Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность, различия между Я и Ты.
Л. Фейербах
Важной отличительной особенностью современного образования является компетентностно-ориентированный подход, согласно которому в качестве целей и результатов образования рассматриваются ключевые компетенции.
Под компетенцией принято понимать результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Привычный перечень результатов образования (знания, умения, навыки) представляют собой качества, приобретенные через присвоение информации и воспроизведения действий, тогда как компетентность включает в себя качества, приобретенные через опыт проживания ситуаций, способность человека применять имеющиеся знания, умения и навыки адекватно ситуации и цели.
Приоритетное место в профессиограмме современного педагога отводится коммуникативной компетентности, так как для педагога именно общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.
Коммуникативная компетентность - «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми», а так же «способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике ( уровне его образованности, воспитанности, характере и т.д.), уметь его слушать и понимать сказанное» и т.д.
Коммуникативная компетентность включает в себя способность брать на себя и исполнять различные социальные роли, умение адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения.
Коммуникативная культура педагога - это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно –воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли- важная сторона коммуникации, поэтому успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.
С коммуникативной компетенцией тесно связана и Речевая компетенция (культура речи) - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка, заключающееся в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, воспитании.
Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:
1. Содержательность. Речь педагога должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.
2. Логичность.
3. Доказательность.
4. Убедительность.
5. Ясность. Нужно говорить четко, спокойно, сдержанно, в умеренном тоне. Слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная -- вызывает раздражение. Каждое произносимое слово, слог, звук должны быть, безусловно, восприняты собеседником. Тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли и самые содержательные идеи.
6. Понятность. Следует употреблять только слова и термины, понятные собеседнику
7.Выразительность и Благозвучие речи.
Важными составляющими культуры речи является качество голоса и дикция педагога.
Педагоги- люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся родители, коллеги, воспитанники.
В связи с этим педагог должен владеть, помимо всего вышеперечисленного, и нормами устной и письменной речи, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое.
Немаловажное значение заключается и в Чистоте речи,
которая выражается отсутствием в ней чуждых литературному языку элементов, а также тех, что отвергаются нормами нравственности.
чистоту речи разрушают
диалектизмы
варваризмы
жаргонизмы
вульгаризмы
слова-паразиты - заслоняющие смысл выступления (так сказать, вот, значит, как бы, ну, как говорится, понимаете (понимаешь), типа и т.п.);
междометия (ага, угу, ого), а также неуместные звуки: э-э-э, м-м-м, а-а-а и др.;
• Речевая избыточность Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
• Речевая недостаточность В кабинете литературы висят великие писатели ( портреты писателей)
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
чо-что,
ихние -их
ложить – класть
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».
А наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Все это затрудняют речь, засоряют ее, психологически негативно воздействуют на слушателей, снижают значимость информации .
И еще несколько слов о
Технологии педагогического общения
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, накопленного опыта, формирование и развитие личности ребенка, поддержание интереса ребенка к учебно-воспитательному процессу.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от уровня овладения педагогом технологиями педагогического общения. Большинство проблем, возникающих при решении задач педагогического процесса, возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Несмотря на большое количество, методов и средств обучения и воспитания, основным является процесс непосредственного общения с ребенком.
Процесс воспитания и обучения будет эффективен только в том случае, если у ребенка складывается положительное взаимодействие с педагогом. Необходимость овладения технологий педагогического общения так же обусловлена тем, что именно она определяет отношение ребенка к педагогу и соответственно переносится на предмет обучения. Исходя из этого, перед каждым педагогом стоит задача овладеть технологий педагогического общения в полной мере.
технология педагогического общения – это умение передавать информацию, понимать состояние ребенка, в процессе организации взаимоотношений с детским коллективом, искусство воздействия на ребенка в процессе общения и искусство управлять своим психологическим состоянием.
Владение технологией педагогического общения помогают педагогу правильно организовать собственное поведение в различных учебных ситуациях. Большое значение в педагогическом общении, имеет такая технология как «приспособленность в общении».
Приспособленность в общении – это умение педагога верно подобрать систему приемов общения, с целью организации структурно адекватного общения, исходя из поставленной педагогической цели и сложившейся ситуации.
Говоря о технологии педагогического общения не стоит забывать о педагогическом такте. Педагогический такт -это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.
Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Педагогу Важно уметь:
- по внешним признакам определять состояние ребенка;
- поддерживать мимикой, лозой высказывание собеседника;
-выслушивать с вниманием и уважением;
- не прерывать собеседника;
-владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);
-управлять голосом (интонация, дикция);
-управлять мимикой, жестом;
- уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога.
Уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций,
Педагогу необходимо владеть технологией разрешения конфликтов. Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их взаимоотношений.
Овладение технологией педагогического общения необходимо для организации продуктивного педагогического общения. Исходя из того, что педагогический процесс подвижен, педагогу следует постоянно развивать и совершенствовать свое профессиональное мастерство в области общения и взаимодействия с детьми.
Заключение
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Поэтому для педагога, одной из особенностей которого является воспитательное воздействие, культура речи приобретает особое значение.
Уважаемые коллеги, совершенствуйте свою речь, читайте хорошую литературу, и тогда вы будете обладать красивой правильной речью.
А свое выступление хочу завершить высказыванием выдающегося советского педагога-новатора, писателя – Василия Александровича Сухомлинского «Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовОй корень воспитания».