СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст к презентации "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст документа является сопровождением к презентации "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы", которая размещена на сайте.

Просмотр содержимого документа
«Текст к презентации "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы".»

Формирование коммуникативный УУД на уроках русского языка и литературы

Слайд №1 Вот такую тему для выступления мне подарил Р.Е.. Попыталась систематизировать небольшой теоретический и практический материал, может быть и Вы, коллеги, что-нибудь добавите к сказанному.


Слайд №2 Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий. В своём выступлении я остановлюсь на коммуникативных.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласитесь, очень нужное для социализации умение.

Слайд №3 Венгерский математик Дьёрдь Пойа когда-то сказал: "Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

Также и с универсальными учебными действиями. Так как реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов, нам нужно научиться планировать и осваивать новые формы, методы и приёмы.

Слайд №4 Мы знаем, что к коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • принятие решения и его реализация;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Слайд №5 На любом уроке, не важно, урок ли это открытия новых знаний или урок развивающего контроля, происходит формирование коммуникативный УУД. То же самое и в основных элементах урока.

Слайд №6 Одно из коммуникативных действий: Сотрудничество со сверстниками предполагает их совместную учебную работу, непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать формулировать свою точку зрения, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. При учебном сотрудничестве со сверстниками учитель берёт на себя рефлексивную часть работы. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача учителя состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, рассматривает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

Метод сотрудничества при проверке Д.З.

К ответу вызывается пара учеников с разными способностями. Один отвечает, другой в случае неправильных ответов или при затруднении объяснений исправляет, корректирует и объясняет. Класс внимательно слушает и в парах составляет вопросы для отвечающий по тем темам, в которых были допущены ошибки или недочёты.

Или после изучения какой-либо темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Метод сотрудничества при изучении нового материала

Учащимся 6 -го класса при изучении темы «Причастие» возможно предложить в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие - форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Слайд №7 Ещё одним из видов коммуникативных универсальных учебных действий является постановка вопросов. Психологи утверждают: тот, кто умеет задавать вопросы, лучше ориентируется в окружающем мире, чем тот, кто не умеет. Вопрос «запускает» познавательную деятельность. Основа познавательной деятельности – состояние незавершенности, познавательный «голод». Если человек учится и при этом не задает вопросы, он не испытывает этого «голода». Очень известный приём «Ромашка Блума» (Б. Блум – известный американский психолог и педагог, разрабатывавший проблему постановки вопросов). Систематика вопросов «Ромашки» основана на уровнях познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов: - простые вопросы; - уточняющие; - интерпретационные (объясняющие); - творческие; - оценочные; - практические;

Обычно я такой приём использую на уроках внеклассного чтения. Например, в 6 классе после изучения «Повестей Белкина» на последнем уроке ребята делятся на группы по 4-5 человек, «ромашки» собираем в букет. Группы по очереди задают вопросы, начиная с уточняющих, зарабатывают баллы и за вопрос и за ответ, в конце урока баллы суммируются и выставляются оценки.

Слайд №8 Следующий приём, который можно отнести к этому же виду Прием «Вопросительные слова», но использую я его на уроках русского языка.

Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы и давать ответы. Этот прием хорош для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Я прошу учащихся вспомнить разные понятия, связанные с изученной темой, и записать их в одну колонку. На слайде представлен пример урока русского языка в 7-м классе после изучении темы «Предлоги и союзы». В левой – понятия, а в правую колонку ученики записывают различные вопросительные слова (как? что? где? почему? сколько? откуда? какой? зачем? каким образом? какая взаимосвязь? из чего состоит? каково назначение? и т.д.). После этого предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая слова обеих колонок. Эту работу можно выполнять индивидуально или в парах. Вопросы могут быть составлены следующие: Что такое предлог? Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных? И т.д.

Слайд №9 Очень много приёмов, которые направлены на развитие коммуникативного умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. На уроках литературы это… (перечисляю)

Хочется особо обратить внимание на Дискуссию. Предпосылкой успешной дискуссии является всё же работа письменная, особенно в среднем звене. В 7 классе, при изучении рассказа Л. Андреева «Баргамот и Гараська», на последнем этапе анализа-образов предлагается такой вопрос для дискуссии: «Изменится ли жизнь Гараськи: да или нет». Далее даётся время для обсуждения в парах и письменного ответа. А уже потом начинается устная дискуссия.

Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Создание учащимися литературных произведений: излюбленное творческое задание. Конечно, до литературных произведений нужно ещё дорасти, а вот рассказы с открытыми финалами мы уже довольно активно дописываем. 6 кл. рассказ В.М. Шукшина «Критики» (прочитать две концовки)

Слайд №10, 11 На уроках русского языка используются различные типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий (читаю со слайдов):

  • «Поработай над своей устной и письменной научной речью»:

  • прочитай высказывания известных людей о слове. Сделайте вывод, какую роль играет слово в нашей жизни.

  • Перечислите известные вам виды разбора. Какие свойства слова анализируются при проведении каждого из этих разборов?

  • Работа со схемами

  • Составление и разыгрывание диалогов

  • Объяснительные, комментированные, творческие диктанты

  • Написание сочинений-миниатюр

  • Написание лингвистических загадок, сказок; составление кроссвордов

  • Редактирование предложений и текстов

  • Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»

  • Упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний») и т.д.

Слайд №12 В интернете я наткнулась на рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, которые мы все, без исключения, учитываем:

 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. 

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

 3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

 4. Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. 
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. 
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 



Особое внимание я обратила на последнюю рекомендацию и хочу ваше внимание привлечь к этому пусть и последнему, но очень важному пункту. Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. 

Слайд №13 Хочу ещё коснуться двух аспектов:

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех видов УУД, в том числе коммуникативных.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. А групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

В процессе проектной и исследовательской деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений).

Можно показать РАБОЧУЮ ТЕТРАДЬ по русскому языку с примерными проектными задачами.

Слайд №14 В качестве точки хочу сделать комплимент Вам, уважаемые коллеги, и нашему предмету: филологии. На уроках русского языка и литературы есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. По моему мнению, именно формирование коммуникативных УУД создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.