Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе. Серебренникова Т.Н. учитель начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Новый Уренгой
Китайскя мудрость гласит:
- «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»
КОМПЕТЕНЦИЯ
- умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни.
- круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
- это понятие определяет личность, обладающую познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизни.
Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности. Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства. Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ :
- Информационная – готовность к работе с информацией;
- Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
- Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих;
- Проблемная – готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих;
- Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.
Информационная компетенция – умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы .
- Так на уроках окружающего мира во 2 классе мы проходили тему «Материки». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по изучаемой теме. Так как у нас в кабинете ещё нет интерактивной доски, дети вышли из положения. Они подготовили очень интересные сообщения с фотографиями. Информацию взяли из Интернета. 80% учащихся моего класса уже хорошо используют в своей учебной деятельности информационный потенциал Интернета. По сравнению с прошлым выпуском резко возросла информированность детей.
Урок окружающего мира. 2 класс. Тема «Материки»
Окружающий мир. Тема «Австралия»
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
* умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником;
* поддерживать контакт в общении;
* выражать свои мысли в форме монолога и диалога;
* слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
* высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
* грамотно разрешать конфликты в общении;
* оценивать успешность ситуации общения;
* корректно завершать ситуацию общения.
Урок русского языка. Изложение.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих .
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью.
- Приёмы работы над предложением:
- составление предложений по образцу
- построение предложений из разрозненных слов
- работа с деформированным текстом
- работа по восстановлению текста
- деление текста, данного без точек и заглавных букв
- постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов
Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
ПРОБЛЕМНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации ;
- формулировать цель;
- делить её на ряд последовательных задач ;
- находить альтернативные пути и средства решения задач;
- в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств;
- публично представлять результаты;
- оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения .
Урок русского языка во 2 классе Тема: Имя прилагательное. Связь имён прилагательных с именами существительными (фрагмент урока: выход к учебной проблеме через побуждающий диалог) Отгадайте загадку: В лесу растёт он красный, яркий, Но ядовитый и несъедобный. - Что это за гриб? - это мухомор - Как догадались? - по словам яркий, красный -Что можете сказать об этих словах? - эти слова указывают на то, какой мухомор - характеризуют этот гриб - указывают на признаки мухомора -Определите части речи у слов яркий, красный -молчат -Вы выполнили моё задание? -нет -В чём затруднение? -не можем (побуждение к осознанию -не получается противоречия) -Почему? -мы знаем только существительное и глагол. А эти слова не относятся к этим частям речи -Значит, какой вопрос возникает? -какой частью речи являются слова, (побуждение к формулированию обозначающие признаки предмета? проблемы) (учебная проблема как вопрос)
Урок русского языка во 2 классе Тема: Правописание слов с разделительным Ъ (Фрагмент урока; подводящий диалог) На доске слова. переезд объезд -Прочитайте поезд съезд наезд подъезд -В словах какого столбика есть -в словах 2 столбика разделительный ъ? -Где пишется ъ? -после приставки -Докажите (ребята выделяют приставки) -Что заметили? На какую букву заканчиваются приставки во 2 столбце? -на согласную -А в 1 столбике? -на гласную -А с какой буквы начинается корень? -с гласной -Какой вывод можете сделать? -твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласным (открытие новых знаний)
КООПЕРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- умение самостоятельно находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
- распределять между участниками группы задачи и роли;
- действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя;
- координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу ;
- анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
- осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.
Урок литературного чтения (чтение по ролям)
- Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю их на доске.
- Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
- Дети читают произведение в группах, корректируя работу, друг друга. ( я перехожу от группы к группе, прислушиваясь к их работе)
- Демонстрация работы. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность.
Урок технологии.
На занятии по технологии ребята в группах выполняли коллективную работу: « Дерево пожеланий». Оно было составлено из детских ладошек, на которых ученики написали свои пожелания на летние каникулы друг другу. У каждой группы было своё задание. В конце урока ученики увидели результат своей работы.
РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
- самоанализ деятельности, проводимый каждым ребёнком ;
- оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы;
- обсуждение дальнейшей перспективы;
- рефлексия процесса мышления;
- осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.
ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЁМОВ
- Самоанализ полученных оценок в тетрадях;
- Приём "Знаки", когда учащиеся находят и подчёркивают в своих тетрадях самую красивую букву или цифру;
- Приём "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки;
- важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке , чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему , что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был…
- «Лестница успеха»: ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях, в основном уверен, нужно ещё повторить, нуждаюсь в помощи
Все учащиеся – звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у других … Главное – это хотеть сиять!
СПАСИБО ЗА
внимание!