СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коммуникативная готовность как важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Коммуникативная готовность как важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе»»







«Коммуникативная готовность как важнейшая составляющая психологической готовности ребенка к школе»


Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался.

Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка коммуникативной готовности к школе часто является главной причиной возникающих проблем в первый год обучения в школе.

Критериями сформированности коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе являются:

- умение организовать общение в разных видах деятельности,

- тон общения,

- стиль общения,

- мотивы, побуждающие детей к общению,

- умение вступать в диалог,

- поддерживать и вести его последовательно,

- умение слушать собеседника и понимать его,

- умение ясно выражать свои мысли.


Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил

сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. 

Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной коммуникативной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Коммуникативная готовность дошкольника играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

По мнению Т.В. Антоновой и Ю.М. Жукова коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:

  1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.), что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;

  2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

  3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т.д.

Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни.

Согласно исследованиям М.И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т.е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия со взрослым, прежде всего с учителем.

В связи с этим можно выделить две формы общения: познавательную и личностную.

Познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей. К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - личностная.

Личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых -- воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Ребенок должен:

  • знать правила общения;

  • уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

  • уметь управлять своим поведением без агрессивности;

  • уметь быстро осваиваться в новой обстановке.



Способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!").

  • Умение организовывать общение ("Я умею!"), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!»).



Как проверить коммуникативную готовность ребенка?
Надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.).

Во время игры можно увидеть:
1. Следует ли ребенок правилам игры.
2. Как ребенок устанавливает контакты.
3. Считается ли с другими как с партнерами.
4. Умеет ли управлять своим поведением.
5. Требует ли уступки от партнеров.
6. Бросает ли игру при неудаче.



Родители могут помочь ребенку в двух отношениях:
Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком. 
Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки.



Книги являются кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка, в отличие от телевидения. К сожалению, многие родители об этом забыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребёнок начинает жить жизнью героев, сопереживая им.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребёнок очень ждёт. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт.

Дети, у которых творческие родители, получают больше шансов для полноценного развития.

Очень важно научить ребёнка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же малыш ждёт и от близких людей. Отец и мать должны принимать активное участие и в культурной жизни ребёнка. Совместное посещение театров, музеев, концертных залов окажут благотворное влияние на развитие коммуникативной сферы детей.

Ни садик, ни школа не смогут скорректировать поведение ребенка, который в семье не наблюдает примеров достойного общения людей друг с другом. Так что первыми учителями, преподающими детям бесценные уроки уважения, сочувствия, доброты, терпения, любви, становимся Вы, родители. Только при этом условии коммуникативное развитие ребенка будет нормальным.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!