Практическая работа поможет учителю в формировании у школьников ключевых образовательных компетенций согласно стандартам нового поколения: научиться умению составлять простейший план местности, определять стороны горизонта по компасу, работать с масштабом, определять направления на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа Тема: «Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек» (движение по маршруту)»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Составление плана местности при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек» (движение по маршруту)
Цель работы:
Добиваться формирования у школьников посредством практических работ ключевых образовательных компетенций согласно стандартам нового поколения.
Научиться умению составлять простейший план местности.
Научиться определять стороны горизонта по компасу, работать с масштабом, определять направления на плане и карте, на местности, рассчитывать расстояния.
Опорные понятия: Приступать к выполнению практической работы на местности можно только убедившись, что при выполнении тренировочных заданий и упражнений учащиеся овладели необходимыми приемами, имеют соответствующие теоретические знания. Учащиеся должны знать сущность понятия «ориентирование», основные и промежуточные стороны горизонта, азимут, уметь определять направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба и, что особенно важно, использовать компас и план местности одновременно (ориентировать план по отношению к сторонам горизонта).
Ход работы:
І. Объяснение учителя.
Познакомив учащихся с прикладным значением тех умений, которые будут использовать и развивать в процессе выполнения практической работы, учитель дает краткую характеристику местности, на которой планируется проведение этой работы. Называет учащимся основные ориентиры, заранее определяет маршрут движения.
Маршрут движения учитель составляет заранее, учитывая особенности конкретной местности, определяя примерные расстояния, которые необходимо пройти в указанном направлении, намечая наиболее яркие ориентиры в каждом пункте изменения маршрута (отдельно стоящее дерево, пересечение дорог, квартальный столб и т. д.). С этими ориентирами учащихся знакомят заранее. Разрабатывается три-четыре маршрута. Это поможет повысить уровень самостоятельности учащихся при ориентировании.
Направления своего движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в заранее определенном масштабе.
ІІ. Выполнение работы
Учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека. Группа получает маршрутную карточку, которая содержит набор заданий, определяющий последовательность их действий.
Карточка
Задания:
Используя компас, пройти в указанном направлении определенное расстояние (расстояние определять в парах шагов).
Нанести па планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе (1:10 000).
Определить по составленной схеме маршрута направление движения п примерное расстояние пройденного пути.
Направление и расстояние по маршруту
Основные пункты | Направление движения | Азимут (А) | Рлсегояние ( Р), м |
Пункт 1 (старт) | На северо-восток | 45 | 300 |
Пункт 2 (промежуточный) | На юг | 180 | 1000 |
Пункт 3 (промежуточный) | На запад | 270 | 300 |
Пункт 4 (конечиый) | ? | ? | ? |
Схема маршрута
ІІІ. Оформление работы.
После окончания этой работы учащиеся проверяют схему маршрута своего движения и сдают учителю.
ІV. Итог урока.
Оценка выставляется каждой группе за правильность и аккуратность.
V. Домашнее задание.
Туристы возвращались из похода. Прошедши лугом 500 м в южном направлении грунтовой дорогой, они подошли к колодцу. Дальше по азимуту 270° они прошли 400 м кустарниками и вышли к небольшому озеру. После этого они продвигались на юго-восток тропой через смешанный лес и вышли к реке, которая протекала с запада на восток. Перейдя ее деревянным мостиком, туристы пошли на юг грунтовой дорогой редколесьем и через 500 м достигли лагеря.