СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетенция педагога- разрешение конфликтов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый преподаватель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Компетенция педагога- разрешение конфликтов»

  Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.  Конфликт «учитель – родитель» Педагог- психолог Дорошева О.В. МАОУ гимназия № 83 города Тюмени

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога. Конфликт «учитель – родитель»

Педагог- психолог Дорошева О.В.

МАОУ гимназия № 83 города Тюмени

Развитие коммуникативной компетентности педагога Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность.  Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма преподавателя. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.

Развитие коммуникативной компетентности педагога

  • Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность.
  • Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма преподавателя. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.
Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый преподаватель должен развивать свою коммуникативную компетентность. Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов гибко управлять процессом в ходе обучения и воспитания, содействовать взаимопониманию, применять коммуникативные технологии. Наблюдается зависимость от коммуникативной компетентности морально-психологического климата, демократизма и гуманизма общения, эффективности общения с точки зрения решения проблем, результативности установления контактов, удовлетворенности преподавателя и обучающихся своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый преподаватель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

  • Педагог, не обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не способен реализовать личностно-ориентированные образовательные технологии, не готов гибко управлять процессом в ходе обучения и воспитания, содействовать взаимопониманию, применять коммуникативные технологии. Наблюдается зависимость от коммуникативной компетентности морально-психологического климата, демократизма и гуманизма общения, эффективности общения с точки зрения решения проблем, результативности установления контактов, удовлетворенности преподавателя и обучающихся своим трудом.
Коммуникативная культура и компетентность – ядро профессиональной культуры педагога Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально значимое личностное качество педагога, которое формируется в процессе его саморазвития. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры преподавателей открывают различные формы практической работы. Такой практический опыт дает педагогу возможность взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике

Коммуникативная культура и компетентность – ядро профессиональной культуры педагога

  • Коммуникативная компетентность представляет собой профессионально значимое личностное качество педагога, которое формируется в процессе его саморазвития. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры преподавателей открывают различные формы практической работы. Такой практический опыт дает педагогу возможность взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике

Коммуникативные умения развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой (знаниями гуманистических норм своей профессии и следование им).

  • Педагогический такт – есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики, особенно вконфликтных ситуациях.
Конфликт –  противоречия и разногласия, возникающие между людьми из за несовпадения их взглядов, устремлений, установок, стремлений    Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни

Конфликт – противоречия и разногласия, возникающие между людьми из за несовпадения их взглядов, устремлений, установок, стремлений

Разрешить конфликт далеко не всегда означает пойти на уступки, иногда очень важно отстоять свою позицию, как для своего собственного блага, так и для пользы другого человека. Потакая всем желаниям и капризам ребенка, мы не приносим ему тем самым пользу, не учим его считаться с реальными возможностями и условиями жизни

Причины конфликтов между педагогом и родителями:   ♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;     ♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;     ♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;     ♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;     ♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка

Причины конфликтов между педагогом и родителями:

♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;    ♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;    ♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;    ♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;    ♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка

Действия, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:        ♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;     ♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;     ♦ постоянные придирки к деятельности учителя;     ♦ отрицательная оценка профессиональной деятельно¬сти учителя или общественной деятельности других родителей;     ♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;     ♦ активное навязывание своей точки зрения;     ♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;     ♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;     ♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;     ♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.

Действия, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

  •      ♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;    ♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;    ♦ постоянные придирки к деятельности учителя;    ♦ отрицательная оценка профессиональной деятельно¬сти учителя или общественной деятельности других родителей;    ♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;    ♦ активное навязывание своей точки зрения;    ♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;    ♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;    ♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;    ♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.
Действия учителя, ведущие к конфликту   ♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;     ♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;     ♦ использование внутри школьной информации во вред отдельным ученикам и родителям;     ♦ игнорирование интересов учеников и родителей;     ♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;     ♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Действия учителя, ведущие к конфликту

  • ♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;    ♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;    ♦ использование внутри школьной информации во вред отдельным ученикам и родителям;    ♦ игнорирование интересов учеников и родителей;    ♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;    ♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.
Родители бывают разные…Как с ними общаться?  10 правил решения конфликтов в общении с людьми 1. Научись гасить эмоции.  Ни один разговор не может получиться конструктивным, пока кто-то откровенно агрессивен.  2. Не накручивай себя.    3. Правильно выбирай время для серьезного разговора.    4. Анализируйте ситуацию и пытайтесь найти причину, а не бороться со следствиями .  5. Конфликтовать нужно только по конкретному случаю.

Родители бывают разные…Как с ними общаться? 10 правил решения конфликтов в общении с людьми

1. Научись гасить эмоции.  Ни один разговор не может получиться конструктивным, пока кто-то откровенно агрессивен.

2. Не накручивай себя.  

3. Правильно выбирай время для серьезного разговора.  

4. Анализируйте ситуацию и пытайтесь найти причину, а не бороться со следствиями .

5. Конфликтовать нужно только по конкретному случаю.

6. Не накапливай проблем.  Обсуждайте каждый вопрос по мере его возникновения, не надо ждать, пока их соберется много. Не стоит за один раз обсуждать несколько наболевших проблем. Оптимальный вариант - одна проблема на один разговор  7. Не затаивай обиды и не культивируй в себе комплекс вины. Оба этих чувства очень похожи, достаточно деструктивны и находятся исключительно внутри нас самих  8. Не опускайся до оскорблений  9. В процессе разговора воздержись от ироничных реплик и язвительных замечаний.  Иногда оскорбляют даже не слова, а тон, которым произнесено то или иное замечание.  10. Не устраивай скандалов, решай конструктивно.

6. Не накапливай проблем.  Обсуждайте каждый вопрос по мере его возникновения, не надо ждать, пока их соберется много. Не стоит за один раз обсуждать несколько наболевших проблем. Оптимальный вариант - одна проблема на один разговор

7. Не затаивай обиды и не культивируй в себе комплекс вины. Оба этих чувства очень похожи, достаточно деструктивны и находятся исключительно внутри нас самих

8. Не опускайся до оскорблений

9. В процессе разговора воздержись от ироничных реплик и язвительных замечаний.  Иногда оскорбляют даже не слова, а тон, которым произнесено то или иное замечание.

10. Не устраивай скандалов, решай конструктивно.

Программа предупреждения конфликта   1 . Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.     2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.     3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.     4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.     5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.     6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.     7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.     8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Программа предупреждения конфликта

  • 1 . Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.    2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.    3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.    4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.    5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.    6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.    7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.    8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.
Как правильно реагировать на хамство.? Хамство - это действие, цель которого - унизить другого человека. Причем унижение обычно остро переживается униженной стороной, что доставляет хаму удовольствие. Особо остро мы воспринимаем хамство, когда его не ждем.  Рекомендация-не реагировать на оскорбление сразу же, лучше переждать несколько секунд. В этом случае вы выигрываете время, необходимое для правильной оценки ситуации, успокаиваетесь и можете позволить себе наиболее выигрышную реакцию - уверенную.

Как правильно реагировать на хамство.?

  • Хамство - это действие, цель которого - унизить другого человека. Причем унижение обычно остро переживается униженной стороной, что доставляет хаму удовольствие. Особо остро мы воспринимаем хамство, когда его не ждем. Рекомендация-не реагировать на оскорбление сразу же, лучше переждать несколько секунд. В этом случае вы выигрываете время, необходимое для правильной оценки ситуации, успокаиваетесь и можете позволить себе наиболее выигрышную реакцию - уверенную.
Чтобы хамство было эффективным, хам должен задеть нечто значимое, дорогое для человека: как правило, это внешность, честь, умственные способности. Если же задеть человека не удалось, то хам, не сумев навязать «жертве» ожидаемую стандартную реакцию, оказывается в глупом положении. Вообще уверенная реакция на оскорбление - это умение подняться над ситуацией и обесценить обиду. Этого можно достичь, научившись реагировать не непосредственно на обиду, а на то, что стоит за ней. Так, не ответив на конкретную грубость, можно спокойно поинтересоваться у обидчика, доволен ли он, стало ли ему легче. То есть показать ему, что он делает вам больно, но вы можете с этим справиться. Одним из самых тяжелых испытаний остается хроническое хамство. В особо тяжелых случаях, когда мелкие и крупные унижения и грубости льются непрерывным потоком изо дня в день, психологи рекомендуют выйти из ситуации
  • Чтобы хамство было эффективным, хам должен задеть нечто значимое, дорогое для человека: как правило, это внешность, честь, умственные способности. Если же задеть человека не удалось, то хам, не сумев навязать «жертве» ожидаемую стандартную реакцию, оказывается в глупом положении. Вообще уверенная реакция на оскорбление - это умение подняться над ситуацией и обесценить обиду. Этого можно достичь, научившись реагировать не непосредственно на обиду, а на то, что стоит за ней. Так, не ответив на конкретную грубость, можно спокойно поинтересоваться у обидчика, доволен ли он, стало ли ему легче. То есть показать ему, что он делает вам больно, но вы можете с этим справиться. Одним из самых тяжелых испытаний остается хроническое хамство. В особо тяжелых случаях, когда мелкие и крупные унижения и грубости льются непрерывным потоком изо дня в день, психологи рекомендуют выйти из ситуации
Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты. Человеческое мышление способно  на 80% спрогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности.

Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность

Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Иначе то, что происходит, застает врасплох, бывает неожиданным. Приходится по ходу преодолевать возникшие препятствия, конфликты.

Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия.

Необходимо использовать эти способности.

Первая фаза общения с родителями : не включаться эмоционально в ситуацию разговора.

Первая фаза общения с родителями :

не включаться эмоционально в ситуацию разговора.

Вторая фаза : организация равноправного взаимодействия с родителем.

Вторая фаза :

организация равноправного взаимодействия с родителем.

Противоборство - форма поведения в конфликтной ситуации, которая может привести к доминированию и в конечном итоге к уничтожению одного из оппонентов конфликта. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем, путем открытой борьбы за свои интересы, различных средств давления на оппонента.

Противоборство - форма поведения в конфликтной ситуации, которая может привести к доминированию и в конечном итоге к уничтожению одного из оппонентов конфликта. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем, путем открытой борьбы за свои интересы, различных средств давления на оппонента.

 Сотрудничество

Сотрудничество

Компромисс - предполагает, что обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки. Действие направленно на то, чтобы урегулировать разногласия и выработать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.

Компромисс - предполагает, что обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки. Действие направленно на то, чтобы урегулировать разногласия и выработать промежуточные решения, устраивающие обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает.

Третья фаза :  поиск новых форм сотрудничества с родителями.

Третья фаза : поиск новых форм сотрудничества с родителями.

Золотое правило: Легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать. Не доводить до конфликта-ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА!

Золотое правило:

Легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать.

Не доводить до конфликта-ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!