СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«компетентностный подход на уроке английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Просмотр содержимого документа
««компетентностный подход на уроке английского языка»»

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Начало 21 века со всей вероятностью показывает, что процессы формирования новой информационной среды задают совершенно новый уровень требований к подготовке специалистов, к развитию у них подлинной конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке труда. Перед системой образования встали следующие проблемы: сохранение ориентации на информационно-знаниевую Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 66 модель и недостаточная личностная направленность образовательного процесса. Поэтому назрела необходимость в обновлении процесса образования. В настоящее время нужно наделить учащегося теми знаниям, которые будут актуальны, и он сможет воспользоваться ими через несколько лет. Этой задаче отвечает компетентностно-ориентированный подход в образовании, т.е. образование, основанное на компетенциях Основная идея компетентностного подхода заключается в получении образования, результаты которого будут признаваться значимыми за пределами системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. Применительно к изучению английского языка можно выделить следующие виды компетенций (согласно классификации Хуторского А.В.): Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. На практике данную компетенцию мы развиваем при изучении всех разделов программы независимо от класса, предлагая учащимся ответить на проблемные вопросы. Например, по теме «Дружба» можно предложить следующие вопросы: Каким ты представляешь настоящего друга? «Друзья занимают много времени» - гласит английская пословица. Ты согласен с ней? У тебя есть проблемы с друзьями? По теме «Семья» можно предложить следующие вопросы: Что особенного в твоей семье? Ты счастлив в семье? Что для тебя значит счастливая семья? О чем рассказал мне семейный альбом? Для чего Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 67 нужна семья? Проблема «отцов и детей». Она актуальна в наши дни? Что для тебя есть семейное счастье? Проблема разводов. Как ты относишься к брачному контракту? Нужен ли брачный контракт? В каком возрасте лучше выходить замуж/жениться? Общекультурная компетенция – это круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Например, изучая тему «Национальные стереотипы», учащийся изучает не только стереотипы стран изучаемого языка, но и рассказывает о стереотипах в своей стране, ищет общие и отличительные черты. Также хорошим примером является изучение темы «Правила этикета», где учащиеся учатся себя правильно вести за столом и в общественных местах. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добывают знания непосредственно из реальности, овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Ярким примером развития данной компетенции является использование метода проектов в учебной деятельности. Информационная компетенция развивается при использование информационно-коммуникативных технологий на уроке. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен уметь учиться искать и находить необходимую информацию, использовать разные источники информации для решения той или иной проблемы. Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 68 Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Для развития данной компетенции рекомендуется вовлекать учащихся в ролевые игры на уроке английского языка. Социально-трудовая компетенция - означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Социально-трудовая компетенция имеет тесную связь с коммуникативной. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социальнотрудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданскообщественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ – ролевая игра. Учащиеся учатся вести диалог, выбирая различные общественные роли. Например, по теме “Узнаём больше о Лондоне” в 7 классе, обучающиеся играют роли полицейского, прохожего, иностранца, жителя Лондона, экскурсовода и т.д. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Объектом в сфере данной компетенции выступает сам учащийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Хорошим способом развития данной компетенции является организация дебатов. Например, по теме «Школьная форма: за и против». Таким образом, при изменении требований к подготовке специалистов, ориентировании образования на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов актуальным является вопрос об использовании компетентностного подхода в обучении английскому языку. Поэтому компетентностный подход необходимо применять как в мас- Сборник статей «Методическая копилка идей учителей английского языка» 69 штабе всего образовательного процесса, так и в методике обучения отдельным предметам. Вклад предмета «английский язык» в формирование личностных компетентностей учащихся велик, т.к. «английский язык» выходит за рамки только учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом историческом контексте.