Краснокутская Анастасия Сергеевна,
Krasnokutskaja Anastasija Sergeevna,
г. Волгоград,
Volgograd,
[email protected]
Научный руководитель: Сафронова Елена Михайловна,
Scientific director: Safronova Elena Mikhailovna,
доктор педагогических наук, профессор,
doctor of pedagogical sciences, professor,
г. Волгоград,
Volgograd,
[email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
COMPETENCE OF TEACHERS IN IMPLEMENTING THE IDEA OF CARING FOR A CHILD WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
Аннотация: В статье описываются компетенции, которыми должен обладать педагог, осуществляющий заботу о ребенке с особыми образовательными потребностями. Рассмотрены точки зрения разных авторов, занимающихся изучением заботы как психолого-педагогического явления.
Abstract: the article describes the competence that must have a teacher who takes care of a child with special educational needs. The points of view of different authors engaged in the study of care as a psychological and pedagogical phenomenon are considered.
Ключевые слова: Компетентность, забота, ребенок с особыми образовательными потребностями, педагоги.
Keywords: Competence, care, child with special educational needs, teachers.
Введение ФГОС в школе предполагает развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. Главными показателями достижения личностных результатов являются следующие: «самоопределяться в жизненных ценностях», «объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей», «критически оценивать и корректировать свое поведение» и др. Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для обучающегося с особыми образовательными потребностями. Важно, чтобы современный педагог обладал необходимыми компетенциями в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Цель: Описать особенности компетенций педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
представить точки зрения разных авторов, рассматривающих заботу как психолого-педагогическое явление.
описать перечень трудовых действий, умений и навыков, необходимых педагогу в осуществлении заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.
Доказать значимость идеи заботы в компетентности педагога.
Значимость заботы в образовательном пространстве – одно из условий успешного решения психолого-педагогических задач, которое способствует реализации базового принципа гуманистической системы образования, обеспечивая построение взаимовыгодных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Научное понимание феномена заботы –необходимый элемент в профессиональной подготовке будущих психологов, педагогов-дефектологов, социальных работников и других участников образовательного процесса.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что термин «забота» употребляется не только в психологии и педагогике, но и также в таких областях знания как философия, социальная работа, юриспруденция, биология, что доказывает не только значимость, но и многогранность данного явления. В педагогических словарях и словарях русского языка определение заботы связано с удовлетворением потребностей человека. В психологической литературе ряд авторов (А.Маслоу, Г.Г Филлипова, Э.Эриксон) поддерживает данную связь. А. Маслоу указывает, что «забота родителей – это обеспечение безопасности и защиты для своего ребенка, обеспечение выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создание и поддержание условий, благоприятствующих желательному развитию событий. Г.Г. Филиппова связывает заботу с созданием условий для полноценного и успешного удовлетворения потребностей и оказание всех видов помощи ребенку[2]. Таким образом, забота, по мнению А.Маслоу и Г.Г Филипенко, призвана обеспечить человеку состояние благополучия, психологического комфорта, счастья посредством удовлетворения его потребностей, создания условий для реализации целей. Умение заботиться об окружающих – обязательное условие личностного роста, самореализации, а, значит, необходимо каждому человеку для гармоничного развития. Об этом пишет и Э. Эриксон, указывая на роль заботы, как о себе, так и о других, в процессе самосозидания личности.
С точки зрения философии, забота состоит в том, что человек является человеком, когда его что-то заботит в мире, когда ему не все равно: забота конструирует человека как человека, является источником его бытия (значимыми для нас делает объекты мира личностный смысл, который является одним из образующих сознания, то есть личности человека)[3]. Таким образом, забота одного человека о другом совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост, стремления к осуществлению смысла, в процессе которого он может достигнуть счастья, реализации, то есть состоит в содействии человеку в решении стоящих перед ним в определенный период жизни задач. Средством достижения благополучия человека может являться удовлетворение его потребностей, помощь в реализации целей, а также действия, направленные на формирование и развитие конструктивных форм поведения, мотивационных образований.
Различные типы образовательных учреждений должны обеспечить комфортные педагогические условия, основываясь на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, тем самым формируя адаптивную социально-образовательную среду. Проблема в том, что на практике в образовательных учреждениях имеет место недостаточное осуществление заботы педагогов об обучающемся с особыми образовательными потребностями.
Критерии профессиональной компетентности педагога в реализации идеи заботы | Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога |
1.Знания об идее психолого-педагогической заботы | 1.1.Владение информацией о сущности идеи заботы. 1.2. Информирование о законах и иных нормативно правовых актов, регламентирующие реализацию идеи заботы об обучающихся с особыми образовательными потребностями. 1.3. Наличие представлений о технологиях и методах осуществления идеи заботы о детях с ООП. |
2.Умения в осуществлении идеи заботы | 2.1. Наличие умения применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ООП. 2.2.Владение умениями взаимодействовать с различными организациями, осуществляющими сопровождение и заботу о детях с ООП. 2.3.Умение планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс о детях с ООП в соответствии с программами. |
3.Опыт осуществления заботы (трудовые действия) | 3.1. Наличие опыта организации специальной образовательной среды для реализации идеи заботы и особых образовательных потребностей обучающихся с ООП. 3.2.Опыт организации деятельности лиц с ООП по развитию жизненных компетенций на основе планомерного осуществления заботы о детях с ООП. 3.3. Наличие опыта формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности за счет постепенного расширения идеи и реализации заботы о детях с ООП. |
Готовность педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями будет зависеть от получений необходимых знаний,умений и трудовых действий.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2010 г. – 222 с.
2. Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. – Учеб. Пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 88 с.
3. Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965–2009) (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015). Под ред. М.А. Козловой и В.Г. Безрогова. Часть 2: Что-то ведет нас вглубь самих себя. – М.: Канон+, 2015. – 1442 с.
4.Профессиональный стандарт «педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».