УМК «Школа России»
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир.
Цель: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные: – строить рассуждения.
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
строить рассуждения; обобщать.
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные:
- определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания),
- объяснять их роль в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- формировать бережное отношение к своим органам чувств.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Фронтальный опрос по материалам прошлого урока.
- Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия?
- А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место.
Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса, можно использовать аромо лампу с маслом сосны или пихты.
- Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой? (Хвойный).
- Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он? (Колючий).
- Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она? (Сладкая).
- А как мы смогли это определить? (Увидели, услышали, почувствовали).
- Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию? (Глаза, уши, нос, язык).
– Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
– Можете определить тему сегодняшнего урока?
– «Как мы воспринимаем окружающий мир».
– Давайте составим план работы.
Глаза – орган зрения
Уши – орган слуха
Нос – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания
Органы чувств и мозг
II. Организация работы с кейсами.
- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.
На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:
1) название органа чувств;
2) как он устроен;
3) что воспринимает;
4) как беречь.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 -7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
| Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого |
1-я группа | | | | |
2-я группа | | | | |
3-я группа | | | | |
4-я группа | | | | |
5-я группа | | | | |
Кейсы.
Кейс №1.
Источник №1: Загадки
Алмаз в гнезде, Без него — быть беде, За горой у нас Есть другой алмаз, И он в гнезде, Без него — Быть беде, Два алмаза горят, Правду говорят. | Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. |
http://zagadka.pro/slovo-10.html
Источник №2:Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.132
Источник №3:
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М.,Изд.Академия и К, АкадемияРазвития, АкадемияХолдинг, 2006 г.
Источник №4:
Береги свои глаза
Чтобы глаза твои, дружок, На яркий свет смотреть нельзя –
Могли на долго сохраниться, Тоже портятся глаза.
Запомни два десятка строк Телевизор в доме есть,
К тебе они взывают со страницы: Но, пожалуйста, не лезь
Глаз поранить очень просто – К самому экрану
Не играй предметом острым! И смотри не всё подряд,
Глаза не три, не засоряй, А передачи для ребят.
Лежа книгу не читай;
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до твоих глаз
Должно быть 40 сантиметров.
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь.
Н.Орлов
http://www.myshared.ru/slide/219197/
Кейс №2.
Источник №1: Загадки
Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле… | Самый лучший на свете слушатель. |
http://zagadka.pro/team-14.html
Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.133
Источник №3:
Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.
Источник №4: Берегите уши
Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, среди тишины.
Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Кейс №3.
Источник №1: Загадки
Запах хлеба, запах меда, Запах лука, запах роз Различить поможет ... | За поляною — гора, Под горою есть дыра, А в горе — две печки День и ночь жароюпыщут, То сопят, то ровно дышат. Что же это за гора? Дать ответ тебе пора! |
http://zagadka.pro/team-14.html
Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.) стр.134
Источник №3: Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Источник №4:
Чтобы сохранить обоняние


Кейс №4.
Источник №1: Загадки
Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. | Всегда во рту, А не проглотишь. |
http://zagadka.pro/team-14.html
Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.)стр.134
Источник №3:

Источник №4:
Язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Кейс №5.
Источник №1: Загадки
Чтобы выглядеть моложе, Крем хороший нужен ... | |
http://www.zanimatika.narod.ru/Book2.htm
Источник №2: Учебник(Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.) стр.135
Источник №3:
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
ΙII. Работа в группах
Учитель выступает в роли консультанта.
IV. Презентация результатов
- Попросим наших специалистов выступить со своим докладом. (Выступление учеников).
- Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?)
- Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!».
(Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире).
V. Итог урока. Домашнее задание
Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить задание?