СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетенции классного руководителя в вопросе воспитания коллектива класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенции классного руководителя в вопросе воспитания коллектива класса.

Просмотр содержимого документа
«Компетенции классного руководителя в вопросе воспитания коллектива класса»

Компетенции классного руководителя в вопросе воспитания коллектива класса

Компетентностная  готовность педагога к реализации деятельности класс­ного руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

  • его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

  • его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель.  Он умеет строить с детьми доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор.  Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном образовании;

  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

  • умение применять правовую базу о защите детства;

  • применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

  • разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

  • обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

  • разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;

  • проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);

  • определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;

  • овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

  • подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

  • сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

  • обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

  • организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;

  • разработка системы освоения детьми природной среды.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

  • насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

  • формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

  • овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

  • знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

  • изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании  в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за  его состоянием и прогнозирование его развития.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя,  учащихся.  Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.