СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативные УУД на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативные УУД  способствуют  полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности  с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:

-оценивать успешность ситуации общения;

-слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению

-аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм                     приличия.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативные УУД на уроках русского языка и литературы.»

«Формирование коммуникативных УУД на уроках» русского языка и литературы.

«Формирование коммуникативных УУД на уроках» русского языка и литературы.

    При формировании коммуникативных УУД можно включать такие компоненты, как:  - владение той или иной лексикой,  - развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),  - развитость письменной речи,  - умение соблюдать этику и этикет общения,  - владение коммуникативными тактиками,  - владение коммуникативными стратегиями,  - знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

При формировании коммуникативных УУД можно включать такие компоненты, как:

- владение той или иной лексикой,

- развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),

- развитость письменной речи,

- умение соблюдать этику и этикет общения,

- владение коммуникативными тактиками,

- владение коммуникативными стратегиями,

- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,

Коммуникативные УУД  способствуют полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся: -оценивать успешность ситуации общения; -слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению -аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм приличия. -общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его особенности (возраст, статус и т.д) - владеть формами диалога и монолога - стимулировать собеседника к продолжению общения

Коммуникативные УУД способствуют полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:

-оценивать успешность ситуации общения;

-слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению

-аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм приличия.

-общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его особенности (возраст, статус и т.д)

- владеть формами диалога и монолога

- стимулировать собеседника к продолжению общения

 Современные образовательные технологии, способствующие формированию коммукативных УУД :   - игровые технологии, - информационные технологии, - проектные технологии, - технология развития критического мышления, - проблемное обучение, - групповая форма обучения.

Современные образовательные технологии, способствующие формированию коммукативных УУД :

- игровые технологии,

- информационные технологии,

- проектные технологии,

- технология развития критического мышления,

- проблемное обучение,

- групповая форма обучения.

         Основные формы уроков   Эвристические беседы, индивидуальный, групповой и фронтальный опросы, диктанты, изложения, сочинения, зачеты, практикумы, тестирование, семинары, виртуальные экскурсии, путешествия, уроки - игры, творческие мастерские, защита проекта, проблемные уроки.

Основные формы уроков Эвристические беседы, индивидуальный, групповой и фронтальный опросы, диктанты, изложения, сочинения, зачеты, практикумы, тестирование, семинары, виртуальные экскурсии, путешествия, уроки - игры, творческие мастерские, защита проекта, проблемные уроки.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию Все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления.

      Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:     Сочинения, изложения, подготовка заметок в СМИ, участие в творческих конкурсах.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: Сочинения, изложения, подготовка заметок в СМИ, участие в творческих конкурсах.

 Комплекс приемов , направленных на формирование коммуникативных УУД: - приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование), - приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, (тесты с самооценкой результата)

Комплекс приемов , направленных на формирование коммуникативных УУД:

- приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование),

- приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, (тесты с самооценкой результата)

«Сводная (сравнительная) таблица» Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется

«Сводная (сравнительная) таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

«Медленное чтение, или чтение с остановками» Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения:

«Медленное чтение, или чтение с остановками»

Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Предположить сюжет рассказа по цитатам «серая степная корова», «в гости приходил мальчик», «не скучай твой сын выздоровеет», «уже плачет», «одинокий человек», «у машиниста была забота о машине», «жарко и больно внутри», «изуродованное туловище» и др.  

Предположить сюжет рассказа по цитатам

«серая степная корова», «в гости приходил мальчик», «не скучай твой сын выздоровеет», «уже плачет», «одинокий человек», «у машиниста была забота о машине», «жарко и больно внутри», «изуродованное туловище» и др.

 

Работа с цитатами. Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»: «То, что сам господин из Сан-Франциско и с ним тысячи ему подобных считали самым нужным, самым прекрасным, и показано писателем как ужасающая скудость и нищета». Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения текстом рассказа. Составить маршрут главного героя. При этом нужно учесть план, который был у него, и конечную точку, начиная с которой господин уже не волен продолжить путешествие по маршруту, избранному им.

Работа с цитатами.

Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»:

«То, что сам господин из Сан-Франциско и с ним тысячи ему подобных считали самым нужным, самым прекрасным, и показано писателем как ужасающая скудость и нищета». Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения текстом рассказа.

Составить маршрут главного героя. При этом нужно учесть план, который был у него, и конечную точку, начиная с которой господин уже не волен продолжить путешествие по маршруту, избранному им.

"Двухчастные (две графы) и трехчастные (три графы) дневники"

Игра в анаграммы   Этот игровой прием хорош тем, что он универсален: его можно использовать для школьников разных возрастов и разной подготовки. Для 5 – 7 классов предлагаются простые анаграммы односложных и двусложных слов или словарная арифметика, для обучающихся 8 – 11 классов – сложные анаграммы – в стихотворной форме или словесные головоломки, зашифрованные имена собственные.

Игра в анаграммы

Этот игровой прием хорош тем, что он универсален: его можно использовать для школьников разных возрастов и разной подготовки. Для 5 – 7 классов предлагаются простые анаграммы односложных и двусложных слов или словарная арифметика, для

обучающихся 8 – 11 классов – сложные анаграммы – в стихотворной форме или словесные головоломки, зашифрованные имена собственные.

Упражнение «Тематические группы»   Для этого упражнения необходимо смоделировать ситуацию и предложить обучающимся определенную тему, например, «Меню». Задача учеников – подобрать как можно больше слов, подходящих к соответствующей группе. Так, например, при выборе тематической группы «Меню» обучающимся нужно озвучить меню обеда, на который школьники хотят пригласить друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, ватрушки с творогом, сливовый или грушевый компот, украинский борщ и др.

Упражнение «Тематические группы»

Для этого упражнения необходимо смоделировать ситуацию и предложить обучающимся определенную тему, например, «Меню». Задача учеников – подобрать как можно больше слов, подходящих к соответствующей группе. Так, например, при выборе тематической группы «Меню» обучающимся нужно озвучить меню обеда, на который школьники хотят пригласить друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, ватрушки с творогом, сливовый или грушевый компот, украинский борщ и др.

Развитие речи учащихся Огромную роль играют различные виды сочинений, изложений и диктантов . Они дают неограниченные возможности для развития речи обучающихся.

Развитие речи учащихся

Огромную роль играют различные виды сочинений, изложений и диктантов . Они дают неограниченные возможности для развития речи обучающихся.

Заключение  Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. 

Заключение

Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.