка — выделение корня -киев- и суффикса -лянин-в слове киевлянин.

Помощь. Предупредить о наличии корней с чередовани­ем согласных.

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соедине­ния букв Вя, Вл, Вм, Эл, Эм, Эя.










Урок 53 Правописание

Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-

Задачи урока: познакомить с правилом написания суф­фиксов -онок-, -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» содержит языковой матери­ал, наблюдение за которым позволяет учащимся самостоя­тельно сформулировать правило написания суффиксов -онок-и -ёнок-. Выполняется фронтально, устно.

Вывод: суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных звуков, кроме [ч']; суффикс -онок- пишется после шипящих звуков, в том числе после звука [ч'].

Вопрос учителя: «Что вы знаете о звуках [ж], [ш]?» (Это твёр­дые согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости.)

Рубрика«Тайны языка» обобщает результаты наблю­дений.

Вопросы, проверяющие понимание орфографического правила: можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -ёнок-? (Нет, так как после мягкого соглас­ного звука [ч'] пишется суффикс -онок-.) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твёрдых согласных звуков? (Нет, суффикс -онок- пишется ещё и после мягкого со­гласного звука [ч'].) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пи­шется после всех шипящих звуков? (Да.)

Рубрика «Подсказка» вводит алгоритм применения пра­вила. Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одно­временной записью рассуждения на доске.

Упражнение 1 — отработка правила и алгоритма его примене­ния. Выполняется письменно, фронтально. Слова записыва­ются в два столбика:

-онок- -ёнок-

Вопросы перед началом записи: на какие звуки будут закан­чиваться корни слов первого столбика? Будут ли во втором стол­бике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч']? После этого учащиеся записывают слова в два столбика, по очереди вы­ходя к доске, и подробно, используя алгоритм при комментиро­вании своей записи, объясняют выбор суффикса. Последняя бу­ква корня обязательно подчёркивается, суффикс выделяется.

Упражнение 2 (по выбору) — дальнейшая отработка правила. Предлагается для самостоятельной работы в конце урока или как домашнее задание. Названия детёнышей записываются в два столбика в зависимости от суффикса.

Возможная ошибка. Запись вместо слова телёнок слова «коровёнок».

Помощь. Перед выполнением упражнения спросить, как называют детёныша коровы.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — самостоятельная работа на применение пра­вила. Вопросы перед началом выполнения: что можно сказать о буквах, которыми заканчиваются корни слов первого стол­бика? (Это буквы шипящих звуков.) Какой суффикс нужно бу­дет дописать во все слова первого столбика? (После шипящих пишется суффикс -онок-, во все слова допишем -онок-.) Вопрос после выполнения: почему во все слова второго столбика вы дописали суффикс -ёнок-? (Потому что корни всех слов второ­го столбика заканчиваются на мягкий согласный, но не [ч'].)

Упражнение 2 — отработка правила, подготовка к выполнению \пр. 2 учебника. Выполняется в парах. Выполнение упражне­ния проверяется фронтально.

Возможные ошибки. Запись слов типа «коровёнок», «ло­шадёнок».

Помощь. Перед выполнением напомнить, что не всегда слово, называющее детёныша, имеет такой же корень, как сло-во, называющее его маму.

Упражнение 3 — отработка написания слова котёнок, повто­рение орфограммы «Безударные гласные в корне слова».

Дифференцированная работа. Все учащиеся выполняют упр. 63 в тетради «Учусь писать без ошибок», быстро справив­шиеся с ним выполняют упр. 62.

Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на со­единительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соедине­ния букв Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя.






Урок 54 Правописание

Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

Задачи урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ик- и -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения; тренинг в применении правила.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, на осно­вании которого учащиеся могут самостоятельно сформулиро­вать ответ на вопрос: когда пишется суффикс -ик-, а когда -ек-?

Ученики должны сделать выводы: а) одинаково произнося­щиеся суффиксы записываются по-разному; б) выбор суффик­са зависит от того, сохраняется ли гласный звук в суффиксе при изменении слова: если гласный сохраняется, пишем -ик-; если гласный исчезает, пишем -ек-. Выполняется устно, фрон­тально.

Рубрика «Обрати внимание» позволяет проверить пра­вильность вывода, сделанного учащимися в процессе работы с рубрикой «Давай подумаем». После этого учитель просит де­тей определить порядок применения правила.

Рубрика «Подсказка» читается после того, как учащиеся самостоятельно попытались определить последовательность действий при выборе суффикса. Примеры применения алго­ритма учитель выносит на доску.

Упражнение 1 — тренировка в написании слов с суффиксами -ик- и -ек-, подбор проверочных слов. Выполняется письменно, фронтально. Вопрос после прочтения задания к упражнению: как вы будете объяснять написание суффиксов? Учащиеся сами должны догадаться, что для этого им нужно записывать форму слова, в которой гласный в суффиксе будет или оставаться, или исчезать. Запись выполняется в два столбика:

-ик- -ек- (-к-)

гвоздик — гвоздика сыночек — сыночка

Схема после упражнения обращает внимание на наличие в языке слов с двумя суффиксами и чередование согласных в суффиксе. Учитель напоминает учащимся, что они уже встре­чались со словами, в которых имеется не один, а сразу два суф­фикса, и просит найти среди слов упражнения два слова, в ко­торых есть два суффикса, и обосновать свой выбор.

Учащиеся в качестве доказательства приводят цепочку об­разования выбранного слова (сыночек: сын — сынок — сыно­чек; лесочек: лес — лесок — лесочек; дождичек: дождь — до­ждик — дождичек; аналогично образованы слова часочек, цветочек, годочек). Учитель записывает эти цепочки слов, бозначая суффиксы, и после записи всех слов просит учащих-| я сделать вывод о том, что происходит с первым из суффик­сов, когда к нему добавляется следующий суффикс.

Ученики должны заметить, что в суффиксе происходит че­редование согласных — звук [к] превращается в звук [ч'].

Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление правила написания суффиксов -ик- и -ек-, отработка способа проверки. Выполня­ется письменно, в парах, с опорой на данный в учебнике обра­зец записи.

Вариант выполнения задания. Ученики записывают не Все слова, а подбирают по три слова в каждый столбик, но так, чтобы у работающих в одной паре слова не повторялись.

Возможная трудность. Образование новых слов от (лов, уже имеющих один суффикс, типа голубок — голубочек, /лоток — глоточек.

Помощь. Повторить выводы, сделанные при работе с пре­дыдущим упражнением, прочитать рубрику «Подсказка».

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — закрепление правила. Предлагается для само­стоятельной работы. Доказывая правильность выбора суф­фикса, ученики должны в проверочном слове выделить либо суффикс -к-, либо суффикс -ик-. При необходимости учитель напоминает, что -ек- = -к-.

Упражнение 2 — отработка умения определять тип орфограм­мы, выбирать способ проверки. Выполняется письменно само­стоятельно.

Возможная трудность. Подбор проверочных слов к сло­вам дорожке, сапожки.

Помощь. Напомнить о проверке формой слова (дорожек, сапожек) и о чередовании звуков г//ж, возможна проверка родственными словами дорога, сапоги.

Упражнение 3 — закрепление правила, организация орфогра­фического тренинга. Обратите внимание, что важны оба эта­па работы: и подбор проверочного слова с последующей встав­кой нужной буквы в суффикс, и написание слов целиком, — это необходимо для отработки двигательного образа всего слова. Для удобства можно предложить сделать таблицу с двумя столбиками в тетрадях учащихся, чтобы при заполнении таблицы не перелистывать постоянно страницу в тетрадях на печатной основе. Рубрика «Проверь себя» поможет организовать само­контроль и самопроверку.

Дополнительная работа. Если учитель не уверен в том, что учащиеся класса смогут правильно выполнить упр. 2 учеб­ника, можно провести фронтально устную подготовительную работу с опорой на материал, вынесенный на доску. Первона­чальная запись на доске выглядит так:

дождь

бант -ик-

кусок -ек-

орех блокнот

Учитель просит учащихся называть, какой суффикс они ис­пользуют для образования нового слова от данного, и доказы­вать свой выбор. После записи слева от исходного провероч­ного слова учитель соединяет исходное слово с нужным суф­фиксом, спрашивает, есть ли в данном случае чередование согласных, и записывает за проверочным словом получившее­ся. Итоговая запись:

дождинка — дождик дождь

бантика — бантик бант

кусочка — кусочек кусок (к//ч) -ек-

орешка — орешек орех (х//ш) -ик-

блокнотика — блокнотик блокнот

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв он, ок, ор, ои. Прописать данные буквосочетания.







Урок 55







Правописание

Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

Задача урока: закреплять правило написания суффиксов -ик- и -ек- и алгоритм его применения. Начало урока

Повторение правила написания суффиксов -ик-, -ек- с опо­рой на материал, вынесенный на доску:

ключ...к, замоч...к, песоч...к, кармаш...к, билет...к, блиноч...к, лист...к

Учитель просит учащихся сказать, в какой части слова на­ходится пропущенная буква и как они будут определять, какая буква пропущена. Далее каждое слово подробно разбирается, вставляется нужная буква и выделяется суффикс (это могут де­лать ученики, по очереди выходящие к доске).

Работа по учебнику

Упражнение 1 — орфографический тренинг. Обязательное ус­ловие — написание проверочного слова. Выполняется фрон­тально, письменно. Запись оформляется в два столбика.

Упражнение 2 — запись слов с суффиксами -ик-, -ек- с опорой на проверочное. Выполняется письменно, фронтально или ис­пользуется для организации дифференцированной работы.

Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения находить груп­пы родственных слов и суффиксы -ик-, -ек-, объяснение напи­сания этих суффиксов. Выполняется письменно.

Упражнение включает восемь групп родственных слов, ка­ждый ученик выписывает только четыре группы. К доске мож­но вызвать восемь учеников, каждый из которых будет само­стоятельно выписывать одну из групп. Записываются родст­венные слова в столбик. Образец:

Цвет

цветик

цветочек

После выполнения в парах проводится проверка.




Дополнительные задания (по окончании основной ра­боты над упражнением).

  1. Назвать слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова» и найти среди родственных слов провероч­ные.

  2. Назвать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глу­хости согласные в корне слова» и найти среди родственных слов проверочные.

Упражнение 4 (по выбору) — орфографический тренинг, повторе­ние всех изученных орфограмм. Устный разбор, обязательно включающий подбор проверочных слов, проводится в классе фронтально, письменное выполнение упражнения может быть предложено как домашнее задание.

Возможная трудность. Поиск проверочного слова к слову иголочку.

Помощь. Назвать слово иглы.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — орфографический тренинг в парах.

Возможная трудность. Работа с корнем -внуч-.

Помощь. Сообщить ученикам, что внучек и внучок — это два варианта одного и того же слова. На письме они различа­ются лишь потому, что в одном случае ударение падает на суф­фикс (внучок), а в другом — на корень (внучек).

Упражнение 2 — закрепление изучаемого правила и отработка навыка образования слов с помощью суффиксов -ик- и -ек-, включая случаи с чередованием согласных в суффиксах и кор­нях слов. Выполняется фронтально или в парах.

Возможные трудности. Образование слов в случаях с чередованием согласных в корне или суффиксе (орех — оре­шек, дружок — дружочек).

Помощь. Напомнить перед выполнением упражнения возможности чередования согласных в словах.

Упражнение 3 — составление слов из предложенных элементов, имбор необходимого суффикса. Выполняется письменно, в па­рах. Возможный набор составленных слов: зонтик, тигрёнок, кнёнок, винтик, слонёнок, слоник, котик, котёнок, ёжик, ежонок, тортик, ослик, ослёнок. Вопрос после выполнения: какой суффикс не был использован ни разу? (Суффикс -ек-.)

Упражнение 4 — орфографический тренинг на материале изученных орфограмм. Выполняется письменно, самостоя­тельно.

Возможная трудность. Текст стихотворения включает словарные слова: автобус, дорога, машины, город, в которые учащиеся должны вставить буквы.

Помощь. Напомнить о существовании словарных слов, предложить в случае невозможности подобрать проверочное слово заглядывать в орфографический словарик учебника.

Дифференцированная работа. Учащиеся, которые не до конца усвоили изучаемое правило, выполняют упр. 69 в тетра­ди «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, хорошо усвоившие правило, выполняют упр. 69 в тетради «Учусь писать без оши­бок», после чего переходят к упр. 64.

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв вн, вк, вр, ви. Прописать данные буквосочетания.










Урок 56 как устроен наш язык

Значения суффиксов

Задача урока: познакомить с двумя видами суффиксов: близкими или тождественными по значению, но различающи­мися по звучанию и написанию; совпадающими по звучанию и написанию, но имеющими разное значение.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — наблюдение за языковым явлением: одно и то же значение может передаваться разными суффиксами; выде­ление суффикса на основе развёрнутого толкования слова (пе­реводчик — тот, кто переводит). Выполняется фронтально, письменно.

Вопросы, проверяющие правильность выполнения пер­вой части упражнения. Все написанные слова называют людей по профессии или роду занятий. Можно ли сказать, что во всех этих словах один и тот же суффикс? Какие группы слов образованы с помощью одного и того же суффикса? Какого? (Переводчик, грузчик — -чик-; печник, пожарник — -ник-и т. д.)

Возможная трудность. Выделение суффикса -тель-: учащиеся могут выделить суффиксы «-атель-» или «-итель-», ориентируясь на слова испытатель, писатель, спасатель, учитель.

Помощь. Выписать на доске глаголы испытать, писать, спасать, учить и отметить в них суффиксы -а-, -и-, сообщив ученикам, что это особые суффиксы глаголов, с которыми уче­ники познакомятся подробно в 4 классе, когда будут изучать глагол как часть речи. Во время ответов на вопросы учитель за­писывает на доске называемые учащимися суффиксы: -щик-, -чик-, -ник-, -ист-, -тель-.

Вторая часть упражнения выполняется устно, с опорой на представленные на доске суффиксы.

Упражнение 2 (работа в паре) — знакомство с суффиксами прилага­тельных -н-, -ов-; повторение выделения имён прилагательных на основе вопросов и общего значения. Выполняется письмен­но, в парах, с последующей взаимопроверкой. Один ученик из пары пишет словосочетания, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -н-, а другой — словосочета­ния, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -ов-. После того как каждый напишет по три слово­сочетания, ученики меняются ролями.

При проверке сначала читаются словосочетания, вклю­чающие прилагательные с суффиксом -н-, потом — с суффик­сом -ов-.

Возможная ошибка. Пропуск одной из двух букв в соче­тании нн, возникающем на стыке корня и суффикса.

Помощь. До начала письменного выполнения упражне­ния учитель указывает на появление такого сочетания двух одинаковых букв в случаях, когда корень заканчивается на бук-ну н и добавляется суффикс -н- (каменный, осенний, туман­ный).

Упражнение 3 (трудное) — знакомство с явлением омонимии суф­фиксов (термин не вводится), выяснение значений суффик­сов, решение проблемной задачи. Выполняется коллективно, устно.

Обратите внимание. Необходимо предоставить возможность каждому ученику высказать своё мне­ние с обязательным доказательством. При этом учитель постоянно напоминает ученикам, что важно различать не только звучание, но и значе­ние суффиксов.

Результатом работы с каждой группой должен быть при­мерно такой вывод: в словах чайник и цветник суффикс -ник-помог от слов чай и цветы образовать слова, называющие ме­стоположения этих предметов: чайник — сосуд для чая, цвет­ник — место, где растут цветы. Можно сказать, что значение суффикса -ник- — указание на место, в котором что-то содер­жится. В словах школьник, дворник суффикс -ник- помог от слов школа и двор образовать слова, обозначающие людей по роду занятий, профессии. У суффикса -ник- в слове чайник и у суффикса -ник- в слове школьник совсем разные значения, значит, это разные суффиксы. Если бы это был один и тот же суффикс, пришлось бы считать, что школьник — это место, где находится школа, и наоборот, что чайник — это человек, про­фессия или занятия которого связаны с чаем. Вопрос для про­верки понимания: в какой столбик нужно было бы записать слова печник, кофейник, соусник}

При работе со следующей группой суффиксов учащиеся должны отметить, что первый суффикс -чик- передаёт умень­шительно-ласкательное значение, а второй суффикс -чик- обо­значает людей по их профессии. Слова для проверки понима­ния: стульчик, переводчик, костюмчик.

В третьем случае учащиеся должны увидеть, что первый суффикс -ик- передаёт уменьшительно-ласкательное значение, а второй суффикс -ик- обозначает людей по профессии или по присущим им качествам.

В четвёртом случае учащиеся должны отметить, что пер­вый суффикс -арь- помогает передать значение «сборник» (словарь — сборник слов, букварь — сборник букв), а второй суффикс -арь- обозначает людей по профессии и роду занятий. Для проверки понимания можно предложить слова пахарь, звонарь и вопрос: можно ли сказать, что аптекарь — это сбор­ник аптек?

Рубрика «Подсказка» и выбор одного из двух вариантов ответа подводят итог проведённой работы.

Упражнение 4 (работа в группе) — обобщение знаний, полученных учащимися при изучении темы «Суффикс». Выполняется уст­но, в группах. Учитель заранее выносит таблицу на доску и в процессе обсуждения результатов работы в группах запол­няет её. Материал упражнения можно использовать как на­глядное пособие (после проведённой работы ученики могут дома подготовить для себя карточки).

Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения находить в словах корень, суффикс и окончание. Задание «Спиши» предлагается как домашнее либо для проведения самостоятельной работы (в классе с невысоким темпом учебной деятельности может не проводиться). В классе коллективно выполняется только раз­бор по составу.

Дополнительные задания

1. Доказать, что в слове травинка нельзя выделить два суффикса: -ин- и -к-. (В русском языке нет слова «травина», по­этому нельзя говорить о том, что сначала было слово трава, а потом травина, а потом травинка. Слово травинка образо­вано от слова трава с помощью суффикса -инк-.)

2. Найти в тексте упражнения слова с чередованием х//ш м корне. (Колышутся — колыхаться, вершины — верх, ти­хо — тише, мох — замшелый.)

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв бн, бк, бр, би. Прописать данные буквосочетания.



Урок 57 Правописание

Учимся писать суффикс -ость-

Задачи урока: отрабатывать писание суффикса -ость-; по­вторить изученные орфограммы. Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» направлена на выделение у группы слов суффикса -ость- и определение значения этого суффикса. Выполняется устно, фронтально. На основе наблю­дения учащиеся делают вывод, что во всех этих словах есть один и тот же суффикс, указывающий на качество человека или его состояние. Отвечая на последний вопрос рубрики, учащиеся определяют, что в ударном и безударном положении суффикс -ость- пишется одинаково, написание суффикса необ­ходимо запомнить.

Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделан­ные в ходе работы с предыдущей рубрикой.

Упражнение 1 — отработка написания суффикса -ость-. Выпол­няется письменно, фронтально.

Упражнение 2 — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Предлагается для работы в парах или для самостоятельной работы.

Упражнение 3 — повторение изученных ранее орфограмм, раз­витие орфографической зоркости. Первый раз текст читает учитель. Выполняется письменно. Работа начинается как фронтальная и продолжается как самостоятельная или в па­рах. Слова с непроизносимыми согласными, встретившиеся в тексте: солнцем, радостно.

Дополнительные задания

  1. Подобрать проверочные слова к словам с непроизноси­мым согласным звуком.

  2. Найти в тексте слово, в котором есть опасное сочетание зн, но нет непроизносимого согласного; проверить написание этого слова (проказницы — проказы).

  3. Найти и выписать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», подбирая про­верочные (шубки — шуба, друг за дружкой — дружок, хвосты — орфограмму с проверить нельзя).

  4. Можно предложить учащимся какую-то часть текста под­готовить к письму под диктовку.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — тренировка в образовании слов с суффиксом -ость- и отработка его правописания. Выполняется письмен­но, фронтально: ученики по очереди выходят к доске. Суф­фикс выделяется, буква о подчёркивается.

Упражнение 2 — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Проводится фронтально. При необходимости учитель объясняет значения слов.

Упражнение 3 — повторение написания суффикса -ечк-. Вы­полняется письменно, фронтально. Учитель просит сначала выполнить задание устно и определить, какой суффикс по­может образовать все слова, сообщает его написание, после этого ученики самостоятельно записывают вторые слова в парах.

Упражнение 4 — определение места и типа орфограммы, отработка умения доказать правильность написания буквы в слове. Выполняется самостоятельно, письменно. Лучше предложить списывать слова в два столбика. Для облегчения проведения проверки целесообразно вызвать к доске двух учеников, каж­дый из которых заполнит один из столбиков. Запись в тетра­дях и на доске будет выглядеть так:

Орфограмма в корне Орфограмма в суффиксе

взяла — взять ёжик — ёжика

понесла — понёс платочек — платочка

бугорок — бугор кончили — кончиков

скорей — скоро (к) домику — домика

пооежала — бег

Упражнение 5 — отработка правила написания суффиксов -ик-, - ек-, отбор слов по заданному основанию, отработка действия самоконтроля. Выполняется письменно, в парах или предлага­ется как домашнее задание.

Словарная работа. Записать слово весело, найти букву, на­писание которой необходимо запомнить.

Возможная ошибка. Ученики называют вторую букву е.

Помощь. Предложить найти проверочные слова для без­ударного гласного в корне. Это поможет определить, что непро­веряемой орфограммой в этом слове является буква о. Соста­вить предложения со словом весело, одно из них записать.

Дополнительная работа

  1. Повторение правописания суффиксов -ик-, -ек-. Распре­делить слова по столбикам, подобрать и записать провероч­ные слова в зависимости от того, какой из суффиксов есть в слове. Слова для диктовки: листик, гвоздик, платочек, сы­ночек, букетик, комочек, человечек, плащик, ящичек, дож­дик, дождичек, листочек.

  2. Вспомнить и записать три качества, которые нравятся в людях. Выделить суффикс -ость-, если он есть в слове. Зада­ние способствует отработке написания суффикса -ость-.

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв ме, мё, не, нё, ле, лё Про­писать данные буквосочетания.







Урок 58 Как устроен наш язык

Образование слов с помощью суффиксов

Задачи урока: познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксаль­ный способ образования слов».

Начало урока

Письмо под диктовку текста упр. 7 (тетрадь «Пишем гра­мотно» (№ 1), урок 57). После завершения — самостоятельная проверка по тетради.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — подготовка к введению понятия «суффиксаль­ный способ образования слов». Выполняется фронтально, письменно. Ученики по очереди выходят к доске, учитель про­сит подчеркнуть случаи чередования согласных в корне.

Возможная ошибка. В качестве частей, с помощью кото­рых образовались выделенные слова (дубовый, декабрьский, снежинка), ученики называют не только суффикс, но и окон­чание.

Помощь. Вспомнить, какую работу выполняет в слове окончание: образует новые слова или форму слова.

Рубрика «Тайны языка» подводит итог сделанным в пре­дыдущем упражнении наблюдениям.

Упражнение 2 — тренировка в образовании слов суффиксаль­ным способом. Выполняется письменно, самостоятельно (не­обходимо проверить правильность записывания слов).

Дополнительное задание. Вспомнить ещё несколько прилагательных, образованных с помощью данных суффик­сов (например: золото — золотистый, камень — камени­стый; город — городской, апрель — апрельский; липа — ли­повый, дуб — дубовый).

Упражнение 3 (работа в группе) — отработка умения находить сло­ва, от которых образовались данные в упражнении (приём раз­вернутого толкования). Перед началом работы в группах учи­тель напоминает, что необходимо будет проговаривать толко­вание каждого из предложенных слов и выделять суффикс: "Головушка — ласковое название головы (-ушк-); каменщик — тот, кто работает с камнем (-шик-); слезливый — такой, у кото­рого часто текут слёзы (-лив-); водный — относящийся к воде, связанный с водой (-н-); горный — относящийся к горам, свя­занный с горами (-н-)».

Дополнительный вопрос. Какими частями речи явля­ются исходное и образованное от него слова? (Сначала учени­ки определяют, на какие вопросы отвечают данные слова, за­тем делают вывод.)

Упражнение 4 (работа в паре) — образование имён существительных от глаголов с помощью суффикса -б-. Выполняется в паре пись­менно. Перед началом записи учитель указывает на наличие мяг­кого знака в слове просьба и просит объяснить, чем вызвано его появление. (Слово образовано от глагола просить. В корне -про[с']- мягкость звука [с'] передаётся буквой и, а в слове прось­ба—с помощью мягкого знака.) Учитель просит следить за напи­санием образуемых слов, решая, нужен ь или нет.

Упражнение 5 (по выбору) — образование от исходных слов родст­венных с помощью заданных суффиксов. Выполняется пись­менно, самостоятельно. Учитель обращает внимание на то, что от некоторых слов можно образовать несколько родствен­ных слов, используя разные суффиксы. После выполнения проводится коллективная проверка.

Возможная ошибка. Написание типа «гнёздушко».

Помощь. Заранее предупредить, что новое слово от слова гнездо должно быть образовано с помощью суффикса -ышк-. Можно создать проблемную ситуацию. Учащиеся должны со­гласиться или не согласиться с таким утверждением: «От слова белка с помощью суффикса -ок- образовано новое слово — белок». После того как ученики докажут ошибочность такого утверждения, указав на то, что это форма слова белка (белка, белки, (нет) белок) и в данном случае в корне -белк- (-белок-) просто появляется дополнительный звук [о], учитель предла­гает ещё несколько проблемных утверждений: 1) от слова бел­ка с помощью суффикса -ок- образовано слово белок (ученики не соглашаются, указывая на разные корни в этих словах); 2) от слова ягода с помощью суффикса -к- образовалось слово ягодка, а с помощью суффикса -ок— слово ягодок (с первой частью утверждения ученики соглашаются, а ошибочность второй части доказывают указанием на то, что пара ягодка — ягодок — это формы одного и того же слова ягодка).

Словарная работа. Записать слово иней, объяснить значе­ние слова (в случае затруднений это делает учитель: можно прочитать значение слова из толкового словарика в части вто­рой учебника), найти непроверяемую орфограмму, составить и записать предложение с этим словом. Если ученики не могут составить предложение, учитель предлагает свой вариант.

Похожая работа проводится со словом ягода: записать сло­во в тетрадь, найти и подчеркнуть непроверяемую орфограм­му, подобрать и записать родственные слова (ягодка, ягод­ный; ягодник — место, где растут ягоды, или человек, который собирает, любит собирать ягоды); придумать предложение с записанными словами, записать самое интересное под дик­товку учителя.

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв де, зе, че, ше. Прописать данные буквосочетания.

Дополнительная работа

Прочитать записанное на доске стихотворение. Опреде­лить способ образования подчёркнутых слов. Записать эти слова и слова, от которых они образованы.

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром.

И снежинки, как ушинки.

Вьются весело кругом.

(И. Суриков)

Запись: пушистый — пух, серебристый — серебро, снежинки — снег, пушинки — пух.

Учитель просит найти в записи слова с чередованием соглас­ных в корне. При ответе на этот вопрос ученики должны на­звать слова пушистый — пух, пушинки — пух (чередование х//ш), снежинки — снег (чередование г//ж). Учителю следует обратить внимание учеников и на то, что в слове серебристый гоже есть чередование согласных в корне — [р]//[р'].









Урок 59 Правописание

Учимся писать суффиксы имён прилагательных

Задача урока: отрабатывать правописание суффиксов имён прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-. Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует работу с языко­вым материалом, направленную на то, чтобы учащиеся в ре­зультате наблюдения самостоятельно смогли сформулировать правило: «Под ударением пишется суффикс -ив-, а без ударе-ниея -ев-: правдивый, игривый, волевой, боевой». Целесооб­разно после устной работы с материалом рубрики предложить списать в тетрадь вторые слова из пар каждого столбика, выде­лить суффиксы, ещё раз сравнить суффиксы в словах первого и второго столбиков.

правдивый волевой

игривый грушевый

ленивый дождевой

Рубрика «Обрати внимание» систематизирует результа­ты наблюдений.

Упражнение 1 — закрепляет правило написания суффиксов -ив-, -ев-, отрабатывает умение планировать свою работу — за­писывать слова в нужный столбик. Важно, чтобы учащиеся об­ратили внимание на то, что материал упражнения содержит подсказку: знак ударения поставлен в словах с безударным суф­фиксом, а значит, в этих словах будет писаться суффикс -ев-. Особое внимание обращается на слово грушевый, место уда­рения в этом слове нужно запомнить.

Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление Орфографического материала, расширение словарного запаса. Выполняется пись­менно, в парах, с последующей устной проверкой. Одна из пар работает у доски. В ряде случаев возможны разные варианты словосочетаний, например: сторожевая собака, ленивая со­бака, игривая собака. Хорошо, если уже при работе в парах ребята это заметят.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за написанием суффиксов -чив-, -лив-. В процессе анализа языко­вого материала учащиеся должны заметить, что суффиксы -чив-, -лив- пишутся всегда одинаково, их написание не зави­сит от места ударения в слове.

Рубрика «Обрати внимание» вводит правило написания суффиксов -чив-, -лив-.

Упражнение 3 — закрепление правила написания суффиксов -чив-, -лив-. Выполняется письменно, фронтально. Обяза­тельно обсуждается значение записываемых прилагатель­ных.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Выполняется либо самостоятельно учащими­ся с хорошим темпом работы, либо фронтально, с подробным комментированием учениками, работающими по цепочке. Ученик называет слово, от которого образовалось данное, и словообразующий суффикс. После этого ученик объясняет правило написания этого суффикса, и все записывают слово, выделяя данный суффикс, например: «Слово плюшевый обра­зовано от слова плюш с помощью суффикса. Написание зави­сит от того, является ли суффикс ударным. Ставим ударение: плюшевый. Так как суффикс не под ударением, это суффикс -ев-: нужно писать плюшевый».

После того как все слова записаны, ученики читают слова орфографически, а затем, закрыв предыдущую запись, пишут их под диктовку, выделяя при написании суффиксы. Далее сле­дует самопроверка: ученики сверяют две свои записи.

Упражнение 5 (работа в группе) — закрепление написания всех изу­ченных суффиксов имён прилагательных, отработка умения составлять слова из предложенных морфем. После выполне­ния в парах результаты обсуждаются. Важно, чтобы учащиеся заметили возможность в ряде случаев составлять несколько слов с одним корнем, например: тёпленький и тепловой, обидный и обидчивый, удачный и удачливый, дождевой и дождливый. При обсуждении необходимо обратить внима­ние на разницу в значении этих слов.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)

Упражнение 1 — отработка написания суффиксов -ив-, -ев-. Вы­полняется письменно, в парах. В качестве доказательства пра­вильности выбора суффикса учащиеся ставят в словах ударе­ние. После выполнения работы в парах она проверяется кол­лективно.

Дополнительные задания

1. Списать в тетрадь имена прилагательные из этого упраж­нения в два столбика. Запись будет выглядеть так:

-ив- -ев-

игриёый дождевой

ленивый ключевой

красивый боевой

полевой

сиренный

2. Записать в тетрадь слова, написанные на доске, вставляя буквы и распределяя по столбикам в зависимости от суффик­са. Запись на доске:

груш...вый, черв...вый, сторож...вой, фальш...вый, щавел...вый

Упражнение 2 — закрепление правописания суффикса — -ов-. Выполняется письменно, самостоятельно после предвари­тельного устного разбора.

Упражнения 3, 4 — отработка написания слов с суффиксом -н-.

Упражнение 5 — тренировка в написании суффикса -еньк-.

Выполняются самостоятельно.

Дифференцированная работа. Выполнение упр. 70 в тет­ради «Учусь писать без ошибок». После того как большая часть класса выполнит упр. 70, учитель читает текст, делая паузы по­сле слов, в которых пропущены суффиксы, и предлагает уче­никам по цепочке объяснять, какой суффикс они вставили и почему. Вначале отвечают ученики, которые сделали не всё упражнение, а потом те, кто выполнил упражнение полно­стью.

Словарная работа. Словарные слова, изученные в послед­нее время, записываются под орфографическую диктовку учи­теля, буквы-орфограммы подчёркиваются двумя чёрточками. Список слов: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник.

Домашнее задание (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовки класса): составить небольшой кросс­ворд, включив туда словарные слова. Подготовиться к словар­ному диктанту.

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв ех, еж, рж, рх. Прописать данные буквосочетания.

Урок 60 Как устроен наш язык

Образование слов с помощью суффиксов

Задачи урока: учить образовывать слова суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выде­лять части слова: корень, суффикс и окончание.

Работа по учебнику

Упражнение 1 — образование слов с помощью суффиксов в со­ответствии с заданным образцом, повторение частей речи. Вы­полняется фронтально, письменно. Ученики указывают, какой частью речи является исходное слово (в случае затруднений за­дают вопрос и определяют, что называет слово) и какой — обра­зованное от него слово. Как итог работы над упражнением уче­ники должны сделать вывод: от имён существительных с помо­щью суффиксов -н-, -ов-, -ёв- можно образовать родственные слова — имена прилагательные.

Возможная трудность. Написание окончания в слове вишнёвое.

Помощь. Без объяснения теории учитель просит поста­вить вопрос к слову и послушать, как звучит окончание вопро­са {какое?).

Упражнение 2 (работа в паре) — тренировка в образовании сущест­вительных от глаголов с помощью суффикса -к-. Выполняется в парах, письменно.

Дополнительные вопросы. С помощью какого суффик­са мы уже образовывали от глаголов существительные? (С по­мощью суффикса-б-: дружить — дружба, просить — прось­ба.) Почему соседство суффикса -к- привело к изменению зву­чания корня в слове рубка и не привело к изменению звучания корней в словах засолка, варка, качка.} (Это связано с тем, что корень -руб- заканчивается на парный по звонко­сти-глухости согласный звук, и перед следующим за ним глухим звуком в слове рубка он оглушается. В остальных словах корни заканчиваются непарными по звонкости-глухости согласны­ми.) Почему изменение в произношении корня мы не отрази­ли на письме? (Мы знаем, как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».)

Упражнение 3 — образование существительных с помощью суффикса -ок-, наблюдение за правописанием этого суффикса после шипящих. Выполняется письменно, фронтально.

После выполнения упражнения учитель просит подчерк­нуть буквы, которыми заканчивается корень, поставить в сло­вах ударение, напоминает, что после шипящих под ударением в суффиксе -ок- всегда пишется буква о. При обсуждении оши­бок Серёжи ученики должны указать на чередование соглас­ных в корне слова.

Дополнительное задание. Подобрать и записать ещё не­сколько существительных, образованных с помощью суффикса -ок-. В случае затруднений учитель предлагает исходные слова, ученики записывают родственные. Например: сапог — сапо­жок, бык — бычок, петух — петушок, каблук — каблучок.

Упражнение 4 — тренировка в образовании слов с помощью суффикса -н-. Выполняется самостоятельно, письменно.

Рубрика «Подсказка» напоминает о возможности появле­ния двух букв н, если корень заканчивается на эту же букву. Кроме основного задания, можно предложить составить сло­восочетания с получившимися словами. По окончании выпол­нения упражнения обязателен коллективный контроль.

Упражнение 5 (трудное) — работа с моделями слов, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется сначала в парах или группах, после этого на доске составляется полный список слов, подобранных по моделям.

Вариант выполнения. Если учитель не уверен, что все I к пики смогут справиться с упражнением, он пишет на доскеi ппсок слов, от которых можно образовать слова в соответст-141 и с моделями, например: чай, пыль, роса, низ, жар, звон, стоять, хвастать, дождь, удача.

Обратите внимание. К модели с суффиксом -инк- учащиеся могут предложить слова горошинка, фасолинка. В уроке 52 ученики уже отмечали на­личие в этих словах двух суффиксов: -ин- и -к-, поэтому следует задать вопросы: как образованы сло­ва горошинка, фасолинка. Какая модель соответ­ствует этим словам?

Упражнение 6 (по выбору) — отработка умения находить в слове корень, суффикс, окончание и определять способ образова­ния слов. Выполняется письменно. Предлагается как домаш­нее задание или для самостоятельной работы. В зависимости от уровня подготовки класса можно предварительно устно pa­зобрать с учащимися выделенные слова по составу, ещё раз по­вторить алгоритм выделения частей слова — окончания, кор­пя и суффикса.

В конце урока следует напомнить ученикам о том, что на следующем уроке будет проводиться словарный диктант (см. урок 59).

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений ья, ъя, ье, ъе, ью, ъю. Прописать данные буквосочетания.







урок 61 Правописание

Учимся писать корни и суффиксы

Задачи урока: повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов. Начало урока

Словарный диктант: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник.

Учитель может также продиктовать ещё несколько ранее изученных слов (см. урок 43).

Работа по учебнику

Упражнение1 — развитие орфографической зоркости, по­вторение орфограмм корня. Выполняется фронтально. При работе со словом встретил ученики должны отметить со­четание четырёх согласных в начале слова; определить, что первые две буквы являются орфограммами, проверить кото­рые нельзя; указать на различие в произношении и написа­нии этого слова. При работе со словом (в) березняке уча­щиеся должны обнаружить две орфограммы «Безударные гласные в корне слова», первую из которых проверить нель­зя, поэтому буква подчёркивается двумя чёрточками.

Обратите внимание. Следует обсудить с учащи­мися необычный суффикс в слове березняк (объ­ясните значение слова: берёзовый лес, роща) и его правописание. Слово березняк имеет произ­носительный вариант — берёзник, и некоторые ученики могут назвать слово именно с таким уда­рением. Познакомьте их с другим вариантом, ука­зав на орфографическую проблему. В слове лесника две орфограммы — в корне и в суффиксе: первую ученики проверяют, о второй говорят, что в суффиксе -ник- нужно писать букву и.

Остальные слова не вызовут затруднений при записи под диктовку. Выделенные слова учитель диктует орфоэпически, слова с неизученными орфограммами следует произносить ор­фографически.

Упражнение 2 (работа в паре) — развитие орфографической зоркости, повторение орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласных корне слова». К выписываемым словам ученики должны подобрать проверочные, буквы-орфограммы под­черкнуть. Слова, которые должны быть выписаны: (с) шиш-кой, (с) кочерыжкой, (с) травкой, (с) козявкой, мишка, полк, (с) овцой, всем (проверочное слово весь).

Рубрика «Давай подумаем» помогает учащимся осознать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Безударный гласный звук в корне проверяется формой слова или родственным словом с ударным гласным 1 пуком. Написание безударных гласных в суффиксах определя­ется правилами. В одних случаях правило предлагает изме­нять форму слова и следить за гласным звуком (суффиксы -ек-, -ик-), в других случаях написание зависит от места ударения (суффиксы -ив-, -ев-), некоторые суффиксы всегда пишутся одинаково (-ость-, -чив-, -лив-, -ов-). Родственными словами с другим суффиксом безударный гласный в суффиксе прове­рять нельзя. Один из выводов, который должны сделать уча­щиеся в ходе работы с рубрикой: перед проверкой безударно­го гласного необходимо обязательно определять, в какой час­ти слова находится этот безударный гласный, так как способы проверки в корне одни, а в суффиксах другие.

В зависимости от уровня класса учитель может сооб­щить о возможности в ряде случаев проверки безударного гласного в суффиксе подбором слова с ударным суффиксом, но это должно быть слово именно с таким же суффиксом, а не родственное слово с другим суффиксом. Для суффиксов -ев-, -ив- это правило не работает, так как суффикс -ев- все­гда безударный.

Упражнение 3 — отработка умения выделить в слове суффикс, подобрать слова именно с таким суффиксом, активизация сло­варного запаса. Выполняется письменно, фронтально.

Вариант выполнения. Упражнение предлагается для ра­боты в группах. При этом либо класс делится на произвольное количество групп и каждая группа работает со всеми словами, либо класс делится на семь групп, каждая из групп получает од­но из слов и подбирает к нему слова с таким же суффиксом.

Выполненное упражнение выглядит так: игривый, ленивый, червивый, правдивый; шутливый, талантливый, торопливый, дождливый, счастливый;

замочек, орешек, комочек, молоточек;

заманчивый, задумчивый, настойчивый, отзывчивый1;

мудрость, молодость, ясность, жалость;

лицевой, дождевой, волевой, плюшевый;

бантик, дождик, гвоздик, пёсик.

Упражнение 4 (по выбору) — комплексный орфографический тре­нинг, повторение суффикса -н- в прилагательных. Выполняет­ся в парах. После завершения работы в парах фронтально про­водится её проверка: ученики называют буквы, которые они вставили, обосновывают свой выбор. Дома предлагается под­готовить это стихотворение к письму по памяти.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — повторение правописания суффиксов -ость-, -ек-, сочетания чн. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 — развитие орфографической зоркости, уме­ния в звуковой записи обнаруживать наличие орфограмм и выполнять проверку до того, как сделать буквенную запись. Это упражнение очень важно для подготовки к письму под диктовку, так как во время диктанта ученик выполняет после­довательно те операции, которые отрабатываются в упраж­нении. Выполняется фронтально, вызванные ученики рабо­тают у доски, вслух комментируя выполняемые операции. Пример рассуждения ученика у доски: «[брат'ик] — в этом слове ударным является звук [а], безударный гласный [и]. В слове братик корень -брат-, нулевое окончание, значит, орфограмма находится в суффиксе. Чтобы решить, какой суффикс в этом слове —ик- или -ек-, нужно изменить форму слова и проверить, исчезает ли гласный (братика); раз глас­ный не исчезает, значит, в этом слове суффикс -ик-, записы­ваем: братик».

Упражнение 3 — отработка алгоритма подготовки к письму по памяти. После прочтения стихотворения и вписывания суффиксов учащиеся ищут слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова» (цветущего, себе, пролетел, светля­чок), подчёркивают букву безударного гласного и подбирают проверочные слова (к слову себе проверочное слово подо­брать нельзя). После этого учитель отмечает, что в словах чёр­ный и учёный написание буквы ё после [ч'] надо запомнить. ()дно из придуманных предложений со словом чёрный учени­ки записывают в тетрадях.

Далее идёт работа со словами жучок и светлячок: поиск одинакового суффикса, подчёркивание буквы о. Последующая подготовка к письму по памяти идёт по усвоенному ранее алго­ритму; ученики пишут в своих тетрадях, закрыв текст стихо­творения. В зависимости от уровня класса и темпа работы учи­тель может предложить написать по памяти или списать вто­рую часть стихотворения.

Упражнение 4 — отработка правописания суффиксов -еньк-, -еват-, -оват-. Работа в парах. Каждая пара устно составляет оба возможных слова, например синенький и синеватый, после чего один ученик пишет одно слово, а второй — другое. Резуль­таты работы обсуждаются коллективно.

Дополнительные задания

1. Дифференциация в безударном положении суффиксов -лив-, -чив-, -ев-.

Учитель предлагает ученикам согласиться с Дашей или возразить ей. Она написала слова и объяснила их написание так:

  • «удачлевый», так как под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения —ев-; в данном случае ударения нет, значит, надо писать -ев- (ученики должны заметить и исправить ошиб­ку, доказав, что в этом слове суффикс -лив-, который всегда пи­шется с буквой и);

  • «фланеливый» (необходимо объяснить значение слова фланель — «лёгкая бумажная или шерстяная ткань, обычно с пушистым редким начёсом»), так как в суффиксе -лив- всегда пишется буква и (ученики должны заметить и исправить ошиб­ку, объяснив, что слово фланелевый образовано от слова фла­нель, а суффикс -ев- нужно писать потому, что он находится в безударном положении);

  • «эмаливый» (необходимо объяснить значение слова эмаль — «специальная краска, лак, которыми покрывается по­верхность металлических изделий»), так как в суффиксе -лив-всегда пишется буква и (ученики должны заметить и испра­вить ошибку, доказав, что в этом слове безударный суффикс -ев- (эмаль + ев = эмалевый), который пишется с буквой е).

  • Далее учитель открывает запись на доске (во всех словах проставлено ударение):

  • волевой — непоседливый

  • болевой — заботливый

  • полевой — совестливый

  • Ученики должны объяснить написание подчёркнутых букв в парах слов.

  • 2. Повторение написания суффиксов -ик-, -ек-. Учитель просит объяснить написание суффиксов в словах на доске: па­кетик, билетик, орешек, пенёчек. После повторения прави­ла написания -ик-, -ек- слова записываются под диктовку в два столбика в зависимости от суффикса. Примерный набор слов: горошек, дождик, гвоздик, листочек, карандашик, ножик, листик, ножичек, ключик, халатик, блокнотик, замочек, бантик, звоночек

  • По окончании диктовки ученики обозначают в словах суф­фиксы и пишут рядом с каждым словом проверочное.

  • Дифференцированная работа. Выполнение упр. 65, 67, 68 в тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, требующие педагогической поддержки, вместе с учителем выполняют упр. 67. Перед началом выполнения учитель просит вспом­нить, какая буква пишется после шипящих в суффиксе -ок- (об этом говорилось на предыдущем уроке).

  • Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв юг, ог, рг, жг. Прописать данные буквосочетания.














Урок 62

Урок 62 Как устроен наш язык

Приставка как часть слова

Задачи урока: познакомить с приставкой как значимой ча­стью слова, стоящей перед корнем и служащей для образова­ния новых слов; организовать наблюдение за этой частью сло­ва и научить выделять её из состава слова.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» обращает внимание на то, что в слове, кроме корня и суффикса, может быть ещё одна значимая часть. При ответе на первые вопросы рубрики уча­щиеся должны указать, что слово не может быть без корня, так как в корне содержится основное значение слова, а суффикс в слове может быть, а может и не быть. С помощью суффикса образуются новые слова, значение которых складывается из основного значения корня и дополнительного, внесённого суффиксом. Пары слов (море — приморский и т. д.) учитель дублирует на доске. Работа проводится фронтально, устно.

После того как корни и суффиксы в словах выделены и оп­ределено, что вторые слова в парах — это имена прилагатель­ные (отвечают на вопрос какой? и называют признак), учи­тель читает слова приморский, придорожный, пришколь­ный, прибрежный, пригородный и предлагает ответить на последний вопрос, после чего отмечает в этих словах пристав­ку. Чтобы помочь учащимся убедиться в том, что отмеченная часть имеет значение, учитель предлагает сравнить значения слов морской и приморский, дорожный и придорожный, школьный и пришкольный. Ученики должны не только обнаружить разницу в значении этих слов, но и прийти к выводу, что новое значение заключается в только что выделенной час­ти, которая и придаёт это значение всему слову.

Упражнение 1 (работа в паре) — наблюдение за значением разных приставок. Имеющийся у учащихся как носителей языка рече­вой опыт позволяет выполнить это упражнение даже при от­сутствии теоретических знаний. Выполняется в паре пись­менно.

Учитель обращает внимание на наличие рубрики «Под­сказка». Вопрос на обобщение наблюдений: можно ли ска­зать, что слова забежал, выбежал, прибежал, перебежал, отбежал — это разные формы одного слова? (Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения.)

Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения, сделан­ные учащимися.

Упражнение 2 — закрепление представления о приставке в процессе наблюдения за группами родственных глаголов. Начинается фронтально, устно. Группы слов дублируются на доске:

вылить записать заехать

перелить вписать выехать

налить выписать переехать

отлить написать уехать

пролить подписать приехать

Вопросы для обсуждения: можно ли сказать, что слова каж­дого столбика — это формы одного и того же слова? Можно ли сказать, что это родственные слова? Как называется часть род­ственных слов, содержащая различающее их значение? Какое значение придаёт каждому слову приставка, с помощью кото­рой оно образовано?

Далее в словах обозначаются приставки, и учащиеся спи­сывают в тетради одну из групп по своему выбору.

Упражнение 3 (работа в паре) — тренировка в поиске приставок для образования слов с заданным значением. Выполняется в парах письменно.

Возможные трудности. Незнание правильного напи­сания приставок по-, от-, до-.

Помощь. Учитель пишет на доске несколько приставок (в том числе и те, которые ученики должны использовать) и просит при записи слов обращать внимание на правильное написание той или иной приставки, сверяясь с записью на доске.

Возможная ошибка. Написание «оцвёл». Во время про­верки учитель уточняет написание этого слова.

Рубрики «Обрати внимание» и «Подсказка» расширяют знания о приставке и вводят алгоритм выделения приставки В слове (читает учитель).

Упражнение 4 — выяснение значения приставок по-, у-. Пред­лагается как домашняя работа.

Упражнение 5 — отработка умения выбрать нужную приставку и соответствии со смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов с разными пристав­ками. Выполняется письменно, самостоятельно.

Перед началом работы учитель обращает внимание на спи­сок приставок в рубрике «Подсказка». Учеников, требующих педагогической поддержки, можно объединить в одну группу и организовать работу под руководством учителя. С этими уче­никами всё упражнение выполняется устно, несколько слово­сочетаний предлагается записать.

Каллиграфическая минутка. Проанализировать особен­ность соединений строчных букв в сочетаниях оро, оло. Про­писать строчку данных буквосочетаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!