«Формирование коммуникативных УУД на уроках» русского языка и литературы.
При формировании коммуникативных УУД можно включать такие компоненты, как:
- владение той или иной лексикой,
- развитость устной речи (в том числе четкость, правильность),
- развитость письменной речи,
- умение соблюдать этику и этикет общения,
- владение коммуникативными тактиками,
- владение коммуникативными стратегиями,
- знание личностных особенностей и типичных проблем людей, с которыми предстоит общаться,
Коммуникативные УУД способствуют полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения поможет обучающемуся:
-оценивать успешность ситуации общения;
-слушать собеседника, уважая и проявляя толерантность к чужому мнению
-аргументировать и отстаивать собственное мнение, не нарушая норм приличия.
-общаться самостоятельно, вступая в контакт с собеседником учитывая его особенности (возраст, статус и т.д)
- владеть формами диалога и монолога
- стимулировать собеседника к продолжению общения
Современные образовательные технологии, способствующие формированию коммукативных УУД :
- игровые технологии,
- информационные технологии,
- проектные технологии,
- технология развития критического мышления,
- проблемное обучение,
- групповая форма обучения.
Основные формы уроков Эвристические беседы, индивидуальный, групповой и фронтальный опросы, диктанты, изложения, сочинения, зачеты, практикумы, тестирование, семинары, виртуальные экскурсии, путешествия, уроки - игры, творческие мастерские, защита проекта, проблемные уроки.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа, все формы учебного диалога, доклады и сообщения, ролевые и деловые игры, учебные исследования и проекты, требующие проведения опросов, обсуждения, дискуссии, диспут, выступления.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: Сочинения, изложения, подготовка заметок в СМИ, участие в творческих конкурсах.
Комплекс приемов , направленных на формирование коммуникативных УУД:
- приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование),
- приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, (тесты с самооценкой результата)
«Сводная (сравнительная) таблица»
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
«Медленное чтение, или чтение с остановками»
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
Предположить сюжет рассказа по цитатам
«серая степная корова», «в гости приходил мальчик», «не скучай твой сын выздоровеет», «уже плачет», «одинокий человек», «у машиниста была забота о машине», «жарко и больно внутри», «изуродованное туловище» и др.
Работа с цитатами.
Исследователь творчества Бунина В. Я. Линков писал о рассказе «Господин из Сан-Франциско»:
«То, что сам господин из Сан-Франциско и с ним тысячи ему подобных считали самым нужным, самым прекрасным, и показано писателем как ужасающая скудость и нищета». Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения текстом рассказа.
Составить маршрут главного героя. При этом нужно учесть план, который был у него, и конечную точку, начиная с которой господин уже не волен продолжить путешествие по маршруту, избранному им.
"Двухчастные (две графы) и трехчастные (три графы) дневники"
Игра в анаграммы
Этот игровой прием хорош тем, что он универсален: его можно использовать для школьников разных возрастов и разной подготовки. Для 5 – 7 классов предлагаются простые анаграммы односложных и двусложных слов или словарная арифметика, для
обучающихся 8 – 11 классов – сложные анаграммы – в стихотворной форме или словесные головоломки, зашифрованные имена собственные.
Упражнение «Тематические группы»
Для этого упражнения необходимо смоделировать ситуацию и предложить обучающимся определенную тему, например, «Меню». Задача учеников – подобрать как можно больше слов, подходящих к соответствующей группе. Так, например, при выборе тематической группы «Меню» обучающимся нужно озвучить меню обеда, на который школьники хотят пригласить друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, ватрушки с творогом, сливовый или грушевый компот, украинский борщ и др.
Развитие речи учащихся
Огромную роль играют различные виды сочинений, изложений и диктантов . Они дают неограниченные возможности для развития речи обучающихся.
Заключение
Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.