СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентность педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются компетенции, которыми должен обладать педагог, осуществляющий заботу о ребенке с особыми образовательными потребностями. Рассмотрены точки зрения разных авторов, занимающихся изучением заботы как психолого-педагогического явления.

Просмотр содержимого документа
«Компетентность педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями»

Краснокутская Анастасия Сергеевна,

Krasnokutskaja Anastasija Sergeevna,

г. Волгоград,

Volgograd,

[email protected]


Научный руководитель: Сафронова Елена Михайловна,

Scientific director: Safronova Elena Mikhailovna,

доктор педагогических наук, профессор,

doctor of pedagogical sciences, professor,

г. Волгоград,

Volgograd,

[email protected]



КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

COMPETENCE OF TEACHERS IN IMPLEMENTING THE IDEA OF CARING FOR A CHILD WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS


Аннотация: В статье описываются компетенции, которыми должен обладать педагог, осуществляющий заботу о ребенке с особыми образовательными потребностями. Рассмотрены точки зрения разных авторов, занимающихся изучением заботы как психолого-педагогического явления.

Abstract: the article describes the competence that must have a teacher who takes care of a child with special educational needs. The points of view of different authors engaged in the study of care as a psychological and pedagogical phenomenon are considered.


Ключевые слова: Компетентность, забота, ребенок с особыми образовательными потребностями, педагоги.

Keywords: Competence, care, child with special educational needs, teachers.

Введение ФГОС в школе предполагает развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. Главными показателями достижения личностных результатов являются следующие: «самоопределяться в жизненных ценностях», «объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей», «критически оценивать и корректировать свое поведение» и др. Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, создавать условия для формирования достойной жизненной перспективы для обучающегося с особыми образовательными потребностями. Важно, чтобы современный педагог обладал необходимыми компетенциями в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.

Цель: Описать особенности компетенций педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  1. представить точки зрения разных авторов, рассматривающих заботу как психолого-педагогическое явление.

  2. описать перечень трудовых действий, умений и навыков, необходимых педагогу в осуществлении заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.

  3. Доказать значимость идеи заботы в компетентности педагога.

Значимость заботы в образовательном пространстве – одно из условий успешного решения психолого-педагогических задач, которое способствует реализации базового принципа гуманистической системы образования, обеспечивая построение взаимовыгодных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Научное понимание феномена заботы –необходимый элемент в профессиональной подготовке будущих психологов, педагогов-дефектологов, социальных работников и других участников образовательного процесса.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что термин «забота» употребляется не только в психологии и педагогике, но и также в таких областях знания как философия, социальная работа, юриспруденция, биология, что доказывает не только значимость, но и многогранность данного явления. В педагогических словарях и словарях русского языка определение заботы связано с удовлетворением потребностей человека. В психологической литературе ряд авторов (А.Маслоу, Г.Г Филлипова, Э.Эриксон) поддерживает данную связь. А. Маслоу указывает, что «забота родителей – это обеспечение безопасности и защиты для своего ребенка, обеспечение выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создание и поддержание условий, благоприятствующих желательному развитию событий. Г.Г. Филиппова связывает заботу с созданием условий для полноценного и успешного удовлетворения потребностей и оказание всех видов помощи ребенку[2]. Таким образом, забота, по мнению А.Маслоу и Г.Г Филипенко, призвана обеспечить человеку состояние благополучия, психологического комфорта, счастья посредством удовлетворения его потребностей, создания условий для реализации целей. Умение заботиться об окружающих – обязательное условие личностного роста, самореализации, а, значит, необходимо каждому человеку для гармоничного развития. Об этом пишет и Э. Эриксон, указывая на роль заботы, как о себе, так и о других, в процессе самосозидания личности.

С точки зрения философии, забота состоит в том, что человек является человеком, когда его что-то заботит в мире, когда ему не все равно: забота конструирует человека как человека, является источником его бытия (значимыми для нас делает объекты мира личностный смысл, который является одним из образующих сознания, то есть личности человека)[3]. Таким образом, забота одного человека о другом совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост, стремления к осуществлению смысла, в процессе которого он может достигнуть счастья, реализации, то есть состоит в содействии человеку в решении стоящих перед ним в определенный период жизни задач. Средством достижения благополучия человека может являться удовлетворение его потребностей, помощь в реализации целей, а также действия, направленные на формирование и развитие конструктивных форм поведения, мотивационных образований.

Различные типы образовательных учреждений должны обеспечить комфортные педагогические условия, основываясь на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, тем самым формируя адаптивную социально-образовательную среду. Проблема в том, что на практике в образовательных учреждениях имеет место недостаточное осуществление заботы педагогов об обучающемся с особыми образовательными потребностями.

Критерии профессиональной компетентности педагога в реализации идеи заботы

Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога

1.Знания об идее психолого-педагогической заботы


1.1.Владение информацией о сущности идеи заботы.

1.2. Информирование о законах и иных нормативно правовых актов, регламентирующие реализацию идеи заботы об обучающихся с особыми образовательными потребностями.

1.3. Наличие представлений о технологиях и методах осуществления идеи заботы о детях с ООП.


2.Умения в осуществлении идеи заботы


2.1. Наличие умения применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с ООП.

2.2.Владение умениями взаимодействовать с различными организациями, осуществляющими сопровождение и заботу о детях с ООП.

2.3.Умение планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс о детях с ООП в соответствии с программами.


3.Опыт осуществления заботы (трудовые действия)

3.1. Наличие опыта организации специальной образовательной среды для реализации идеи заботы и особых образовательных потребностей обучающихся с ООП.

3.2.Опыт организации деятельности лиц с ООП по развитию жизненных компетенций на основе планомерного осуществления заботы о детях с ООП.

3.3. Наличие опыта формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности за счет постепенного расширения идеи и реализации заботы о детях с ООП.


Готовность педагогов в реализации идеи заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями будет зависеть от получений необходимых знаний,умений и трудовых действий.


Список литературы:

1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2010 г. ­­– 222 с.

2. Андреева М.В., Баранов А.А. Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты. – Учеб. Пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 88 с.

3. Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965–2009) (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015). Под ред. М.А. Козловой и В.Г. Безрогова. Часть 2: Что-то ведет нас вглубь самих себя. – М.: Канон+, 2015. – 1442 с.

4.Профессиональный стандарт «педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!