СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные универсальные учебные действия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Российская система образования проходит реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Стандарты второго поколения уже переходят в среднее образование. Наряду  с этим повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные универсальные учебные действия»

Эссе

Коммуникативные универсальные учебные действия.


Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания.

Л.С. Выготский.

Российская система образования проходит реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Стандарты второго поколения уже переходят в среднее образование. Наряду с этим повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.

На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных действий на отдельных уроках. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
К коммуникативным действиям относятся:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий, но я работаю с подростками, которые чаще испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Действительно, мои наблюдения за ними показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. По моему мнению, причиной этого служит в большей степени компьютеризация и интернет-зависимость нашего общества. Привыкшие общаться в социальных сетях люди, зачастую не могут сказать и «пару слов» в глаза собеседнику. Родителям проще сунуть в руки ребёнку планшет с виртуальной игрой, чем рассказать сказку перед сном или просто расспросить, как прошёл день. И делаю вывод, что если не школа, то кто будет прививать коммуникативность нашему поколению.

Хочу отметить, что и методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Без сомнения, учителя испытывают трудности в организации работы по данному направлению.

Что же используется мною для решения обсуждаемой проблемы? Это следующие формы организации учебного общения: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные проекты, рисунки, аппликации, поделки из различных материалов. Но здесь я сталкиваюсь со многими трудностями, так как работаю в молокомплектной сельской школе.

Кроме этого, я считаю, что формирование коммуникативных навыков должно осуществляться не только системно, но и с учётом последовательности в овладении детьми коммуникативными действиями.

Работа имеет цель развития индивидуальных умений каждого ученика. При этом особое внимание в ходе занятия уделяется детям с различными проблемами в общении, что положительно сказывается на формировании их умений общаться и интереса к совместной деятельности.

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Уроки с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя грамотного построения урока с использованием таких методов как беседа, работа в группах, работа в парах. Данные методы способствуют повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, я убеждён, что решение вопроса о формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий педагогов, практических психологов и семьи.


Список литературы

1.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык. - 2006. - №3. 2.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.67 с. .

3. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73. .

4. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - #"justify".

5. Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010. .

6. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции

7. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе "Школа 2000…" / Под ред.Л.Г. Петерсон. - М.: Дрофа, 2010.

8.Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С.11-12

9. Электронный ресурс: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=649169

10. Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/12/10/esse-formirovanie-kommunikativnyh-uud-u-mladshih