Открытое занятие по ориентированию на местности.
Тема «Компас. Определение азимута»
Цель занятия: - Ознакомление с компасом, его строением - как основном приборе, используемом туристами для ориентирования на местности.
-Формирование представлений об ориентировании, азимуте.
-Совершенствование умений воспитанников применять полученные знания для конкретных географических задач.
-Развитие мышления воспитанников через решение проблемных ситуаций.
Задачи: - Формирование у воспитанников понятий: горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, азимут.
- Ознакомление детей с устройством компаса;
-Развитие умений определения сторон горизонта, расстояния и направлений на плане местности.
- Определение сторон горизонта, расстояния на плане, азимута по компасу,
- Развитие навыков коллективной работы и совместного поиска решений; - Развитие логического мышления, памяти и внимания воспитанников;
Оборудование:
Карточки по теме «Компас».
Спортивные компаса.
Плакат с компасами.
Карточки по теме «Условные знаки».
Кроссворд
Скотч, иголки, магнитики, указка.
Мультимедийный проектор, доска, презентация
План занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вводная часть:
Посмотрите-ка ребятки, все готовы? Все в порядке?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Возьмите листочек и на одной из сторон вверху напишите свое имя, а ниже зарисуйте свое настроение. В помощь вам на доске весит плакат с настроениями, зарисуйте у себя один, который вам сейчас подходит, и поставьте возле себя лицом ко мне. На это вам дается 2 минуты.
Хорошо, с этим заданием мы справились.
Цель нашего занятия - дать представление о компасе, его строении, приемах работы- как основного прибора, используемого туристами для ориентирования на местности.
2. Проверка знаний по предшествующей теме:
Прежде, чем мы с вами начнем изучать новый материал, мы должны вспомнить тему, условные обозначения
Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.
1. Что такое условные знаки?
Ответ: Это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.
2. На сколько групп разделены УЗ спортивных карт?
Ответ: шесть групп
* Рельеф;
* Скалы и камни;
* Гидрография и болота;
* Растительность;
* Искусственные сооружения;
* Знаки обозначения дистанций.
3. Каким цветом и что, отображают на цветных картах?
Ответ: * Синий – гидрография (болото, реки);
* Зеленый – растительность;
* Чёрный – искусственные объекты;
* Коричневый – рельеф;
* Желтый – открытые пространства;
* Красный – судейский цвет (старт, финиш);
Для того чтобы проверить, как вы усвоили топографические условные знаки, предлагаю провести маленький топографический диктант.
Давайте разделимся на две команды. Из каждой команды выходят по два человека, им выдается конвертик, в котором лежат топографические знаки. Я буду зачитывать стихотворение, где упоминаются некоторые топографические знаки. Ваша задача слушать внимательно и из своего набора выбирать правильный знак и вывесить его на доску (вертикально). Маленькая подсказка – в конвертиках знаков больше чем в стихотворении. Начнем.
Стихотворение А.С.Пушкина «Деревня»:
« Я твой: люблю сей темный сад
с его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты…»
Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.
3. Объяснение новой темы:
А теперь мы с вами переходим к новой теме.
Отгадайте, пожалуйста, загадку:
«Под стеклом сижу,
На север и юг гляжу,
Со мной пойдешь –
Дорогу найдешь»
(Ответ, компас).
Тема занятия так и называется:
«Компас. Определение азимута».
Компас – один из древних приборов на земле. Но, прежде чем мы начнём, я вам расскажу немного любопытных сведений из истории компаса.
Считается, что компасы были созданы на дальнем Востоке в эпоху династии Хань примерно в первые годы нашей эры.
В старинных книгах первый компас именуется «синан», что означает « указывающий на юг». Он имел вид ковшика, сделанного из магнитной руды, с гладкой нижней частью.
Ковшик устанавливали на тщательно отполированную медную или деревянную плоскость таким образом, чтобы короткая ручка могла свободно поворачиваться. Направления частей света обозначали на плоскости знаками зодиака, а деления соответствовали градусам современного компаса. Форма «синана» повторяла расположение звёзд Большой Медведицы. При толчке ковшик начинал вращаться, а, успокоившись, указывал на юг.
Также известно, что в Центральной Америке индийские племена Ольмеков нередко строили города так, что их улицы и здания были ориентированы относительно сторон света. Особенно часто это делалось при сооружении храмов, вокруг которых и возникали города.
К 11 веку было открыто, что потёртое о магнетит железо приобретает свойство притягивать. Это позволило усовершенствовать компас: появилась стрелка из искусственного магнетита. Её делали в виде рыбки, плавающей в сосуде с водой. Голова «рыбки» указывала на юг. Другой вариант стрелки – игла, которую с помощью воска крепили посередине висящей шелковой нити.
В начале 14 века итальянец Флавио Джойя усовершенствовал компас: к стрелке, надетой на вертикальную шпильку, прикрепил легкий бумажный круг, где были нанесены четыре направления света.
В России компасное дело стремительно развивалось при Петре 1. Появился даже «устав компасных дел мастер», был издан указ: «… впредь на кораблях заменять железа около компаса медью и не ставить оного ближе 14 футов от компаса».
В улучшении отечественных моделей компаса большую роль сыграли работы Михайло Васильевича Ломоносова, других учёных. Лейтенант флота И.П.Белавенец первым начал научно разрабатывать проблемы судового магнетизма, за что был награждён золотым компасом с 32 бриллиантами – по одному на каждом румбе. С тех пор прибор в основе своей остался без изменений.
Ну, а всё-таки, что такое компас?
Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности (не на бумаге, не на карте, а в пространстве).
Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена ориентировщика (спортивный компас).
Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас системы, Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.
Компас Андрианова состоит из 5 частей:
корпус компаса;
визирное кольцо;
магнитная стрелка;
лимб (циферблат);
зажим;
Для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется неожиданным и даже смешным. Но на самом деле в нём стоит разобраться детально – не такой уж он простой. Оказывается, есть четыре действия с компасом, и их должен знать каждый.
найти стороны горизонта;
ориентирование карты по компасу;
прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);
обратные засечки (определение азимута данного ориентира);
Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.
Итак, какие стороны горизонта вы знаете?- Покажите северо-восток,
юго- восток, северо-запад, юго-запад.
А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.
Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
а) по муравейнику;
б) по ветвям одиноко стоящего дерева;
в) по годичным кольцам пней;
г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
д) по Полярной звезде и т.д.
Задача.
Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на- лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.
- Правильно ли направление пути туриста? (ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)
- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.
- Что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.)
- Выполните задание на определение азимута на местности На планах, а - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.
Практическая работа с дидактическим материалом.
А теперь, давайте поиграем, и тем самым повторим и закрепим то, что мы узнали нового. Для этого нам необходимо разделиться на 2 или 3 команды.
1. Раздать кроссворд. Компас и топографическая карта – основные элементы в туристской топографии. В кружочки нарисованного компаса нужно вписать названия 6 топографических знаков.
2. Закрепление изученного материала.
Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили материал, каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса и задать их противоположной команде.
1) Какую тему мы сегодня проходили на занятии?
Ответ: Компас. Работа с компасом.
2) Что такое компас?
Ответ: Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности.
3)Какой компас был широко распространен в нашей стране.
Ответ: Андрианова.
4) Перечислите, из чего состоит компас?
Ответ: Плата, колба (корпус) с жидкостью, стрелка, лупа, масштабная линейка, миллиметровая линейка, шкала с градусами, шнурок и т. д.
5) Из скольких частей состоит компас Андрианова?
Ответ: Из 5 частей. Корпус, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.
6) Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? (Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.).
Подведение итогов занятия.