Компетенции классного руководителя в вопросе воспитания коллектива класса
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Он умеет строить с детьми доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.
Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность:
знание законодательства о современном образовании;
нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
умение применять правовую базу о защите детства;
применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.
изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
разработка системы освоения детьми природной среды.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, учащихся. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.