Урок 52 Как устроен наш язык
Значения суффиксов
Задачи урока: познакомить с новой группой суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Начало урока
Письмо под диктовку текста упр. 5 тетради «Пишем грамотно» (урок 51) с последующей самопроверкой по тексту в тетради. Учащиеся должны подчеркнуть орфограмму «Непроизносимые согласные в корне слова».
Работа по учебнику
Упражнение 1 — наблюдение за значением суффиксов -оват-, -еват-; тренировка в образовании новых слов с помощью этих суффиксов. Выполняется фронтально. После прочтения приведённых примеров ученики делают вывод, что с помощью суффиксов -оват-, -еват- образуются имена прилагательные, называющие не очень сильно выраженный признак (признак, выраженный не полностью, не в полном объёме). Следующая часть упражнения выполняется письменно. Запись выглядит так: трудный — трудноватый, сложный — сложноватый и т. д. (суффикс -оват- выделен).
Вопросы, направляющие наблюдения: на какой вопрос отвечают и какое значение имеют первые слова в записанных парах? Как называются такие слова? Можно ли сказать про вторые слова в парах, что это тоже имена прилагательные? Есть ли сходство в значении слов в парах и в чём заключается разница в значении первого и второго слова в каждой паре?
Словосочетания со словами грязноватый, сыроватый, жестковатый сначала составляются устно, после этого одно-два можно записать.
Упражнение 2 (работа в паре) — развитие умения соотносить схему состава слова со словами, которые ей соответствуют, а также подбирать свои слова к заданной схеме. Чтобы правильно выполнить это упражнение, ученик должен в уме произвести разбор слова по составу. Выполняется в парах, три пары работают у доски. Образец записи:
Первая схема: мосты, огород, ... .
Вторая схема: кустик, избушка, .... Третья схема: такси, ....
Возможные трудности. Учащиеся могут забыть о нулевом окончании или о неизменяемых словах, у которых нет окончания.
Помощь. Напомнить о словах с нулевым окончанием и попросить изменить форму слов, воспользовавшись подсказкой на форзаце.
Рубрика «Давай подумаем» содержит очень важный материал, разъясняющий, почему при выделении суффикса необходимо находить слово, от которого образовалось данное
В результате наблюдений за образованием новых слов от первоначального слова учащиеся приходят к выводу, что слова снежинка, дождинка, пушинка образовались от слов снег, дождь, пух с помощью суффикса -инк-, а слова горошинка, фасолинка — от слов фасолина, горошина с помощью суффикса -к-, а эти слова, в свою очередь, от слов горох и фасоль С помощью суффикса -ин-. После этого на доске и в тетрадях делается такая запись:
снег + -инк- = снежинка (г//ж) дождь + -инк- = дождинка пух + -инк- = пушинка (х//ш) горох + -ин— горошина + -к- = горошинка фасоль + -ин- — фасолина + -к- = фасолинка
Следующие два упражнения помогают организовать дифференцированную работу. Учащиеся, которые не совершили ошибок при выполнении упр. 2 и легко справляются с выделением окончаний и суффиксов, выполняют упр. 3. Учащиеся, которым необходимо потренироваться в выделении суффиксов, окончаний и их различении, выполняют упр. 4. После завершения работы результаты выполнения и того и другого упражнения обсуждаются.
Упражнение 3 — наблюдение за функционированием в предложении слов без суффиксов и слов с нужными суффиксами.
В результате корректировки предложений у учащихся могут появиться такие варианты: «Синенький колокольчик качается в поле»; «Синий колокольчик качается в поле»; «Жёлтенькие кувшинки расцвели на озере»; «Жёлтая кувшинка расцвела на озере» и т. п.
Упражнение 4 — поиск довольно часто встречающейся ошибки при выделении частей слова — смешения окончаний и суффиксов. Запись в тетради должна быть такой:
грибок, грибка, грибку, грибком]
грибок, гриб, грибник
гриб + -ок- = грибок
Ученики должны объяснить значение слова грибок (грибок — это маленький гриб) и назвать суффикс, с помощью которого образовалось слово, записать в тетрадь слово грибок, выделив корень, суффикс и нулевое окончание.
Упражнение 5 (по выбору) — повторение значения суффикса -оват-, тренировка в выделении корня, суффикса и окончания. Может быть предложено в качестве домашнего задания.
Упражнение 6 (по выбору) — повторение частей речи (имена существительные и имена прилагательные) и тренировка в выделении корня, суффикса и окончания. Выполняется письменно, фронтально.
Вопросы перед началом выполнения: что называют и на какие вопросы отвечают имена существительные? Что называют и на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Алгоритм выделения частей слова учащиеся вспомнили в процессе выполнения и проверки упр. 4. Форма слов изменяется устно, родственные слова также подбираются устно. Обязательное условие при выделении суффикса — объяснение, от какого слова с помощью этого суффикса образовалось разбираемое слово и какое значение вносит суффикс.
Возможные трудности. В упражнении есть слова с чередованием согласных в корне: -смех смеш- (х//ш), -киев- — -киевл- (в//вл'), -волк- - -волч- (к//ч), -рог рож- (г//ж).
Если учащиеся не учтут этого, возможны ошибки при выделении корней и, соответственно, суффиксов. Наиболее вероятная ошибка — выделение корня -киев- и суффикса -лянин-в слове киевлянин.
Помощь. Предупредить о наличии корней с чередованием согласных.
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Вя, Вл, Вм, Эл, Эм, Эя.
Урок 53 Правописание
Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-
Задачи урока: познакомить с правилом написания суффиксов -онок-, -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» содержит языковой материал, наблюдение за которым позволяет учащимся самостоятельно сформулировать правило написания суффиксов -онок-и -ёнок-. Выполняется фронтально, устно.
Вывод: суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных звуков, кроме [ч']; суффикс -онок- пишется после шипящих звуков, в том числе после звука [ч'].
Вопрос учителя: «Что вы знаете о звуках [ж], [ш]?» (Это твёрдые согласные звуки, которые не имеют пары по мягкости.)
Рубрика«Тайны языка» обобщает результаты наблюдений.
Вопросы, проверяющие понимание орфографического правила: можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс -ёнок-? (Нет, так как после мягкого согласного звука [ч'] пишется суффикс -онок-.) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется только после твёрдых согласных звуков? (Нет, суффикс -онок- пишется ещё и после мягкого согласного звука [ч'].) Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется после всех шипящих звуков? (Да.)
Рубрика «Подсказка» вводит алгоритм применения правила. Алгоритм читается вслух, примеры разбираются с одновременной записью рассуждения на доске.
Упражнение 1 — отработка правила и алгоритма его применения. Выполняется письменно, фронтально. Слова записываются в два столбика:
-онок- -ёнок-
Вопросы перед началом записи: на какие звуки будут заканчиваться корни слов первого столбика? Будут ли во втором столбике слова, корни которых оканчиваются на звук [ч']? После этого учащиеся записывают слова в два столбика, по очереди выходя к доске, и подробно, используя алгоритм при комментировании своей записи, объясняют выбор суффикса. Последняя буква корня обязательно подчёркивается, суффикс выделяется.
Упражнение 2 (по выбору) — дальнейшая отработка правила. Предлагается для самостоятельной работы в конце урока или как домашнее задание. Названия детёнышей записываются в два столбика в зависимости от суффикса.
Возможная ошибка. Запись вместо слова телёнок слова «коровёнок».
Помощь. Перед выполнением упражнения спросить, как называют детёныша коровы.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — самостоятельная работа на применение правила. Вопросы перед началом выполнения: что можно сказать о буквах, которыми заканчиваются корни слов первого столбика? (Это буквы шипящих звуков.) Какой суффикс нужно будет дописать во все слова первого столбика? (После шипящих пишется суффикс -онок-, во все слова допишем -онок-.) Вопрос после выполнения: почему во все слова второго столбика вы дописали суффикс -ёнок-? (Потому что корни всех слов второго столбика заканчиваются на мягкий согласный, но не [ч'].)
Упражнение 2 — отработка правила, подготовка к выполнению \пр. 2 учебника. Выполняется в парах. Выполнение упражнения проверяется фронтально.
Возможные ошибки. Запись слов типа «коровёнок», «лошадёнок».
Помощь. Перед выполнением напомнить, что не всегда слово, называющее детёныша, имеет такой же корень, как сло-во, называющее его маму.
Упражнение 3 — отработка написания слова котёнок, повторение орфограммы «Безударные гласные в корне слова».
Дифференцированная работа. Все учащиеся выполняют упр. 63 в тетради «Учусь писать без ошибок», быстро справившиеся с ним выполняют упр. 62.
Каллиграфическая минутка. Обратить внимание на соединительный штрих в написании сочетаний прописных букв О, Б, В, Ф, Э, Ю со строчными л, м, я. Прописать соединения букв Юя, Юл, Юм, Фл, Фм, Фя.
Урок 54 Правописание
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
Задачи урока: организовать наблюдение за написанием суффиксов -ик- и -ек-; познакомить с правилом и алгоритмом его применения; тренинг в применении правила.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» содержит материал, на основании которого учащиеся могут самостоятельно сформулировать ответ на вопрос: когда пишется суффикс -ик-, а когда -ек-?
Ученики должны сделать выводы: а) одинаково произносящиеся суффиксы записываются по-разному; б) выбор суффикса зависит от того, сохраняется ли гласный звук в суффиксе при изменении слова: если гласный сохраняется, пишем -ик-; если гласный исчезает, пишем -ек-. Выполняется устно, фронтально.
Рубрика «Обрати внимание» позволяет проверить правильность вывода, сделанного учащимися в процессе работы с рубрикой «Давай подумаем». После этого учитель просит детей определить порядок применения правила.
Рубрика «Подсказка» читается после того, как учащиеся самостоятельно попытались определить последовательность действий при выборе суффикса. Примеры применения алгоритма учитель выносит на доску.
Упражнение 1 — тренировка в написании слов с суффиксами -ик- и -ек-, подбор проверочных слов. Выполняется письменно, фронтально. Вопрос после прочтения задания к упражнению: как вы будете объяснять написание суффиксов? Учащиеся сами должны догадаться, что для этого им нужно записывать форму слова, в которой гласный в суффиксе будет или оставаться, или исчезать. Запись выполняется в два столбика:
-ик- -ек- (-к-)
гвоздик — гвоздика сыночек — сыночка
Схема после упражнения обращает внимание на наличие в языке слов с двумя суффиксами и чередование согласных в суффиксе. Учитель напоминает учащимся, что они уже встречались со словами, в которых имеется не один, а сразу два суффикса, и просит найти среди слов упражнения два слова, в которых есть два суффикса, и обосновать свой выбор.
Учащиеся в качестве доказательства приводят цепочку образования выбранного слова (сыночек: сын — сынок — сыночек; лесочек: лес — лесок — лесочек; дождичек: дождь — дождик — дождичек; аналогично образованы слова часочек, цветочек, годочек). Учитель записывает эти цепочки слов, бозначая суффиксы, и после записи всех слов просит учащих-| я сделать вывод о том, что происходит с первым из суффиксов, когда к нему добавляется следующий суффикс.
Ученики должны заметить, что в суффиксе происходит чередование согласных — звук [к] превращается в звук [ч'].
Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление правила написания суффиксов -ик- и -ек-, отработка способа проверки. Выполняется письменно, в парах, с опорой на данный в учебнике образец записи.
Вариант выполнения задания. Ученики записывают не Все слова, а подбирают по три слова в каждый столбик, но так, чтобы у работающих в одной паре слова не повторялись.
Возможная трудность. Образование новых слов от (лов, уже имеющих один суффикс, типа голубок — голубочек, /лоток — глоточек.
Помощь. Повторить выводы, сделанные при работе с предыдущим упражнением, прочитать рубрику «Подсказка».
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — закрепление правила. Предлагается для самостоятельной работы. Доказывая правильность выбора суффикса, ученики должны в проверочном слове выделить либо суффикс -к-, либо суффикс -ик-. При необходимости учитель напоминает, что -ек- = -к-.
Упражнение 2 — отработка умения определять тип орфограммы, выбирать способ проверки. Выполняется письменно самостоятельно.
Возможная трудность. Подбор проверочных слов к словам дорожке, сапожки.
Помощь. Напомнить о проверке формой слова (дорожек, сапожек) и о чередовании звуков г//ж, возможна проверка родственными словами дорога, сапоги.
Упражнение 3 — закрепление правила, организация орфографического тренинга. Обратите внимание, что важны оба этапа работы: и подбор проверочного слова с последующей вставкой нужной буквы в суффикс, и написание слов целиком, — это необходимо для отработки двигательного образа всего слова. Для удобства можно предложить сделать таблицу с двумя столбиками в тетрадях учащихся, чтобы при заполнении таблицы не перелистывать постоянно страницу в тетрадях на печатной основе. Рубрика «Проверь себя» поможет организовать самоконтроль и самопроверку.
Дополнительная работа. Если учитель не уверен в том, что учащиеся класса смогут правильно выполнить упр. 2 учебника, можно провести фронтально устную подготовительную работу с опорой на материал, вынесенный на доску. Первоначальная запись на доске выглядит так:
дождь
бант -ик-
кусок -ек-
орех блокнот
Учитель просит учащихся называть, какой суффикс они используют для образования нового слова от данного, и доказывать свой выбор. После записи слева от исходного проверочного слова учитель соединяет исходное слово с нужным суффиксом, спрашивает, есть ли в данном случае чередование согласных, и записывает за проверочным словом получившееся. Итоговая запись:
дождинка — дождик дождь
бантика — бантик бант
кусочка — кусочек кусок (к//ч) -ек-
орешка — орешек орех (х//ш) -ик-
блокнотика — блокнотик блокнот
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв он, ок, ор, ои. Прописать данные буквосочетания.
Урок 55
Правописание
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
Задача урока: закреплять правило написания суффиксов -ик- и -ек- и алгоритм его применения. Начало урока
Повторение правила написания суффиксов -ик-, -ек- с опорой на материал, вынесенный на доску:
ключ...к, замоч...к, песоч...к, кармаш...к, билет...к, блиноч...к, лист...к
Учитель просит учащихся сказать, в какой части слова находится пропущенная буква и как они будут определять, какая буква пропущена. Далее каждое слово подробно разбирается, вставляется нужная буква и выделяется суффикс (это могут делать ученики, по очереди выходящие к доске).
Работа по учебнику
Упражнение 1 — орфографический тренинг. Обязательное условие — написание проверочного слова. Выполняется фронтально, письменно. Запись оформляется в два столбика.
Упражнение 2 — запись слов с суффиксами -ик-, -ек- с опорой на проверочное. Выполняется письменно, фронтально или используется для организации дифференцированной работы.
Упражнение 3 (работа в паре) — отработка умения находить группы родственных слов и суффиксы -ик-, -ек-, объяснение написания этих суффиксов. Выполняется письменно.
Упражнение включает восемь групп родственных слов, каждый ученик выписывает только четыре группы. К доске можно вызвать восемь учеников, каждый из которых будет самостоятельно выписывать одну из групп. Записываются родственные слова в столбик. Образец:
Цвет
цветик
цветочек
После выполнения в парах проводится проверка.
Дополнительные задания (по окончании основной работы над упражнением).
Назвать слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова» и найти среди родственных слов проверочные.
Назвать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и найти среди родственных слов проверочные.
Упражнение 4 (по выбору) — орфографический тренинг, повторение всех изученных орфограмм. Устный разбор, обязательно включающий подбор проверочных слов, проводится в классе фронтально, письменное выполнение упражнения может быть предложено как домашнее задание.
Возможная трудность. Поиск проверочного слова к слову иголочку.
Помощь. Назвать слово иглы.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — орфографический тренинг в парах.
Возможная трудность. Работа с корнем -внуч-.
Помощь. Сообщить ученикам, что внучек и внучок — это два варианта одного и того же слова. На письме они различаются лишь потому, что в одном случае ударение падает на суффикс (внучок), а в другом — на корень (внучек).
Упражнение 2 — закрепление изучаемого правила и отработка навыка образования слов с помощью суффиксов -ик- и -ек-, включая случаи с чередованием согласных в суффиксах и корнях слов. Выполняется фронтально или в парах.
Возможные трудности. Образование слов в случаях с чередованием согласных в корне или суффиксе (орех — орешек, дружок — дружочек).
Помощь. Напомнить перед выполнением упражнения возможности чередования согласных в словах.
Упражнение 3 — составление слов из предложенных элементов, имбор необходимого суффикса. Выполняется письменно, в парах. Возможный набор составленных слов: зонтик, тигрёнок, кнёнок, винтик, слонёнок, слоник, котик, котёнок, ёжик, ежонок, тортик, ослик, ослёнок. Вопрос после выполнения: какой суффикс не был использован ни разу? (Суффикс -ек-.)
Упражнение 4 — орфографический тренинг на материале изученных орфограмм. Выполняется письменно, самостоятельно.
Возможная трудность. Текст стихотворения включает словарные слова: автобус, дорога, машины, город, в которые учащиеся должны вставить буквы.
Помощь. Напомнить о существовании словарных слов, предложить в случае невозможности подобрать проверочное слово заглядывать в орфографический словарик учебника.
Дифференцированная работа. Учащиеся, которые не до конца усвоили изучаемое правило, выполняют упр. 69 в тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, хорошо усвоившие правило, выполняют упр. 69 в тетради «Учусь писать без ошибок», после чего переходят к упр. 64.
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв вн, вк, вр, ви. Прописать данные буквосочетания.
Урок 56 как устроен наш язык
Значения суффиксов
Задача урока: познакомить с двумя видами суффиксов: близкими или тождественными по значению, но различающимися по звучанию и написанию; совпадающими по звучанию и написанию, но имеющими разное значение.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — наблюдение за языковым явлением: одно и то же значение может передаваться разными суффиксами; выделение суффикса на основе развёрнутого толкования слова (переводчик — тот, кто переводит). Выполняется фронтально, письменно.
Вопросы, проверяющие правильность выполнения первой части упражнения. Все написанные слова называют людей по профессии или роду занятий. Можно ли сказать, что во всех этих словах один и тот же суффикс? Какие группы слов образованы с помощью одного и того же суффикса? Какого? (Переводчик, грузчик — -чик-; печник, пожарник — -ник-и т. д.)
Возможная трудность. Выделение суффикса -тель-: учащиеся могут выделить суффиксы «-атель-» или «-итель-», ориентируясь на слова испытатель, писатель, спасатель, учитель.
Помощь. Выписать на доске глаголы испытать, писать, спасать, учить и отметить в них суффиксы -а-, -и-, сообщив ученикам, что это особые суффиксы глаголов, с которыми ученики познакомятся подробно в 4 классе, когда будут изучать глагол как часть речи. Во время ответов на вопросы учитель записывает на доске называемые учащимися суффиксы: -щик-, -чик-, -ник-, -ист-, -тель-.
Вторая часть упражнения выполняется устно, с опорой на представленные на доске суффиксы.
Упражнение 2 (работа в паре) — знакомство с суффиксами прилагательных -н-, -ов-; повторение выделения имён прилагательных на основе вопросов и общего значения. Выполняется письменно, в парах, с последующей взаимопроверкой. Один ученик из пары пишет словосочетания, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -н-, а другой — словосочетания, в которых имя прилагательное образуется с помощью суффикса -ов-. После того как каждый напишет по три словосочетания, ученики меняются ролями.
При проверке сначала читаются словосочетания, включающие прилагательные с суффиксом -н-, потом — с суффиксом -ов-.
Возможная ошибка. Пропуск одной из двух букв в сочетании нн, возникающем на стыке корня и суффикса.
Помощь. До начала письменного выполнения упражнения учитель указывает на появление такого сочетания двух одинаковых букв в случаях, когда корень заканчивается на бук-ну н и добавляется суффикс -н- (каменный, осенний, туманный).
Упражнение 3 (трудное) — знакомство с явлением омонимии суффиксов (термин не вводится), выяснение значений суффиксов, решение проблемной задачи. Выполняется коллективно, устно.
Обратите внимание. Необходимо предоставить возможность каждому ученику высказать своё мнение с обязательным доказательством. При этом учитель постоянно напоминает ученикам, что важно различать не только звучание, но и значение суффиксов.
Результатом работы с каждой группой должен быть примерно такой вывод: в словах чайник и цветник суффикс -ник-помог от слов чай и цветы образовать слова, называющие местоположения этих предметов: чайник — сосуд для чая, цветник — место, где растут цветы. Можно сказать, что значение суффикса -ник- — указание на место, в котором что-то содержится. В словах школьник, дворник суффикс -ник- помог от слов школа и двор образовать слова, обозначающие людей по роду занятий, профессии. У суффикса -ник- в слове чайник и у суффикса -ник- в слове школьник совсем разные значения, значит, это разные суффиксы. Если бы это был один и тот же суффикс, пришлось бы считать, что школьник — это место, где находится школа, и наоборот, что чайник — это человек, профессия или занятия которого связаны с чаем. Вопрос для проверки понимания: в какой столбик нужно было бы записать слова печник, кофейник, соусник}
При работе со следующей группой суффиксов учащиеся должны отметить, что первый суффикс -чик- передаёт уменьшительно-ласкательное значение, а второй суффикс -чик- обозначает людей по их профессии. Слова для проверки понимания: стульчик, переводчик, костюмчик.
В третьем случае учащиеся должны увидеть, что первый суффикс -ик- передаёт уменьшительно-ласкательное значение, а второй суффикс -ик- обозначает людей по профессии или по присущим им качествам.
В четвёртом случае учащиеся должны отметить, что первый суффикс -арь- помогает передать значение «сборник» (словарь — сборник слов, букварь — сборник букв), а второй суффикс -арь- обозначает людей по профессии и роду занятий. Для проверки понимания можно предложить слова пахарь, звонарь и вопрос: можно ли сказать, что аптекарь — это сборник аптек?
Рубрика «Подсказка» и выбор одного из двух вариантов ответа подводят итог проведённой работы.
Упражнение 4 (работа в группе) — обобщение знаний, полученных учащимися при изучении темы «Суффикс». Выполняется устно, в группах. Учитель заранее выносит таблицу на доску и в процессе обсуждения результатов работы в группах заполняет её. Материал упражнения можно использовать как наглядное пособие (после проведённой работы ученики могут дома подготовить для себя карточки).
Упражнение 5 (по выбору) — отработка умения находить в словах корень, суффикс и окончание. Задание «Спиши» предлагается как домашнее либо для проведения самостоятельной работы (в классе с невысоким темпом учебной деятельности может не проводиться). В классе коллективно выполняется только разбор по составу.
Дополнительные задания
1. Доказать, что в слове травинка нельзя выделить два суффикса: -ин- и -к-. (В русском языке нет слова «травина», поэтому нельзя говорить о том, что сначала было слово трава, а потом травина, а потом травинка. Слово травинка образовано от слова трава с помощью суффикса -инк-.)
2. Найти в тексте упражнения слова с чередованием х//ш м корне. (Колышутся — колыхаться, вершины — верх, тихо — тише, мох — замшелый.)
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв бн, бк, бр, би. Прописать данные буквосочетания.
Урок 57 Правописание
Учимся писать суффикс -ость-
Задачи урока: отрабатывать писание суффикса -ость-; повторить изученные орфограммы. Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» направлена на выделение у группы слов суффикса -ость- и определение значения этого суффикса. Выполняется устно, фронтально. На основе наблюдения учащиеся делают вывод, что во всех этих словах есть один и тот же суффикс, указывающий на качество человека или его состояние. Отвечая на последний вопрос рубрики, учащиеся определяют, что в ударном и безударном положении суффикс -ость- пишется одинаково, написание суффикса необходимо запомнить.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, сделанные в ходе работы с предыдущей рубрикой.
Упражнение 1 — отработка написания суффикса -ость-. Выполняется письменно, фронтально.
Упражнение 2 — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Предлагается для работы в парах или для самостоятельной работы.
Упражнение 3 — повторение изученных ранее орфограмм, развитие орфографической зоркости. Первый раз текст читает учитель. Выполняется письменно. Работа начинается как фронтальная и продолжается как самостоятельная или в парах. Слова с непроизносимыми согласными, встретившиеся в тексте: солнцем, радостно.
Дополнительные задания
Подобрать проверочные слова к словам с непроизносимым согласным звуком.
Найти в тексте слово, в котором есть опасное сочетание зн, но нет непроизносимого согласного; проверить написание этого слова (проказницы — проказы).
Найти и выписать слова с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова», подбирая проверочные (шубки — шуба, друг за дружкой — дружок, хвосты — орфограмму с проверить нельзя).
Можно предложить учащимся какую-то часть текста подготовить к письму под диктовку.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — тренировка в образовании слов с суффиксом -ость- и отработка его правописания. Выполняется письменно, фронтально: ученики по очереди выходят к доске. Суффикс выделяется, буква о подчёркивается.
Упражнение 2 — расширение словарного запаса, работа над значениями слов, орфографический тренинг. Проводится фронтально. При необходимости учитель объясняет значения слов.
Упражнение 3 — повторение написания суффикса -ечк-. Выполняется письменно, фронтально. Учитель просит сначала выполнить задание устно и определить, какой суффикс поможет образовать все слова, сообщает его написание, после этого ученики самостоятельно записывают вторые слова в парах.
Упражнение 4 — определение места и типа орфограммы, отработка умения доказать правильность написания буквы в слове. Выполняется самостоятельно, письменно. Лучше предложить списывать слова в два столбика. Для облегчения проведения проверки целесообразно вызвать к доске двух учеников, каждый из которых заполнит один из столбиков. Запись в тетрадях и на доске будет выглядеть так:
Орфограмма в корне Орфограмма в суффиксе
взяла — взять ёжик — ёжика
понесла — понёс платочек — платочка
бугорок — бугор кончили — кончиков
скорей — скоро (к) домику — домика
пооежала — бег
Упражнение 5 — отработка правила написания суффиксов -ик-, - ек-, отбор слов по заданному основанию, отработка действия самоконтроля. Выполняется письменно, в парах или предлагается как домашнее задание.
Словарная работа. Записать слово весело, найти букву, написание которой необходимо запомнить.
Возможная ошибка. Ученики называют вторую букву е.
Помощь. Предложить найти проверочные слова для безударного гласного в корне. Это поможет определить, что непроверяемой орфограммой в этом слове является буква о. Составить предложения со словом весело, одно из них записать.
Дополнительная работа
Повторение правописания суффиксов -ик-, -ек-. Распределить слова по столбикам, подобрать и записать проверочные слова в зависимости от того, какой из суффиксов есть в слове. Слова для диктовки: листик, гвоздик, платочек, сыночек, букетик, комочек, человечек, плащик, ящичек, дождик, дождичек, листочек.
Вспомнить и записать три качества, которые нравятся в людях. Выделить суффикс -ость-, если он есть в слове. Задание способствует отработке написания суффикса -ость-.
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв ме, мё, не, нё, ле, лё Прописать данные буквосочетания.
Урок 58 Как устроен наш язык
Образование слов с помощью суффиксов
Задачи урока: познакомить с новыми суффиксами, учить определять значения суффиксов; ввести термин «суффиксальный способ образования слов».
Начало урока
Письмо под диктовку текста упр. 7 (тетрадь «Пишем грамотно» (№ 1), урок 57). После завершения — самостоятельная проверка по тетради.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — подготовка к введению понятия «суффиксальный способ образования слов». Выполняется фронтально, письменно. Ученики по очереди выходят к доске, учитель просит подчеркнуть случаи чередования согласных в корне.
Возможная ошибка. В качестве частей, с помощью которых образовались выделенные слова (дубовый, декабрьский, снежинка), ученики называют не только суффикс, но и окончание.
Помощь. Вспомнить, какую работу выполняет в слове окончание: образует новые слова или форму слова.
Рубрика «Тайны языка» подводит итог сделанным в предыдущем упражнении наблюдениям.
Упражнение 2 — тренировка в образовании слов суффиксальным способом. Выполняется письменно, самостоятельно (необходимо проверить правильность записывания слов).
Дополнительное задание. Вспомнить ещё несколько прилагательных, образованных с помощью данных суффиксов (например: золото — золотистый, камень — каменистый; город — городской, апрель — апрельский; липа — липовый, дуб — дубовый).
Упражнение 3 (работа в группе) — отработка умения находить слова, от которых образовались данные в упражнении (приём развернутого толкования). Перед началом работы в группах учитель напоминает, что необходимо будет проговаривать толкование каждого из предложенных слов и выделять суффикс: "Головушка — ласковое название головы (-ушк-); каменщик — тот, кто работает с камнем (-шик-); слезливый — такой, у которого часто текут слёзы (-лив-); водный — относящийся к воде, связанный с водой (-н-); горный — относящийся к горам, связанный с горами (-н-)».
Дополнительный вопрос. Какими частями речи являются исходное и образованное от него слова? (Сначала ученики определяют, на какие вопросы отвечают данные слова, затем делают вывод.)
Упражнение 4 (работа в паре) — образование имён существительных от глаголов с помощью суффикса -б-. Выполняется в паре письменно. Перед началом записи учитель указывает на наличие мягкого знака в слове просьба и просит объяснить, чем вызвано его появление. (Слово образовано от глагола просить. В корне -про[с']- мягкость звука [с'] передаётся буквой и, а в слове просьба—с помощью мягкого знака.) Учитель просит следить за написанием образуемых слов, решая, нужен ь или нет.
Упражнение 5 (по выбору) — образование от исходных слов родственных с помощью заданных суффиксов. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель обращает внимание на то, что от некоторых слов можно образовать несколько родственных слов, используя разные суффиксы. После выполнения проводится коллективная проверка.
Возможная ошибка. Написание типа «гнёздушко».
Помощь. Заранее предупредить, что новое слово от слова гнездо должно быть образовано с помощью суффикса -ышк-. Можно создать проблемную ситуацию. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с таким утверждением: «От слова белка с помощью суффикса -ок- образовано новое слово — белок». После того как ученики докажут ошибочность такого утверждения, указав на то, что это форма слова белка (белка, белки, (нет) белок) и в данном случае в корне -белк- (-белок-) просто появляется дополнительный звук [о], учитель предлагает ещё несколько проблемных утверждений: 1) от слова белка с помощью суффикса -ок- образовано слово белок (ученики не соглашаются, указывая на разные корни в этих словах); 2) от слова ягода с помощью суффикса -к- образовалось слово ягодка, а с помощью суффикса -ок— слово ягодок (с первой частью утверждения ученики соглашаются, а ошибочность второй части доказывают указанием на то, что пара ягодка — ягодок — это формы одного и того же слова ягодка).
Словарная работа. Записать слово иней, объяснить значение слова (в случае затруднений это делает учитель: можно прочитать значение слова из толкового словарика в части второй учебника), найти непроверяемую орфограмму, составить и записать предложение с этим словом. Если ученики не могут составить предложение, учитель предлагает свой вариант.
Похожая работа проводится со словом ягода: записать слово в тетрадь, найти и подчеркнуть непроверяемую орфограмму, подобрать и записать родственные слова (ягодка, ягодный; ягодник — место, где растут ягоды, или человек, который собирает, любит собирать ягоды); придумать предложение с записанными словами, записать самое интересное под диктовку учителя.
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв де, зе, че, ше. Прописать данные буквосочетания.
Дополнительная работа
Прочитать записанное на доске стихотворение. Определить способ образования подчёркнутых слов. Записать эти слова и слова, от которых они образованы.
Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как ушинки.
Вьются весело кругом.
(И. Суриков)
Запись: пушистый — пух, серебристый — серебро, снежинки — снег, пушинки — пух.
Учитель просит найти в записи слова с чередованием согласных в корне. При ответе на этот вопрос ученики должны назвать слова пушистый — пух, пушинки — пух (чередование х//ш), снежинки — снег (чередование г//ж). Учителю следует обратить внимание учеников и на то, что в слове серебристый гоже есть чередование согласных в корне — [р]//[р'].
Урок 59 Правописание
Учимся писать суффиксы имён прилагательных
Задача урока: отрабатывать правописание суффиксов имён прилагательных -ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-, -ов-. Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует работу с языковым материалом, направленную на то, чтобы учащиеся в результате наблюдения самостоятельно смогли сформулировать правило: «Под ударением пишется суффикс -ив-, а без ударе-ниея -ев-: правдивый, игривый, волевой, боевой». Целесообразно после устной работы с материалом рубрики предложить списать в тетрадь вторые слова из пар каждого столбика, выделить суффиксы, ещё раз сравнить суффиксы в словах первого и второго столбиков.
правдивый волевой
игривый грушевый
ленивый дождевой
Рубрика «Обрати внимание» систематизирует результаты наблюдений.
Упражнение 1 — закрепляет правило написания суффиксов -ив-, -ев-, отрабатывает умение планировать свою работу — записывать слова в нужный столбик. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на то, что материал упражнения содержит подсказку: знак ударения поставлен в словах с безударным суффиксом, а значит, в этих словах будет писаться суффикс -ев-. Особое внимание обращается на слово грушевый, место ударения в этом слове нужно запомнить.
Упражнение 2 (работа в паре) — закрепление Орфографического материала, расширение словарного запаса. Выполняется письменно, в парах, с последующей устной проверкой. Одна из пар работает у доски. В ряде случаев возможны разные варианты словосочетаний, например: сторожевая собака, ленивая собака, игривая собака. Хорошо, если уже при работе в парах ребята это заметят.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за написанием суффиксов -чив-, -лив-. В процессе анализа языкового материала учащиеся должны заметить, что суффиксы -чив-, -лив- пишутся всегда одинаково, их написание не зависит от места ударения в слове.
Рубрика «Обрати внимание» вводит правило написания суффиксов -чив-, -лив-.
Упражнение 3 — закрепление правила написания суффиксов -чив-, -лив-. Выполняется письменно, фронтально. Обязательно обсуждается значение записываемых прилагательных.
Упражнение 4 (по выбору) — отработка написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Выполняется либо самостоятельно учащимися с хорошим темпом работы, либо фронтально, с подробным комментированием учениками, работающими по цепочке. Ученик называет слово, от которого образовалось данное, и словообразующий суффикс. После этого ученик объясняет правило написания этого суффикса, и все записывают слово, выделяя данный суффикс, например: «Слово плюшевый образовано от слова плюш с помощью суффикса. Написание зависит от того, является ли суффикс ударным. Ставим ударение: плюшевый. Так как суффикс не под ударением, это суффикс -ев-: нужно писать плюшевый».
После того как все слова записаны, ученики читают слова орфографически, а затем, закрыв предыдущую запись, пишут их под диктовку, выделяя при написании суффиксы. Далее следует самопроверка: ученики сверяют две свои записи.
Упражнение 5 (работа в группе) — закрепление написания всех изученных суффиксов имён прилагательных, отработка умения составлять слова из предложенных морфем. После выполнения в парах результаты обсуждаются. Важно, чтобы учащиеся заметили возможность в ряде случаев составлять несколько слов с одним корнем, например: тёпленький и тепловой, обидный и обидчивый, удачный и удачливый, дождевой и дождливый. При обсуждении необходимо обратить внимание на разницу в значении этих слов.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 — отработка написания суффиксов -ив-, -ев-. Выполняется письменно, в парах. В качестве доказательства правильности выбора суффикса учащиеся ставят в словах ударение. После выполнения работы в парах она проверяется коллективно.
Дополнительные задания
1. Списать в тетрадь имена прилагательные из этого упражнения в два столбика. Запись будет выглядеть так:
-ив- -ев-
игриёый дождевой
ленивый ключевой
красивый боевой
полевой
сиренный
2. Записать в тетрадь слова, написанные на доске, вставляя буквы и распределяя по столбикам в зависимости от суффикса. Запись на доске:
груш...вый, черв...вый, сторож...вой, фальш...вый, щавел...вый
Упражнение 2 — закрепление правописания суффикса — -ов-. Выполняется письменно, самостоятельно после предварительного устного разбора.
Упражнения 3, 4 — отработка написания слов с суффиксом -н-.
Упражнение 5 — тренировка в написании суффикса -еньк-.
Выполняются самостоятельно.
Дифференцированная работа. Выполнение упр. 70 в тетради «Учусь писать без ошибок». После того как большая часть класса выполнит упр. 70, учитель читает текст, делая паузы после слов, в которых пропущены суффиксы, и предлагает ученикам по цепочке объяснять, какой суффикс они вставили и почему. Вначале отвечают ученики, которые сделали не всё упражнение, а потом те, кто выполнил упражнение полностью.
Словарная работа. Словарные слова, изученные в последнее время, записываются под орфографическую диктовку учителя, буквы-орфограммы подчёркиваются двумя чёрточками. Список слов: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник.
Домашнее задание (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовки класса): составить небольшой кроссворд, включив туда словарные слова. Подготовиться к словарному диктанту.
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв ех, еж, рж, рх. Прописать данные буквосочетания.
Урок 60 Как устроен наш язык
Образование слов с помощью суффиксов
Задачи урока: учить образовывать слова суффиксальным способом по заданным моделям; отрабатывать умение выделять части слова: корень, суффикс и окончание.
Работа по учебнику
Упражнение 1 — образование слов с помощью суффиксов в соответствии с заданным образцом, повторение частей речи. Выполняется фронтально, письменно. Ученики указывают, какой частью речи является исходное слово (в случае затруднений задают вопрос и определяют, что называет слово) и какой — образованное от него слово. Как итог работы над упражнением ученики должны сделать вывод: от имён существительных с помощью суффиксов -н-, -ов-, -ёв- можно образовать родственные слова — имена прилагательные.
Возможная трудность. Написание окончания в слове вишнёвое.
Помощь. Без объяснения теории учитель просит поставить вопрос к слову и послушать, как звучит окончание вопроса {какое?).
Упражнение 2 (работа в паре) — тренировка в образовании существительных от глаголов с помощью суффикса -к-. Выполняется в парах, письменно.
Дополнительные вопросы. С помощью какого суффикса мы уже образовывали от глаголов существительные? (С помощью суффикса-б-: дружить — дружба, просить — просьба.) Почему соседство суффикса -к- привело к изменению звучания корня в слове рубка и не привело к изменению звучания корней в словах засолка, варка, качка.} (Это связано с тем, что корень -руб- заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, и перед следующим за ним глухим звуком в слове рубка он оглушается. В остальных словах корни заканчиваются непарными по звонкости-глухости согласными.) Почему изменение в произношении корня мы не отразили на письме? (Мы знаем, как проверить орфограмму «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».)
Упражнение 3 — образование существительных с помощью суффикса -ок-, наблюдение за правописанием этого суффикса после шипящих. Выполняется письменно, фронтально.
После выполнения упражнения учитель просит подчеркнуть буквы, которыми заканчивается корень, поставить в словах ударение, напоминает, что после шипящих под ударением в суффиксе -ок- всегда пишется буква о. При обсуждении ошибок Серёжи ученики должны указать на чередование согласных в корне слова.
Дополнительное задание. Подобрать и записать ещё несколько существительных, образованных с помощью суффикса -ок-. В случае затруднений учитель предлагает исходные слова, ученики записывают родственные. Например: сапог — сапожок, бык — бычок, петух — петушок, каблук — каблучок.
Упражнение 4 — тренировка в образовании слов с помощью суффикса -н-. Выполняется самостоятельно, письменно.
Рубрика «Подсказка» напоминает о возможности появления двух букв н, если корень заканчивается на эту же букву. Кроме основного задания, можно предложить составить словосочетания с получившимися словами. По окончании выполнения упражнения обязателен коллективный контроль.
Упражнение 5 (трудное) — работа с моделями слов, активизация словарного запаса учащихся. Выполняется сначала в парах или группах, после этого на доске составляется полный список слов, подобранных по моделям.
Вариант выполнения. Если учитель не уверен, что все I к пики смогут справиться с упражнением, он пишет на доскеi ппсок слов, от которых можно образовать слова в соответст-141 и с моделями, например: чай, пыль, роса, низ, жар, звон, стоять, хвастать, дождь, удача.
Обратите внимание. К модели с суффиксом -инк- учащиеся могут предложить слова горошинка, фасолинка. В уроке 52 ученики уже отмечали наличие в этих словах двух суффиксов: -ин- и -к-, поэтому следует задать вопросы: как образованы слова горошинка, фасолинка. Какая модель соответствует этим словам?
Упражнение 6 (по выбору) — отработка умения находить в слове корень, суффикс, окончание и определять способ образования слов. Выполняется письменно. Предлагается как домашнее задание или для самостоятельной работы. В зависимости от уровня подготовки класса можно предварительно устно paзобрать с учащимися выделенные слова по составу, ещё раз повторить алгоритм выделения частей слова — окончания, корпя и суффикса.
В конце урока следует напомнить ученикам о том, что на следующем уроке будет проводиться словарный диктант (см. урок 59).
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений ья, ъя, ье, ъе, ью, ъю. Прописать данные буквосочетания.
урок 61 Правописание
Учимся писать корни и суффиксы
Задачи урока: повторить все изученные орфограммы в корне слова; отрабатывать правописание суффиксов. Начало урока
Словарный диктант: ворона, апрель, медведь, ученик, собака, фамилия, работа, ягода, иней, весело, здравствуй, лестница, чувствовать, праздник.
Учитель может также продиктовать ещё несколько ранее изученных слов (см. урок 43).
Работа по учебнику
Упражнение1 — развитие орфографической зоркости, повторение орфограмм корня. Выполняется фронтально. При работе со словом встретил ученики должны отметить сочетание четырёх согласных в начале слова; определить, что первые две буквы являются орфограммами, проверить которые нельзя; указать на различие в произношении и написании этого слова. При работе со словом (в) березняке учащиеся должны обнаружить две орфограммы «Безударные гласные в корне слова», первую из которых проверить нельзя, поэтому буква подчёркивается двумя чёрточками.
Обратите внимание. Следует обсудить с учащимися необычный суффикс в слове березняк (объясните значение слова: берёзовый лес, роща) и его правописание. Слово березняк имеет произносительный вариант — берёзник, и некоторые ученики могут назвать слово именно с таким ударением. Познакомьте их с другим вариантом, указав на орфографическую проблему. В слове лесника две орфограммы — в корне и в суффиксе: первую ученики проверяют, о второй говорят, что в суффиксе -ник- нужно писать букву и.
Остальные слова не вызовут затруднений при записи под диктовку. Выделенные слова учитель диктует орфоэпически, слова с неизученными орфограммами следует произносить орфографически.
Упражнение 2 (работа в паре) — развитие орфографической зоркости, повторение орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласных корне слова». К выписываемым словам ученики должны подобрать проверочные, буквы-орфограммы подчеркнуть. Слова, которые должны быть выписаны: (с) шиш-кой, (с) кочерыжкой, (с) травкой, (с) козявкой, мишка, полк, (с) овцой, всем (проверочное слово весь).
Рубрика «Давай подумаем» помогает учащимся осознать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. Безударный гласный звук в корне проверяется формой слова или родственным словом с ударным гласным 1 пуком. Написание безударных гласных в суффиксах определяется правилами. В одних случаях правило предлагает изменять форму слова и следить за гласным звуком (суффиксы -ек-, -ик-), в других случаях написание зависит от места ударения (суффиксы -ив-, -ев-), некоторые суффиксы всегда пишутся одинаково (-ость-, -чив-, -лив-, -ов-). Родственными словами с другим суффиксом безударный гласный в суффиксе проверять нельзя. Один из выводов, который должны сделать учащиеся в ходе работы с рубрикой: перед проверкой безударного гласного необходимо обязательно определять, в какой части слова находится этот безударный гласный, так как способы проверки в корне одни, а в суффиксах другие.
В зависимости от уровня класса учитель может сообщить о возможности в ряде случаев проверки безударного гласного в суффиксе подбором слова с ударным суффиксом, но это должно быть слово именно с таким же суффиксом, а не родственное слово с другим суффиксом. Для суффиксов -ев-, -ив- это правило не работает, так как суффикс -ев- всегда безударный.
Упражнение 3 — отработка умения выделить в слове суффикс, подобрать слова именно с таким суффиксом, активизация словарного запаса. Выполняется письменно, фронтально.
Вариант выполнения. Упражнение предлагается для работы в группах. При этом либо класс делится на произвольное количество групп и каждая группа работает со всеми словами, либо класс делится на семь групп, каждая из групп получает одно из слов и подбирает к нему слова с таким же суффиксом.
Выполненное упражнение выглядит так: игривый, ленивый, червивый, правдивый; шутливый, талантливый, торопливый, дождливый, счастливый;
замочек, орешек, комочек, молоточек;
заманчивый, задумчивый, настойчивый, отзывчивый1;
мудрость, молодость, ясность, жалость;
лицевой, дождевой, волевой, плюшевый;
бантик, дождик, гвоздик, пёсик.
Упражнение 4 (по выбору) — комплексный орфографический тренинг, повторение суффикса -н- в прилагательных. Выполняется в парах. После завершения работы в парах фронтально проводится её проверка: ученики называют буквы, которые они вставили, обосновывают свой выбор. Дома предлагается подготовить это стихотворение к письму по памяти.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение 1 — повторение правописания суффиксов -ость-, -ек-, сочетания чн. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 2 — развитие орфографической зоркости, умения в звуковой записи обнаруживать наличие орфограмм и выполнять проверку до того, как сделать буквенную запись. Это упражнение очень важно для подготовки к письму под диктовку, так как во время диктанта ученик выполняет последовательно те операции, которые отрабатываются в упражнении. Выполняется фронтально, вызванные ученики работают у доски, вслух комментируя выполняемые операции. Пример рассуждения ученика у доски: «[брат'ик] — в этом слове ударным является звук [а], безударный гласный [и]. В слове братик корень -брат-, нулевое окончание, значит, орфограмма находится в суффиксе. Чтобы решить, какой суффикс в этом слове —ик- или -ек-, нужно изменить форму слова и проверить, исчезает ли гласный (братика); раз гласный не исчезает, значит, в этом слове суффикс -ик-, записываем: братик».
Упражнение 3 — отработка алгоритма подготовки к письму по памяти. После прочтения стихотворения и вписывания суффиксов учащиеся ищут слова с орфограммой «Безударный гласный в корне слова» (цветущего, себе, пролетел, светлячок), подчёркивают букву безударного гласного и подбирают проверочные слова (к слову себе проверочное слово подобрать нельзя). После этого учитель отмечает, что в словах чёрный и учёный написание буквы ё после [ч'] надо запомнить. ()дно из придуманных предложений со словом чёрный ученики записывают в тетрадях.
Далее идёт работа со словами жучок и светлячок: поиск одинакового суффикса, подчёркивание буквы о. Последующая подготовка к письму по памяти идёт по усвоенному ранее алгоритму; ученики пишут в своих тетрадях, закрыв текст стихотворения. В зависимости от уровня класса и темпа работы учитель может предложить написать по памяти или списать вторую часть стихотворения.
Упражнение 4 — отработка правописания суффиксов -еньк-, -еват-, -оват-. Работа в парах. Каждая пара устно составляет оба возможных слова, например синенький и синеватый, после чего один ученик пишет одно слово, а второй — другое. Результаты работы обсуждаются коллективно.
Дополнительные задания
1. Дифференциация в безударном положении суффиксов -лив-, -чив-, -ев-.
Учитель предлагает ученикам согласиться с Дашей или возразить ей. Она написала слова и объяснила их написание так:
«удачлевый», так как под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения —ев-; в данном случае ударения нет, значит, надо писать -ев- (ученики должны заметить и исправить ошибку, доказав, что в этом слове суффикс -лив-, который всегда пишется с буквой и);
«фланеливый» (необходимо объяснить значение слова фланель — «лёгкая бумажная или шерстяная ткань, обычно с пушистым редким начёсом»), так как в суффиксе -лив- всегда пишется буква и (ученики должны заметить и исправить ошибку, объяснив, что слово фланелевый образовано от слова фланель, а суффикс -ев- нужно писать потому, что он находится в безударном положении);
«эмаливый» (необходимо объяснить значение слова эмаль — «специальная краска, лак, которыми покрывается поверхность металлических изделий»), так как в суффиксе -лив-всегда пишется буква и (ученики должны заметить и исправить ошибку, доказав, что в этом слове безударный суффикс -ев- (эмаль + ев = эмалевый), который пишется с буквой е).
Далее учитель открывает запись на доске (во всех словах проставлено ударение):
волевой — непоседливый
болевой — заботливый
полевой — совестливый
Ученики должны объяснить написание подчёркнутых букв в парах слов.
2. Повторение написания суффиксов -ик-, -ек-. Учитель просит объяснить написание суффиксов в словах на доске: пакетик, билетик, орешек, пенёчек. После повторения правила написания -ик-, -ек- слова записываются под диктовку в два столбика в зависимости от суффикса. Примерный набор слов: горошек, дождик, гвоздик, листочек, карандашик, ножик, листик, ножичек, ключик, халатик, блокнотик, замочек, бантик, звоночек
По окончании диктовки ученики обозначают в словах суффиксы и пишут рядом с каждым словом проверочное.
Дифференцированная работа. Выполнение упр. 65, 67, 68 в тетради «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, требующие педагогической поддержки, вместе с учителем выполняют упр. 67. Перед началом выполнения учитель просит вспомнить, какая буква пишется после шипящих в суффиксе -ок- (об этом говорилось на предыдущем уроке).
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв юг, ог, рг, жг. Прописать данные буквосочетания.
Урок 62
Урок 62 Как устроен наш язык
Приставка как часть слова
Задачи урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» обращает внимание на то, что в слове, кроме корня и суффикса, может быть ещё одна значимая часть. При ответе на первые вопросы рубрики учащиеся должны указать, что слово не может быть без корня, так как в корне содержится основное значение слова, а суффикс в слове может быть, а может и не быть. С помощью суффикса образуются новые слова, значение которых складывается из основного значения корня и дополнительного, внесённого суффиксом. Пары слов (море — приморский и т. д.) учитель дублирует на доске. Работа проводится фронтально, устно.
После того как корни и суффиксы в словах выделены и определено, что вторые слова в парах — это имена прилагательные (отвечают на вопрос какой? и называют признак), учитель читает слова приморский, придорожный, пришкольный, прибрежный, пригородный и предлагает ответить на последний вопрос, после чего отмечает в этих словах приставку. Чтобы помочь учащимся убедиться в том, что отмеченная часть имеет значение, учитель предлагает сравнить значения слов морской и приморский, дорожный и придорожный, школьный и пришкольный. Ученики должны не только обнаружить разницу в значении этих слов, но и прийти к выводу, что новое значение заключается в только что выделенной части, которая и придаёт это значение всему слову.
Упражнение 1 (работа в паре) — наблюдение за значением разных приставок. Имеющийся у учащихся как носителей языка речевой опыт позволяет выполнить это упражнение даже при отсутствии теоретических знаний. Выполняется в паре письменно.
Учитель обращает внимание на наличие рубрики «Подсказка». Вопрос на обобщение наблюдений: можно ли сказать, что слова забежал, выбежал, прибежал, перебежал, отбежал — это разные формы одного слова? (Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения.)
Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения, сделанные учащимися.
Упражнение 2 — закрепление представления о приставке в процессе наблюдения за группами родственных глаголов. Начинается фронтально, устно. Группы слов дублируются на доске:
вылить записать заехать
перелить вписать выехать
налить выписать переехать
отлить написать уехать
пролить подписать приехать
Вопросы для обсуждения: можно ли сказать, что слова каждого столбика — это формы одного и того же слова? Можно ли сказать, что это родственные слова? Как называется часть родственных слов, содержащая различающее их значение? Какое значение придаёт каждому слову приставка, с помощью которой оно образовано?
Далее в словах обозначаются приставки, и учащиеся списывают в тетради одну из групп по своему выбору.
Упражнение 3 (работа в паре) — тренировка в поиске приставок для образования слов с заданным значением. Выполняется в парах письменно.
Возможные трудности. Незнание правильного написания приставок по-, от-, до-.
Помощь. Учитель пишет на доске несколько приставок (в том числе и те, которые ученики должны использовать) и просит при записи слов обращать внимание на правильное написание той или иной приставки, сверяясь с записью на доске.
Возможная ошибка. Написание «оцвёл». Во время проверки учитель уточняет написание этого слова.
Рубрики «Обрати внимание» и «Подсказка» расширяют знания о приставке и вводят алгоритм выделения приставки В слове (читает учитель).
Упражнение 4 — выяснение значения приставок по-, у-. Предлагается как домашняя работа.
Упражнение 5 — отработка умения выбрать нужную приставку и соответствии со смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов с разными приставками. Выполняется письменно, самостоятельно.
Перед началом работы учитель обращает внимание на список приставок в рубрике «Подсказка». Учеников, требующих педагогической поддержки, можно объединить в одну группу и организовать работу под руководством учителя. С этими учениками всё упражнение выполняется устно, несколько словосочетаний предлагается записать.
Каллиграфическая минутка. Проанализировать особенность соединений строчных букв в сочетаниях оро, оло. Прописать строчку данных буквосочетаний.