Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия № 7 г. Хабаровск
Предмет: окружающий мир
Тема: «Органы чувств»
Методическая разработка педагогического события-урока
(использование технологии развития критического мышления,
формирование эмоционального интеллекта третьеклассников)
3 класс
УМК «Перспектива»
Подготовила: Бурова Инна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 7
г. Хабаровск
2024 г.
Аннотация разработки урока по предмету «Окружающий мир»
Автор: Бурова Инна Владимировна учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 7 г Хабаровск
Разработка рассчитана на использование при изучении теоретической и практической частей программного материала по предмету «Окружающий мир» на одном уроке.
Задача учителя – ознакомить обучающихся с умениями осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение через использование технологии развития критического мышления (функциональная грамотность), учитывать формирование эмоционального интеллекта третьеклассников.
Методическая разработка урока выполняет организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов урока, структурирование учебного материала на уроке, определение его характеристик на каждом из этапов.
В соответствии с ФГОС данная работа раскрывает содержание материала по теме «Органы чувств» программы по окружающему миру, опираясь на календарно-тематическое планирование изучения учебного материала по окружающему миру в 3 классе.
Учебник: «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, Н.Ю.Новицкая, /Учебник для 3 кл. общеобразовательных учреждений/ Издательство Москва «Просвещение» 2017.
Данный материал позволяет
ознакомить учащихся с органами чувств и подтверждать их примерами из жизни;
находить принимать и сохранять учебную задачу,
учитывать выделенные ориентиры действия,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
различать способ и результат действия,
оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Образовательный процесс педагогического события-урока направлен на формирование эмоционального интеллекта и развитие универсальных учебных действий школьников.
Разработка адресована учителям начальной ступени обучения, заинтересованным в том, чтобы сформировать у своих учеников приемы и культуру работы с информацией. Работа (или её фрагмент) может редактироваться.
Пояснительная записка
педагогического образовательного события по теме: «Органы чувств»
(учебный материал по окружающему миру в 3 классе)
(формирование эмоционального интеллекта третьеклассников с использованием технологии развития критического мышления)
Организационная информация |
Автор урока | Бурова Инна Владимировна |
Образовательное учреждение | МБОУ гимназия №7 |
Республика, край | Хабаровский край |
Город, поселение | г. Хабаровск |
Предмет | Окружающий мир |
Класс, профиль класса | 3 класс общеобразовательной школы |
Методическая информация |
Тема урока | «Органы чувств» |
Авторы учебника, по которому ведется обучение | Плешаков А.А., 3 класс, часть 2 |
Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип) | Программа «Перспектива». Урок получения новых знаний. |
Цель урока | Развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию посредством организации деятельности по изучению новой темы «Органы чувств» с использованием технологии развития критического мышления, направленность на формирование эмоционального интеллекта и развитие универсальных учебных действий третьеклассников. |
Предметная цель: | Знакомство, как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств; освоение понятий «органы чувств» (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние) и «гигиена» совместно с учителем. |
Задачи урока | Задачи учителя Предметные: Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека, правила гигиены; продолжить осваивать алгоритм понятия (на примере «органы чувств»), сопоставлять названия «часть тела» и «орган чувств», освоить элементы правил гигиены; систематизация знаний, формировать эмоциональный интеллект детей. Развивающие: Ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; развивать у обучающихся умений формулировать гипотезы по решению проблемы, предлагать пути решения, представлять и отстаивать свою точку зрения; развивать умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать Воспитательные Воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива; содействовать развитию у обучающихся умения работать во времени и осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности. Задачи обучающихся: иметь представление об органах чувств и их роли в жизни человека, знать правила гигиены; ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; развивать свое умение высказываться по данной теме, сопоставлять, сравнивать; проводить систематизацию материала под руководством учителя, формируя положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива. |
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Понятия «органы чувств», «гигиена» Обучающиеся должны знать: Основные органы чувств и их роль в жизни человека Знать основные правила ухода за органами чувств Умение работать в группах, с дополнительной литературой. Уметь: наблюдать, анализировать и делать выводы; применять полученные знания работать в группе Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; |
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Метапредметные УУД: 1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока. 2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий 3.Коммуникативные: работа в группе, в паре, передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Необходимое оборудование источники информации и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска, Источники информации: Учебник: «Окружающий мир» 3 класс, часть 2 авторы А.А.Плешаков, Н.Ю.Новицкая, /Учебник для 3 кл. общеобразовательных учреждений/ Издательство Москва «Просвещение» 2017; Рабочая тетрадь, 3 класс, часть 2 Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение / — М.: «ОМЕГА», 1997; «Словари школьника»; Энциклопедии (у учителя одна для слепых); Приложение карточки для работы в группах; карточки для индивидуальной работы; слайд-презентация Microsoft Power Point (Офис - 2007) к уроку |
Содержание и структура | Инициализация. Вызов. Целеполагание обучающимися. Осмысление содержания и освоение основных понятий темы. Рефлексия |
Технологическая карта урока по теме: «Органы чувств» |
Этапы урока | ВРЕМЯ, продолжи тельность | Технологии. Приемы | Действия участников образовательного процесса (описание) | Примечание |
Инициали зация | 4 мин. | Организационный момент. Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе. Проведение Оценка результата: Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками | На доске три картинки ПИРОГ ЯБЛОКО УЛИТКА -Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт речь на уроке? | |
Технология критического мышления Вызов – актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю» | 4 мин. | Актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом. | - О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете из загадок. - Два брата, живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза) - Ими слушать мы всё можем, но подслушивать не гоже – это не прилично. (Уши) - Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа) - Меж двух озер стоит утес, В нем две пещеры – это…(Нос) - Первым пробовать привык Угощенья все ….(Язык) | |
| | | Глаза, уши, кожа, нос, язык – это… (части тела – органы чувств) | |
| | Тема урока Целеполагание обучающимися | - Сегодня на уроке мы выясним как человек воспринимает окружающий мир и узнаем некоторые важные правила без которых в жизни вам никак нельзя обойтись. | |
Фаза осмысления | | Задачи урока «что знаю» и «что узнаю» | -Что такое орган? Это часть нашего организма. -Каждый орган выполняет очень важную работу. Давайте познакомимся с каждым из них | |
Проработка содержания темы | 10 мин. | Работа в группе Приём «Учебный мозговой штурм» | ! В процессе работы каждая из пяти групп должна заполнить таблицу «Органы чувств». Работа групп будет оценена. Для заполнения таблицы вы будете пользоваться различными источниками информации. Главное работать сообща, дружно, ведь от этого зависит конечный результат вашей работы. | |
| | 1) Орган зрения | Глаз – это орган, отвечающий за зрение. Благодаря глазам мы получаем около 90% ВСЕЙ ИНФОРМАЦИИ Внутреннюю часть глаза называют – «глазное яблоко»- почему? | |
| | Прием «Чтение с пометами» А) Строение глаза | Прочитайте, внимательно, стихотворение Натальи Кнушевицкой и подчеркните в тексте строение глаза человека Глаз – волшебный теремок, Круглый маленький домок. Этот дом со всех сторон- Стенкой тонкой окружён. Стенкой гладкой, белой- Назвали её – СКЛЕРОЙ. Впереди кружочек тонкий - РОГОВИЦА, Словно плёнка вся прозрачна как стекло, В мир чудесное оконце - В глаз проходит свет от солнца. В центре радужки - ЗРАЧОК, Чёрный маленький кружок. Коль светло - зрачок поуже, Лишь стемнеет, наш зрачок Станет сразу же широк. А за радужкой лежит маленький ХРУСТАЛИК, Он такой имеет вид – как стеклянный шарик. Изнутри весь этот дом выстлан будто бы ковром, Оболочкой гладкой – тоненькой СЕТЧАТКОЙ. А внутри лежит большое ТЕЛО СТЕКЛОВИДНОЕ, Всё прозрачное такое и почти не видное | |
| | Прием «Верные – неверные утверждения» | 1. Благодаря радужке, у нас разные по цвету глаза. (+) 2. Хрусталик имеет форму овала (-) 3. В центре радужки – зрачок. (+) 4. Если темно - зрачок узкий (-) 5. Хрусталик расположен за радужкой. (+) | |
| | | У глаз есть защита? Это брови, веки и ресницы. Вы правы, они защищают от пыли, сильного ветра. Брови мешают капелькам пота стекать по лбу нам в глаза. Слёзы постоянно смачивают глаза и не позволяют им пересыхать. | |
| | Б) Гигиена глаз Прием “Лови ошибку” | Прослушайте внимательно как глаз человека видит предмет и какие правила должен соблюдать ученик чтобы сохранить своё зрения Номера этих правил вы обводим красным карандашом на общем листе «правила личной гигиены», которые лежат у вас на столах. Зрение надо беречь! | |
ЗОЖ | 1 мин. | Физкультминутка для глаз | | |
| | В) Рубрика « Это интересно» | В рубрике «Это интересно» встречаются такие числа, а что они обозначают? 11500 (ежедневно человек моргает) 80 (ресниц на каждом веке) 100(каждая ресница живёт 100 дней) | |
| | 2) Ухо - орган слуха | С помощью какого органа ты узнаёшь, что залаяла собака или зазвенел будильник? Ухо – ОРГАН слуха. Второй по важности орган чувств у человека. | |
| | | То, что мы называем «ушами» — это так называемые ушные раковины. Они собирают звук и направляют его в слуховой канал, а большая часть уха скрыта в костях черепа. Внутреннее ухо можно сравнить с улиткой. Почему ее можно назвать самой быстрой улиткой в мире? (она молниеносно передает сигналы в мозг) | Картинка УЛИТКА |
| | А) Строение уха | На рисунке в учебнике (стр.61) познакомимся со строением уха. Я предлагаю вам сравнить схему в учебнике и информацию в учебном видеофильме и найти различия. -Что находится рядом со слуховым нервом? (Вестибулярный нерв – позволяющий) Ухо – орган слуха и равновесия. Заполняем таблицу. | Видеофильм 04.03-05.16 |
| | Б) Гигиена (правила ухода за ушами) | Какие правила нужно соблюдать чтобы сохранить хороший слух Номера этих правил вы обводим синим карандашом на общем листе «правила личной гигиены», которые лежат у вас на столах. | |
| | 3) Орган осязания – кожа | Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Ощупываем предмет с закрытыми глазами. Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод. | |
| | А) Строение | А что вы можете рассказать о коже? Рассказ о коже из дополнительной литературы. | |
| | Б) Рубрика «Это интересно» | В рубрике «Это интересно» встречаются такие числа, а что они обозначают? 40.000 (микробов на одном квадратном сантиметре) | |
| | В) Правила личной гигиены | Как нужно ухаживать за кожей. Номера этих правил вы обводим зелёным карандашом на общем листе «правила личной гигиены», которые лежат у вас на столах. | |
| | 4) Орган вкуса – язык А) Строение | Язык - орган вкуса найти информацию в учебнике и дополнительной литературе самостоятельно. Что вы узнали об органе вкуса? | |
| | Б) Рубрика « Это интересно» | Когда человек не чувствует вкуса пищи? (Когда пища слишком горячая.) | |
| | В) Правила личной гигиены | Правило! Пища должна быть не горячей. | |
| | 5) Орган обоняния – нос | В носовой полости находятся чувствительные волоски. Какую роль они выполняют? | |
| | Б) Рубрика « Это интересно» | 2.000.000 запахов различают собаки; 500 метров и дикий кабан чувствует запах человека | |
| | В) Правила ухода за обонянием | 1.Оберегать себя от простуды 2.Закалять организм | |
Здоровье сберегающий | 3 мин. | Физминутка «Весёлая зарядка». | | |
| 5 мин. | Работа в группах (парах) Составление кластера | Подготовка отчетов | |
| | Вывод | Посмотрите на нашу таблицу, что вы заметили? Что органы чувств не только информируют нас об окружающем мире, помогают ориентироваться и предупреждают об опасности. | |
| | | Чувство - чувствовать – сочувствовать Часто мы встречаем в жизни людей в тёмных очках, с длинной тростью, аккуратно ощупывающих преграды впереди себя. Эти люди потеряли зрения. Как они воспринимают мир? У них хорошо развиты органы слуха, осязания (читают они кончиками пальцев) | |
| 5 мин. | Работа по учебнику | Откройте учебник стр.129 «Странички умного совёнка» И прочитайте кто и когда изобрёл такой шрифт Показать две энциклопедии, одна для слепых детей. | энциклопедии в сравнении для слепых детей |
Заключительная фаза урока (рефлексия, оценка урока) | 5 мин. | | Итог: 1. Как называются органы чувств человека? Какие части тела им соответствуют? | Орган чувств | Часть организма | 1 | зрение | глаз | 2 | слух | ухо | 3 | осязание | кожа | 4 | обоняние | нос | 5 | вкус | язык | 2. Как устроен орган чувств (выбрать: Глаз. Ухо)? 3. Какие правила гигиены нужно соблюдать? - Молодцы! | |
| 5 мин. | Рефлексия: 1. Синквейн 2. Оценочная | Синквейн Одно существительное Два прилагательных Три глагола Суть предмета. Предложение. Сущ. выступающее как итог Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Урок дал мне для жизни… | |
Домашнее задание | 1 мин. | | Д/з карточки-тест А, В и С Синквейн | |
| | Еще раз о главном | - Основные органы чувств и их роль в жизни человека - Знать основные правила ухода за органами чувств | |
Оценка результатов | 2 мин. | Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений. | Теперь давайте подсчитаем кто сколько балов заработал. Самоконтроль: 13-18 «отлично», 7-12 «хорошо», 1-6 «удовлетворительно». Спасибо всем за урок! | |
Приложение
Дополнительная информация |
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока другими учителями) | Уроки с использованием АМО интересны не только учащимся, но и учителям, так как позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную и другие виды деятельности. Данный урок разработан в соответствии с новыми образовательными стандартами. Думаю, коллегам пригодится мой опыт. |
Полученные результаты урока | Высокий эмоциональный подъем, желание некоторых ребят скорректировать пробелы в знаниях, качественное закрепление пройденного материала |
Анализ и оценка учителем апробации урока, построенного на основе технологии развития критического мышления | Самоанализ урока (кратко) Ранее в задумках урок уже существовал, но как сделать его более интересным, как добавить эмоциональной окраски, заинтересованности, как увидеть деятельность каждого ребенка? Вот тут и помогли технологии модерации и активных методов обучения (АМО), использование эмоциональных приемов: загадки и опыт, «Лови ошибку». Каждый этап урока направлен на достижение определенной цели, как и весь урок, на развитие каждого ребенка при освоении материала темы «Органы чувств». Использован опорный план деятельности: А) Строение, Б) Рубрика «Это интересно», В) Правила личной гигиены. Рассматривается название понятия, сопоставление органа чувств и части тела человека. Развивались валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Урок позволил развивать личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Качественную результативность освоения темы дает организованная деятельность обучающихся и учителя: органы чувств не только информируют нас об окружающем мире, помогают ориентироваться и предупреждают об опасности. У каждого учителя со стажем таких методов АМО достаточно. Сейчас можно методически правильно к ним подойти, и уже применять в системе, а это очень важно. |
Приложения к уроку | Презентация Microsoft Power Point (Офис - 2007). Физминутка для глаз и «Весёлая зарядка». Карточки для работы в группах. Карточки для индивидуальной работы. |
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока | «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - Д.А. Медведев (12.11.2009г.) Технология развития критического мышления дает возможность уже самым маленьким участникам образовательного процесса гордиться своими, пусть небольшими, но достижениями, провоцируя тем самым на дальнейшее исследование своих возможностей. |
Использованная дополнительная литература, источники информации | Вернер Л.Г. «Применение активных методов работы на уроках в начальной школе», Д.А. Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) от 12.11.2009г. «Активные методы обучения». Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/ |
Словарь терминов
Фаза занятия | Функции |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями |
Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |