СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности. Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений "зуновского" образовательного пространства

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе»

Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе.    Серебренникова Т.Н.  учитель начальных классов  МБОУ СШ № 11  г. Новый Уренгой   

Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе. Серебренникова Т.Н. учитель начальных классов МБОУ СШ № 11 г. Новый Уренгой  

Китайскя  мудрость  гласит:  «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»

Китайскя мудрость гласит:

  • «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь»
КОМПЕТЕНЦИЯ умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. это понятие определяет личность, обладающую познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизни.

КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни.
  • круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
  • это понятие определяет личность, обладающую познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизни.
Компетентностный  подход  предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.  Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства.  Компетентностный подход  не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.

Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности. Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства. Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.

БАЗОВЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ : Информационная – готовность к работе с информацией; Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих; Проблемная – готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих; Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ :

  • Информационная готовность к работе с информацией;
  • Коммуникативная готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • Кооперативная готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих;
  • Проблемная готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих;
  • Рефлексивная готовность к анализу собственной деятельности.
Информационная компетенция –  умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы . Так на уроках окружающего мира во 2 классе мы проходили тему «Материки». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по изучаемой теме. Так как у нас в кабинете ещё нет интерактивной доски, дети вышли из положения. Они подготовили очень интересные сообщения с фотографиями. Информацию взяли из Интернета. 80% учащихся моего класса уже хорошо используют в своей учебной деятельности информационный потенциал Интернета. По сравнению с прошлым выпуском резко возросла информированность детей.

Информационная компетенция – умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы .

  • Так на уроках окружающего мира во 2 классе мы проходили тему «Материки». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по изучаемой теме. Так как у нас в кабинете ещё нет интерактивной доски, дети вышли из положения. Они подготовили очень интересные сообщения с фотографиями. Информацию взяли из Интернета. 80% учащихся моего класса уже хорошо используют в своей учебной деятельности информационный потенциал Интернета. По сравнению с прошлым выпуском резко возросла информированность детей.
Урок окружающего мира. 2 класс. Тема «Материки»

Урок окружающего мира. 2 класс. Тема «Материки»

Окружающий мир. Тема «Австралия»

Окружающий мир. Тема «Австралия»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ   * умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником;  * поддерживать контакт в общении;  * выражать свои мысли в форме монолога и диалога;  * слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;  * высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;  * грамотно разрешать конфликты в общении;  * оценивать успешность ситуации общения;  * корректно завершать ситуацию общения.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

* умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником;

* поддерживать контакт в общении;

* выражать свои мысли в форме монолога и диалога;

* слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

* высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

* грамотно разрешать конфликты в общении;

* оценивать успешность ситуации общения;

* корректно завершать ситуацию общения.

Урок русского языка. Изложение. Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих .

Урок русского языка. Изложение.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих .

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Приёмы работы над предложением: составление предложений по образцу построение предложений из разрозненных слов работа с деформированным текстом работа по восстановлению текста деление текста, данного без точек и заглавных букв постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью.

  • Приёмы работы над предложением:
  • составление предложений по образцу
  • построение предложений из разрозненных слов
  • работа с деформированным текстом
  • работа по восстановлению текста
  • деление текста, данного без точек и заглавных букв
  • постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов

Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».   Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.  Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

ПРОБЛЕМНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации ;  формулировать цель;  делить её на ряд последовательных задач ;  находить альтернативные пути и средства решения задач;  в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств;  публично представлять результаты;  оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения .

ПРОБЛЕМНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации ;
  • формулировать цель;
  • делить её на ряд последовательных задач ;
  • находить альтернативные пути и средства решения задач;
  • в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств;
  • публично представлять результаты;
  • оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения .
 Урок русского языка во 2 классе     Тема: Имя прилагательное. Связь имён прилагательных с именами  существительными   (фрагмент урока: выход к учебной проблеме через побуждающий  диалог)     Отгадайте загадку:    В лесу растёт он красный, яркий,  Но ядовитый и несъедобный.  - Что это за гриб? - это мухомор  - Как догадались? - по словам яркий, красный   -Что можете сказать об этих словах? - эти слова указывают на то, какой  мухомор  - характеризуют этот гриб  - указывают на признаки мухомора  -Определите части речи у слов яркий,  красный -молчат  -Вы выполнили моё задание? -нет  -В чём затруднение? -не можем  (побуждение к осознанию -не получается  противоречия)  -Почему? -мы знаем только существительное и  глагол. А эти слова не относятся к  этим частям речи  -Значит, какой вопрос возникает? -какой частью речи являются слова,  (побуждение к формулированию обозначающие признаки предмета?  проблемы) (учебная проблема как вопрос)   

Урок русского языка во 2 классе   Тема: Имя прилагательное. Связь имён прилагательных с именами существительными (фрагмент урока: выход к учебной проблеме через побуждающий диалог)   Отгадайте загадку: В лесу растёт он красный, яркий, Но ядовитый и несъедобный. - Что это за гриб? - это мухомор - Как догадались? - по словам яркий, красный -Что можете сказать об этих словах? - эти слова указывают на то, какой мухомор - характеризуют этот гриб - указывают на признаки мухомора -Определите части речи у слов яркий, красный -молчат -Вы выполнили моё задание? -нет -В чём затруднение? -не можем (побуждение к осознанию -не получается противоречия) -Почему? -мы знаем только существительное и глагол. А эти слова не относятся к этим частям речи -Значит, какой вопрос возникает? -какой частью речи являются слова, (побуждение к формулированию обозначающие признаки предмета? проблемы) (учебная проблема как вопрос)  

 Урок русского языка во 2 классе     Тема: Правописание слов с разделительным Ъ  (Фрагмент урока; подводящий диалог)     На доске слова. переезд объезд  -Прочитайте поезд съезд  наезд подъезд  -В словах какого столбика есть -в словах 2 столбика  разделительный ъ?  -Где пишется ъ? -после приставки  -Докажите (ребята выделяют приставки)  -Что заметили? На какую букву  заканчиваются приставки во 2 столбце? -на согласную  -А в 1 столбике? -на гласную  -А с какой буквы начинается корень? -с гласной  -Какой вывод можете сделать? -твёрдый знак пишется после  приставок, оканчивающихся  на согласный перед гласным  (открытие новых знаний)   

Урок русского языка во 2 классе   Тема: Правописание слов с разделительным Ъ (Фрагмент урока; подводящий диалог)   На доске слова. переезд объезд -Прочитайте поезд съезд наезд подъезд -В словах какого столбика есть -в словах 2 столбика разделительный ъ? -Где пишется ъ? -после приставки -Докажите (ребята выделяют приставки) -Что заметили? На какую букву заканчиваются приставки во 2 столбце? -на согласную -А в 1 столбике? -на гласную -А с какой буквы начинается корень? -с гласной -Какой вывод можете сделать? -твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласным (открытие новых знаний)  

КООПЕРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ умение самостоятельно находить  партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; распределять между участниками группы задачи и роли;  действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу ; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.

КООПЕРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умение самостоятельно находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
  • распределять между участниками группы задачи и роли;
  • действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя;
  • координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу ;
  • анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
  • осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.
Урок литературного чтения (чтение по ролям) Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю их на доске. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Дети читают произведение в группах, корректируя работу, друг друга. ( я перехожу от группы к группе, прислушиваясь к их работе) Демонстрация работы. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность.

Урок литературного чтения (чтение по ролям)

  • Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю их на доске.
  • Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
  • Дети читают произведение в группах, корректируя работу, друг друга. ( я перехожу от группы к группе, прислушиваясь к их работе)
  • Демонстрация работы. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность.
Урок технологии. На занятии по технологии ребята в группах выполняли коллективную работу: « Дерево пожеланий». Оно было составлено из детских ладошек, на которых ученики написали свои пожелания на летние каникулы друг другу. У каждой группы было своё задание. В конце урока ученики увидели результат своей работы.

Урок технологии.

На занятии по технологии ребята в группах выполняли коллективную работу: « Дерево пожеланий». Оно было составлено из детских ладошек, на которых ученики написали свои пожелания на летние каникулы друг другу. У каждой группы было своё задание. В конце урока ученики увидели результат своей работы.

РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ самоанализ деятельности, проводимый каждым ребёнком ;  оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.

РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • самоанализ деятельности, проводимый каждым ребёнком ;
  • оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы;
  • обсуждение дальнейшей перспективы;
  • рефлексия процесса мышления;
  • осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.
ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЁМОВ Самоанализ полученных оценок в тетрадях; Приём

ПРИМЕРЫ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРИЁМОВ

  • Самоанализ полученных оценок в тетрадях;
  • Приём "Знаки", когда учащиеся находят и подчёркивают в своих тетрадях самую красивую букву или цифру;
  • Приём "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки;
  • важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке , чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему , что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был…
  • «Лестница успеха»: ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях, в основном уверен, нужно ещё повторить, нуждаюсь в помощи
 Все учащиеся – звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у других … Главное – это хотеть сиять!

Все учащиеся – звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у других … Главное – это хотеть сиять!

СПАСИБО ЗА внимание!

СПАСИБО ЗА

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!