СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России» Учебный предмет: Окружающий мир Класс: 3 Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир. Цель: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Органы чувств"»


  1. УМК «Школа России»

  2. Учебный предмет: Окружающий мир

  3. Класс: 3

  4. Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир.

  5. Цель: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

  6. Планируемые результаты:

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: – строить рассуждения.

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • строить рассуждения; обобщать.

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные:– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;

  • задавать вопросы.

Предметные:

- определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания),

- объяснять их роль в организме человека;

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

- формировать бережное отношение к своим органам чувств.




Ход урока.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Фронтальный опрос по материалам прошлого урока.

- Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия?

- А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место.

Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса, можно использовать аромо лампу с маслом сосны или пихты.

- Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой? (Хвойный).

- Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он? (Колючий).

- Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она? (Сладкая).

- А как мы смогли это определить? (Увидели, услышали, почувствовали).

- Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию? (Глаза, уши, нос, язык).

Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?


Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут


– Можете определить тему сегодняшнего урока?

«Как мы воспринимаем окружающий мир».

– Давайте составим план работы.

  1. Глаза – орган зрения

  2. Уши – орган слуха

  3. Нос – орган обоняния

  4. Язык – орган вкуса

  5. Кожа – орган осязания

  6. Органы чувств и мозг


II. Организация работы с кейсами.

- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает;

4) как беречь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 -7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.

Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.


Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа





2-я группа





3-я группа





4-я группа





5-я группа





Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1: Загадки

Алмаз в гнезде,
Без него — быть беде,
За горой у нас
Есть другой алмаз,
И он в гнезде,
Без него —

Быть беде,
Два алмаза горят,
Правду говорят.

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.


http://zagadka.pro/slovo-10.html

Источник №2:Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.132

Источник №3:

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.


Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М.,Изд.Академия и К, АкадемияРазвития, АкадемияХолдинг, 2006 г.


Источник №4:

Береги свои глаза


Чтобы глаза твои, дружок,                        На яркий свет смотреть нельзя –

Могли на долго сохраниться,                   Тоже портятся глаза.

Запомни два десятка строк                        Телевизор в доме есть,

К тебе они взывают со страницы:              Но, пожалуйста, не лезь

Глаз поранить очень просто –                   К самому экрану

Не играй предметом острым!                    И смотри не всё подряд,

Глаза не три, не засоряй,                           А передачи для ребят.

Лежа книгу не читай; 


Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до твоих глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь.

                                                                                                    Н.Орлов

http://www.myshared.ru/slide/219197/


Кейс №2.

Источник №1: Загадки

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…

Самый лучший на свете слушатель.






http://zagadka.pro/team-14.html

Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.133

Источник №3:

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.








Источник №4: Берегите уши

  1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

  3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, среди тишины.

  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.


Кейс №3.

Источник №1: Загадки

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ...


За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жароюпыщут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!









http://zagadka.pro/team-14.html

Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.) стр.134

Источник №3: Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи.


Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.



Источник №4:

Чтобы сохранить обоняние











Кейс №4.

Источник №1: Загадки

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Всегда во рту,
А не проглотишь.






http://zagadka.pro/team-14.html

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.)стр.134


Источник №3:

Источник №4:

Язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.


Кейс №5.

Источник №1: Загадки

Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен ...







http://www.zanimatika.narod.ru/Book2.htm


Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.) стр.135

Источник №3:

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.


ΙII. Работа в группах

Учитель выступает в роли консультанта.



IV. Презентация результатов

- Попросим наших специалистов выступить со своим докладом. (Выступление учеников).

- Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?)

- Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!».

(Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире).


V. Итог урока. Домашнее задание


Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?